Символика предметных образов в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 23421 раз

Библиографическое описание:

Таранкова, К. А. Символика предметных образов в романе Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» / К. А. Таранкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 375-378. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43131/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматриваются предметные образы романа Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи, имеющие в тексте романа символическое значение. Также определяется символическое содержание этих образов и характер их связи с внутренним миром персонажа.

Ключевые слова: Джером Дэвид Сэлинджер, символ, «Над пропастью во ржи»

Джером Дэвид Сэлинджер — американский писатель, один из самых известных в мире и один из самых влиятельных писателей литературы США XX века. Многие произведения данного автора стали предметом подробного литературного анализа и были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.

Безусловно, самым известным произведением Сэлинджера становится опубликованный в 1951 году роман «Над пропастью во ржи». Это произведение довольно быстро занимает место среди самых читаемых книг Соединенных Штатов Америки. В России эта книга впервые была издана в 1960 году и с тех пор является одним из самых известных произведений американской литературы. Читающей публике полюбился главный герой этой книги, Холден Колфилд, который с беспрецедентной искренностью посвящает нас во все тайны внутреннего мира подростка. Но что же сделало этот роман таким популярным? Значительная часть смыслов этого романа замаскирована автором под видом простых предметов внешнего мира, таких как бейсбольная перчатка, охотничья шапка, пруд в Центральном парке и т. д. Таким образом, эти предметы становятся символами, которые несут большую смысловую нагрузку.

Это связано, в первую очередь, с тем, что герой Сэлинджера сталкивается с непониманием окружающих его людей, он не может объяснить, что именно с ним происходит, ведь сам не до конца осознает свои внутренние проблемы — проблемы, с которыми многие подростки встречаются в период становления личности и осознания своего места в жизни. Чтобы в той или иной мере донести до читателя переживания главного героя, Сэлинджер использует символы, ведь именно они способны назвать то, к чему крайне сложно подобрать точное объяснение, особенно если дело касается каких-либо внутренних чувств. И в романе символы являются способом выражения для Холдена своих эмоций и волнений. Символы являются ключом ко внутреннему миру Холдена, ко всем его тревогам, страхам и беспокойствам.

Как известно из биографии Дж. Д. Сэлинджера, он участвовал во Второй Мировой войне и принимал активное участие в высадке союзнических войск на побережье Нормандии в 1944 году. Впоследствии он также участвовал в освобождении нескольких концлагерей. Учитывая то, что сам автор был еврейского происхождения, увиденное им могло произвести на него крайне тягостное впечатление. Эта психологическая травма, по-видимому, осталась с ним на всю жизнь. Многие критики считают, что его творчество является попыткой преодолеть эти воспоминания и, справившись со своим прошлым, шагнуть в будущее. Интересно, что героями многих его рассказов являются подростки и молодые люди. Возможно автор, увидевший все ужасы Второй Мировой войны, был эмоционально не готов к этому и поэтому в своих произведениях он часто описывает свой внутренний опыт столкновения юношеского сознания с жестоким и безразличным миром. Именно из-за этого многие его произведения кажутся так глубоко личными.

Тема отчуждения, внутреннего конфликта с самим собой, а вследствие этого, и с окружающим миром прослеживается во многих произведениях Сэлинджера, но именно благодаря использованию автором предметной символики в романе «Над пропастью во ржи» читателю удается прочувствовать и понять состояние героя намного сильнее и ярче, чем в каком-либо другом произведении. Само понятие символ является достаточно многогранным и неоднократно исследовалось учеными, такими как Ф. В. Шеллинг, Г. Шоу, А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев, Н. Н. Рубцов и др.

Внешняя форма символа не позволяет нам судить о его внутреннем содержании. Об этом очень убедительно говорится в определении, которое дает символу американский исследователь Г. Шоу: «symbol is a word, phrase, or other expression having a complex of associated meanings; in this sense, a symbol is viewed as having values different from those of whatever is being symbolized» [4, p. 85]. Как видим, Г. Шоу акцентирует внимание на том, что форма выражения символа не всегда бывает напрямую связана с его содержанием. Именно этим обусловлены те функции, которые символ выполняет в литературном произведении. Литературный символ — это больше, чем символ в его практическом, бытовом понимании. Это может быть предмет, человек, ситуация, действие или элемент сюжета, который имеет буквальный смысл, но одновременно с этим выражает эмоциональное состояние героя или передает дополнительные смыслы.

