Вводный опрос студентов первого курса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 13.05.2017

Статья просмотрена: 1037 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, Е. Б. Вводный опрос студентов первого курса / Е. Б. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 329-334. — URL: https://moluch.ru/archive/153/43357/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: тестирование, мониторинг, google таблицы, google forms

Несмотря на стремительное развитие современных информационных технологий, появление новых средств коммуникаций и изучения информатики в школе, общая компьютерная грамотность студентов часто является недостаточной для свободной ориентации в информационном пространстве и эффективного профессионального использования постоянно развивающихся технологий.

Автор читает лекции по дисциплинам «Языки и методы программирования» и «Высокоуровневые методы информатики и программирования» для студентов 1-го курса факультета прикладной математики, физики и информационных технологий. Одной из основных проблем преподавания этих курсов является очень разный уровень знаний и умений студентов. Поэтому каждый год для студентов, поступивших на первый курс факультета, автором проводится вводный опрос. Цель данного опроса — дать преподавателю более точные ориентиры для определения уровня компьютерной грамотности студентов, нежели те, которые следуют из баллов ЕГЭ по математике и информатике (тем более студентов, сдававших ЕГЭ по информатике, как правило, очень мало). Исходя из полученных результатов, во-первых, происходит деление группы на подгруппы на начальном этапе, во-вторых, определяются моменты, на которые стоит обратить повышенное внимание. Выделяется круг студентов, у которых информатика в школе преподавалась не на самом высоком уровне, у кого вообще не преподавалось программирование с тем, чтобы оказать им особую поддержку при изучении дисциплины. Студенты предупреждаются о том, что результаты данного опроса никак не влияют на дальнейшие оценки и отношение преподавателя. Студентам рекомендуется отвечать на вопросы опроса максимально честно и самостоятельно.

Опрос условно можно разделить на три части.

Первая часть опроса призвана выяснить общую информацию о студенте — собрать email-адреса, выяснить какие учебные заведения ими окончены, на какие баллы сданы единые государственные экзамены по математике и информатике. Особо ценными являются ответы на вопросы о том, что изучалось на уроках информатики в школе:

– какие темы изучались в школе (системы счисления, текстовые и табличные редакторы, алгебра логики, программирование, базы данных, создание сайтов);

– какие языки программирования изучались (Pascal, Python, С/C++, Basic и др.).

– изучались ли в школе системы компьютерной математики.

Вторая часть опроса подразумевает вопросы об общей компьютерной грамотности и интересах студентов. Ниже приводятся некоторые вопросы опроса:

– как давно вы пользуетесь компьютером?

– как вы оцениваете свои навыки работы на компьютере?

– для чего вы используете интернет?

– устанавливаете ли вы самостоятельно программы на компьютер?

– используете ли вы облачные хранилища?

– посещаете ли вы сайты, посвященные компьютерным технологиям?

– хотите ли вы работать в сфере информационных технологий?

– что вас интересует в компьютерной индустрии?

Исходя из ответов на эти вопросы делаются выводы об умении студентов пользоваться компьютером, самостоятельно устанавливать среды разработки, используемые в процессе обучения, пользоваться облачными хранилищами для получения индивидуальных заданий и методической литературы, предусматривается время на помощь тем студентам, которые пока не могут самостоятельно пользоваться используемыми при обучении инструментами.

В третьей части опроса предлагается ответить на простейшие вопросы, которые представлены в первой части ЕГЭ по информатике [1]: вопросы связанные с системами счисления, базами данных, простейшими алгоритмами. Например

– Сколько единиц в двоичной записи числа 239?

– Сколько слов длины 6 можно составить из букв Е, Г, Э? Каждая буква может входить в слово несколько раз.

– Скорость передачи данных через выделенный канал равна 512 000 бит/с. Передача файла через данное соединение заняла 46 секунд. Определите размер файла в килобайтах.

– Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске:?hel*lo.c?*

1) hello.c; 2) hello.cpp; 3) hhelolo.cpp; 4) hhelolo.c

– Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:

– Запишите значение переменой b после выполнения фрагмента алгоритма:

– Определите, что будет напечатано в результате работы следующего фрагмента программы.

Первые три года опрос проводился в письменном виде. Данный способ проведения опроса нельзя назвать удобным для преподавателя. Во-первых, для каждого студента распечатывалась анкета, что влекло материальные затраты, во-вторых, после проведения опроса достаточно сложно обрабатывать ответы. Было принято решение о создании опроса с использованием онлайн технологий.

Существует огромное количество сервисов и программ для составления тестов и опросов. Выбор был сделан в пользу Google Forms (Гугл Формы) [2], так как сервисы Google широко используются автором в учебном процессе. Данный сервис позволяет провести онлайн опрос с разными типами вариантов ответов [3]:

– небольшое текстовое поле длиной в несколько слов или блок текста длиной более одного предложения;

– выбор одного или нескольких вариантов ответа из списка или ввод своего ответа, выбор одного варианта ответа из раскрывающегося списка;

– шкала ответов и сетка;

– поле для ввода даты или времени;

В вопрос можно добавлять изображения и видео с Youtube. Доступ к форме возможен с помощью ссылки на опрос, с помощью приглашения на адрес электронной почты, с помощью публикации в социальных сетях, а также с помощью встраивания на страницу сайта. Результаты опроса можно посмотреть прямо в форме в двух видах — отдельно по каждому пользователю и сводку всех ответов, представленную в виде диаграмм. Кроме этого создается сводная таблица Google c ответами всех пользователей. Собранные данные можно обрабатывать в Google Spreadsheet (Гугл Таблицы), скачивать в форматах xlsx, html, csv, tsv, pdf и ods, открывать доступ к результатам по ссылке, опубликовать данные на веб-странице.

