Понятие и особенности перформансной коммуникации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 14.05.2017

Статья просмотрена: 3418 раз

Библиографическое описание:

Куршина, О. С. Понятие и особенности перформансной коммуникации / О. С. Куршина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43404/ (дата обращения: 19.11.2024).



Современная эпоха характеризуется качественными переменами социальной жизни общества, к которым относятся динамизм и глобализация. Не в последнюю очередь эти процессы влияют и на систему связей с общественностью, порождая новые формы взаимодействия, одной из которых есть перформансная коммуникация.

Актуальность темы исследования обуславливается следующими факторами:

– недостаточная разработанность данной темы в литературе, освещающей вопросы технологий и инструментов связей с общественностью;

– высокая распространенность перформансной коммуникации как специфической формы коммуникации и как инструмента public relations;

Предмет исследования — перформансная коммуникация как отдельная форма коммуникации в контексте связей с общественностью.

Объект исследования — сами перформансы, т. е., коллективные или индивидуальные творческие акты, для которых характерна театральность и активное вовлечение зрителей.

Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на научные разработки и эмпирически наблюдаемые особенности перформанса, изучить данный вид коммуникации как специфический тип инструмента public relations.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу: определить понятие и особенность перформансной коммуникации.

В переводе с английского «перформанс» означает представление, спектакль, работу на публику. Исторически областью зарождения перформанса были священные ритуалы и дворцовые церемонии [4]. Впервые слово было использовано музыкантом Дж. Кейджем в 1952 году по отношению к одному из своих концертов. Свои истоки перформанс также берет из авангардной живописи, где на первое место ставилось преодоление физического пространства картины, а выход за рамки становился основной тенденцией.

Чаще всего перформансная коммуникация основывается на определенных ритуалах, и в обязательном порядке имеет символистическое выражение коммуникативного сообщения. Ритуалы являются важной составляющей жизни любого общества. В рамках связей с общественностью ритуалы проявляют себя в форме, к примеру, презентаций.

Ричард Шехнер дает определение перформансу как деятельности, которую проводит индивидуум или группа индивидуумов в присутствии и для другого индивидуума или группы. Однако, данная дефиниция не совсем корректна, поскольку под нее попадают и театральные представления, и официальные церемонии, например, бракосочетания.

С точки зрение связей с общественностью было бы рационально добавить к данному определению целевую направленность действия — произвести определенное впечатление на целевую аудиторию, донести информацию до реципиента.

Перформанс, по словам Г. Почепцова, «располагает свое сообщение в пространстве» [2].

Ключевыми элементами перформансной коммуникации являются:

– вербальная составляющая (текст);

– визуальная часть (цвета, формы, одежда и внешний вид участников и пр);

– эмблемы;

– слоганы;

– ритуальные действия;

– художественная часть.

Привлечение всех этих элементов является важным для осуществления данного вида коммуникации [3]. Под ее влиянием происходят не только культурные, но и политические мероприятия.

Еще одной спецификой данного вида коммуникаций является театральность, т.е, все ее составляющие элементы являются спланированными и не имеют случайного характера.

В системе PR-деятельности перформансная коммуникация чаще всего используется в event-проектах. Важным является то, что перформансная коммуникация проявляется именно в специальных ивент-мероприятиях, то есть таких, которые требуют тщательной подготовки и привлечения специалистов.

Мероприятия с элементами перформансной коммуникации ориентированы на эмоциональное восприятие целевой аудиторией, они помогают глубже раскрыть сущность бренда, подвигнуть совершить покупку или заказать услугу, а также стать информационным поводом, создать лояльность аудитории, сформировать благоприятный имидж компании, способствовать продвижению как организации, так и ее продукции.

По мнению Г. Почепцова, максимальной эффективности коммуникации можно достичь путем использования всех ее видов, отдавая доминирующую роль тому, сущность которого определяет коммуникационное сообщение. Перформансная коммуникация является доминирующей в таком мероприятии как, к примеру, презентация, поскольку при этом вполне уместно усилить эффект воздействия на целевую аудиторию художественными средствами и аудио-визуальными компонентами.

Кандидат социологический наук Коркия Э. Д. противопоставляет перформативность репрезентативности. Символы в перформансе — это то, что демонстрируют зрителю (тела, краски, движения, звуковое сопровождение), в репрезентативном же использовании символам соответствуют определенные предметы, отношения и пр. в реальном мире. При реалистичном использовании символов связь с реалиями, которые они репрезентируют, весьма очевидна. В перформативном использовании символов искать то, что они обозначают, не имеет смысла, так как они обозначают сами себя, являются автономными.

О символах, используемых в перформансе, нельзя сказать, что они вовсе не имеют денотата. Они являются представителями самих себя и, следовательно, сами являются своими денотатами [1].

В перформансной коммуникации формируется темпоральная идентичность человека, в то время как при формальной коммуникации она остается неизменной (по сути, оставаясь ригидной структурой, продолжительной и устойчивой). В событиях же перформансной коммуникации человек сначала деиндивидуализируется.

Обязательным элементом перформанса также является аудитория. Ричарт Шехнер предлагает классификацию аудитории, где главным критерием классификации выступает степень вовлеченности зрителей в ситуацию и ее случайный характер: интегрированная/случайная аудитория. Типы аудиторий приведены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация аудитории по Р.Шехнеру

Интегрально-эстетическая

Приглашенная на церемонию аудитория из тех, «кто знает»

Интегрально-ритуальна

Аудитория на свадьбах, похоронах, инаугурации, подписании договоров

Случайно-эстетическая

Аудитория из тех, кто заинтересован в публично рекламируемой коммерческой продукции

Случайно-ритуальная

Туристы, наблюдающие церемонию, зрители представления в театре и пр.

Случайная аудитория состоит из людей, которые, индивидуально или коллективно идут, к примеру, в театр — представления публично рекламируются и открыты для всех. На открытиях коммерческого характера посещение критиков и приглашенных гостей представляет скорее интегрированную, чем случайную аудиторию. Интегрированной аудиторией можно назвать ту, которая приходит или в силу необходимости, или эти события являются значимыми для них. Интегрированной аудиторией можно назвать родственников жениха и невесты на свадьбе, высоких должностных лиц при процедуре инаугурации.

От успешного применения отделами связей с общественностью разных видов коммуникаций, в том числе, и перформансной, зависит успех функционирования как государственных, так и частных структур, таким образом, данный вид коммуникации служит для реализации целей public relations.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что перформанс — это предварительно отрепетированное действие, которое демонстрирует одна группа людей перед другой в форме театрального действа. Перформансы делают коммуникацию четкой, сигналы понятными, лишают их двусмысленности и сдерживают агрессивные действия (если они не являются их целью). При этом центральным звеном перформанса является третье лицо — зритель.

Перформансы — массовые процессы и массовая стратегия обмена информацией в обществе. Важной составляющей перформанса является реакция аудитории, без которой воспроизведение действия не имеет смысла.

Литература:

  1. Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи постмодерна: диссертация. — Москва, 2005. — 148 с
  2. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации. — М.: Рефл-бук, 2006. — 656 с.
  3. Савруцкая Е. П., Кузнецова Е. И., Суханов А. И. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. — Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2002. — 207 с.
  4. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. — 461 с.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникация, вид коммуникации, случайная аудитория, целевая аудитория, вид коммуникаций, интегрированная аудитория, классификация аудитории, общественность, случайный характер.


Задать вопрос