К примеру, пруд в центральном парке в глазах Холдена становится прообразом всего мира, ведь вода — знаковый символ, олицетворяющий поток жизни. Согласно Платону, вода — источник и гробница всего сущего во вселенной, символ непроявленного, первичной материи, «жидкость все проверяющая». Вода обладает столь мощными энергетическими свойствами, что облегчение может принести и простое ее созерцание — будь то пруд, водопад, морская гладь или небольшой фонтан. В романе нам представлен пруд. Пруд — это образ стоячей, недвижимой воды. Он и заморожен наполовину, и наполовину нет. Пруд находится в переходном периоде между двумя состояниями, так же, как Холден находится в переходном периоде между детством и взрослой жизнью. Холден боится перемен, взросления, однако именно пруд в центральном парке доказывает, что некоторые изменения носят лишь временный характер. Пруд для Холдена — символ гармонии и спокойствия.

Интересно, что образ музея в романе также имеет двойственное содержание. Этнографический музей олицетворяет для Холдена статичность, постоянство его внутреннего мира. Экспонаты музея заморожены и неизменны: «the best thing, though, in that museum was that everything always stayed right where it was. Nobody’d move. Nobody’d be different» [3, p. 122]. Холден боится перемен, он хочет, чтобы все было легко, понятно и вечно неподвижно, как статуи эскимосов и индейцев в музее. Как точно подметил в своем исследовании С. С. Савинич: «в этом месте он чувствует себя по-настоящему уютно, поскольку сюда можно прийти в любое время, и здесь все будет по-прежнему. Здесь нет стремительного течения человеческой жизни, нет необходимости постоянно меняться и приспосабливаться к изменениям, которые происходят в окружающих людях» [2, с. 167]. Вместо того, чтобы признать, что взрослая жизнь его пугает и интригует, Холден уходит в мир фантазий. С одной стороны, Холдена смущает тот факт, что он сам меняется каждый раз, когда возвращается в музей: «the only thing that would be different would be you» [3, p. 123]. Но с другой стороны, Холдену комфортно в музее именно из-за его статичности.

Кроме того, говоря о функциях символа, стоит отметить, что одной из основных функций символа является выражение сущности и идеи предметов. Так, по выражению Н. Рубцова «Символ — это вершина или наиболее совершенное и законченное проявление образного познавательного отношения к действительности» [1, с. 39]. Другими словами, это всегда завершенное, целостное образование, осуществляющее функцию человеческого познания. Эта функция символа очень часто используется для того, чтобы описать эмоциональное состояние героя или некую ситуацию художественной действительности, которую сложно или невозможно описать словами естественного языка. Именно тогда автор и прибегает к использованию языка символических образов для более точного художественного отражения внутреннего мира персонажа.

Например, Сэлинджер использует яркую охотничью шапку с большим козырьком и наушниками, как символ защиты, ограждения от внешнего мира. Шапка становится для Холдена спасительным предметом, за которым он скрывается в сложные моменты жизни. Также, шапка защищает Холдена в опасные моменты, как, к примеру, когда Стредлейтер попросил Холдена написать за него сочинение и позже, в момент драки с ним: «anyway, I was still sitting on the washbowl next to where Stradlater was shaving, sort of turning the water on and off. I still had my red hunting hat on, with the peak around to the back and all. I really got a bang out of that hat» [3, p. 29]. Шапка является для него защитным средством, и без нее он теряет свою уверенность. Прячась под козырьком шапки от мира, Холден хочет снова быть ребенком, которому не о чем беспокоиться, поскольку в его жизни еще нет значительных проблем.

Стоит отметить, что в романе выступают и образы, дающие Холдену гармонию, надежду и силы, как, к примеру, бейсбольная перчатка покойного брата Алли, очень внутренняя и глубоко личная для Холдена тема: «My brother Allie had this left-handed fielder’s mitt. He was left-handed. The thing that was descriptive about it, though, was that he had poems written all over the fingers and the pocket and everywhere. In green ink. <…> He’s dead now. <…> I slept in the garage the night he died, and I broke all the goddam windows with my fist, just for the hell of it» [3, p. 41]. Этот парадоксальный предмет раскрывает ранимость и чуткость Холдена, он является маленькой незримой дверцей в его внутренний мир. Нужно заметить, что на его отношение к взрослению достаточно сильное значение оказала смерть его брата Алли. Для Холдена это был сильный удар, смерть брата он переживал очень трудно, об этом свидетельствуют все разбитые стёкла в гараже и порезанная рука. Холден осознал, насколько хрупка жизнь, и в него вселился ужас от какого бы то ни было продвижения вперёд, ведь любое изменение ведёт к исчезновению. Бейсбольная перчатка Алли является символом «перехода» между мирами — между жизнью и смертью, между детством и взрослением. Перчатка Алли — это внутренний мир Холдена, хрупкий, ранимый, но искренний и наполненный любовью. Холдену сложно объяснить словами свое внутреннее состояние, и в этом нам отлично помогает образ перчатки Алли.