В этом году ссылка на опрос, созданный в Google Forms, была размещена на персональном сайте автора. Студенты отвечали на вопросы анкеты в компьютерном классе. Всего в опросе участвовали 43 студента. Далее на рисунках 1–8 приводятся некоторые диаграммы с ответами на вопросы.

Рис. 1. Баллы, полученные на ЕГЭ по математике

Рис. 2. Баллы, полученные на ЕГЭ по информатике

Рис. 3. Как давно вы пользуетесь компьютером

Рис. 4. Устанавливаете ли вы самостоятельно программы на компьютер

Рис. 5. Оценка собственных навыков работы на компьютере

Рис. 6. Изучаемые в школе языки программирования

Рис. 7. Используете ли вы облачные хранилища

Рис. 8. Хотите ли вы работать в сфере информационных технологий

Кроме этого, из опроса следует, что 100 % опрошенных студентов используют интернет для прослушивания музыки, просмотра видео и общения в социальных сетях, около 80 % студентов использую интернет для учебы, около 45 % студентов используют интернет для чтения книг. Более 60 % опрошенных студентов неверно отвечают на вопросы, связанные с простейшими задачами на программирование и алгоритмизацию, несмотря на то, что не изучали программирование 32 % опрошенных.

Исходя из анализа полученных результатов группа была поделена на две подгруппы (учитывалось мнение самих студентов). Сильная подгруппа решала задачи в более быстром темпе, слабая подгруппа помимо решения более простых задач (часто с дополнительным обсуждением) получала консультации по установке программного обеспечения, использованию облачных хранилищ и т. п.

После первого семестра часть студентов из более слабой подгруппы догнали и даже перегнали студентов сильной группы, и перешли в нее. В свою очередь два студента из сильной группы наоборот предпочли слабую, почувствовав недостаток знаний. К концу второго семестра группы практически сравнялись по успеваемости.

В целом результаты опроса дают достаточно точные данные о знаниях и умениях студентов, которые подтверждаются на практике и помогают преподавателю на начальном этапе организовать обучение в группе, выделить слабых студентов и помочь им адаптироваться. В дальнейшем планируется немного изменить формулировки вопросов для более удобного анализа результатов в Google таблицах.

Литература:

  1. Зорина Е. М. ЕГЭ 2017. Информатика: сборник заданий. — М. Эксмо, 2016. — 240 с.
  2. https://www.google.com/intl/ru_ru/forms/about/
  3. http://pedsovet.su/online/5968_kak_sdelat_google_formu_i_opros
Основные термины (генерируются автоматически): студент, опрос, умение студентов, часть опроса, баз данных, начальный этап, общая компьютерная грамотность, результат опроса, сильная группа, слабая подгруппа.


Ключевые слова

мониторинг, тестирование, google таблицы, google forms

Похожие статьи

Место и роль инновационных технологий на уроках математики

Разработка шаблонов кейсов для образовательной программы MFJ (My Future Job)

Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Вики технологии в организации самостоятельной работы на платформе Moodle

Разработка информационной системы для учебной группы

В статье автор разрабатывает приложение, решающее проблему малой осведомленности студенческих групп и позволяющее частично автоматизировать работу старост.

Сервис Wordwall в образовательном процессе

В статье рассматриваются методические аспекты использования сервиса Wordwall в учебном процессе. выделены особенности и формы работы с сервисом. проанализированы наиболее эффективные шаблоны для использования на уроках.

Место и роль искусственного интеллекта на уроках математики

Справочник ресурсов для размещения на корпоративном сайте

В статье рассматривается пример программной части справочника ресурсов с применением интернет-технологий. Приведены диаграммы вариантов использования, последовательностей и блоков. Рассмотрены особенности функционирования справочника ресурсов. Описан...

Фактографический поиск в гетерогенных базах данных

Похожие статьи

Место и роль инновационных технологий на уроках математики

Разработка шаблонов кейсов для образовательной программы MFJ (My Future Job)

Использование виртуальной онлайн-доски на уроке математики

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Вики технологии в организации самостоятельной работы на платформе Moodle

Разработка информационной системы для учебной группы

В статье автор разрабатывает приложение, решающее проблему малой осведомленности студенческих групп и позволяющее частично автоматизировать работу старост.

Сервис Wordwall в образовательном процессе

В статье рассматриваются методические аспекты использования сервиса Wordwall в учебном процессе. выделены особенности и формы работы с сервисом. проанализированы наиболее эффективные шаблоны для использования на уроках.

Место и роль искусственного интеллекта на уроках математики

Справочник ресурсов для размещения на корпоративном сайте

В статье рассматривается пример программной части справочника ресурсов с применением интернет-технологий. Приведены диаграммы вариантов использования, последовательностей и блоков. Рассмотрены особенности функционирования справочника ресурсов. Описан...

Фактографический поиск в гетерогенных базах данных

Задать вопрос