Кроме того, стоит обратить внимание и на зелёные чернила, которыми Алли исписал перчатку перед смертью. Зеленый цвет в искусстве — знак надежды. Алли оставляет после себя не просто символ тепла и искренности в виде бейсбольной перчатки, но и надежду на возможное спасение из мира фальши, который так не нравится Холдену. Также, зеленый цвет можно трактовать, согласно С. Эйзенштейну, как цвет мудрости и возрождения души. Холден перенимает мудрость брата и может на такой духовной основе выстроить новый мир «ловца душ». С данным символом пересекается и общее понимание зеленого цвета в символизме — это знак зарождения новой жизни, урожая, произрастания, весны. Стихи, написанные Алли на перчатке — семена, которые произрастут в нечто новое и прекрасное в душе Холдена. С одной стороны, перчатка Алли — это привязанность Холдена к прошлому, его мир, в котором он прячется, как и под козырьком шапки, от окружающей действительности. С другой стороны, это символ, помогающий Холдену существовать в окружающем мире, его проводник в реальность.

Само название данного произведения неразрывно связано в сознании современного общества с темой взросления, становления личности, обретения самого себя. В буквальном смысле название романа Дж. Сэлинджера переводится как «Ловец во ржи». Поле ржи в романе символически связано с порою детства. Маленький ребенок, бегущий во ржи видит не дальше одного шага перед собой и не дальше одного шага позади себя. Это очень точно отражает проблематику романа. Ребенок не знает ответственности за свои действия и не может прогнозировать будущее. Поле символизирует невинность. Падение со скалы символизирует падение в порок, фальшь, взрослый мир. Пропасть во ржи ассоциируется в этом романе с взрослением и приобретением жизненного опыта именно вследствие необратимости этого процесса. Ведь нельзя отказаться от жизненного опыта, так же, как и нельзя снова вернуться в детство.

Ловец во ржи — это самый важный символ романа. Холден объясняет Фиби, что хочет быть ловцом во ржи. Он рисует картину себя, где он ловит детей, которые играют во ржи и могут по неосторожности упасть в пропасть: «I keep picturing all these little kids playing some game in this big field of rye and all. Thousands of little kids, and nobody’s around — nobody big, I mean — except me. And I’m standing on the edge of some crazy cliff. What I have to do, I have to catch everybody if they start to go over the cliff — I mean if they’re running and they don’t look where they’re going, I have to come out from somewhere and catch them. That’s all I’d do all day. I’d just be the catcher in the rye and all» [3, p. 174]. Холден представляет, как будет спасать детей не только от взросления, но и от жестокости взрослого мира. Для него важна чистота души, он мечтает сохранить эту чистоту в людях, поэтому хочет помогать детям. Таким образом, главный герой на протяжении всего романа проходит глубокую трансформацию от замкнутости и агрессии против всего мира к его принятию и пониманию своей роли в реальности. Герой Сэлинджера совершает переход из детства во взрослую жизнь, что даётся ему нелегко. В той или иной мере к Холдену все же приходит понимание того, что стать взрослым — не значит стать лицемером, но значит принять на себя ответственность за кого-то другого. Осознав это, Холден вступает на путь примирения с миром взрослых. Это происходит прежде всего потому, что Холден примирился с окружающим миром и уже не испытывает необходимости в самоизоляции.

Изучение и анализ «Над пропастью во ржи» означает возвращение в юношество ради понимания главного героя, его психологии, тонкостей и многогранности созревающей, только появляющейся на свет натуры. Ведь «Над пропастью во ржи» — это, своего рода, путешествие читателя в самые потаенные, самые глубокие человеческие переживания, показанные глазами уже не ребенка, но еще и не взрослого человека. Сам Сэлинджер не стремится к объективному отражению реального мира и персонажей, он намеренно создает субъективные символы, что помогает реализации авторского замысла — изображения процесса взросления подростка в непростых условиях жизни.

Литература:

  1. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления. М., 1991, — 39 с.
  2. Савинич С. С. Проблема символики Дома в литературе США: от эпохи Романтизма до середины XX века: диссертация... кандидата филологических наук. Москва, 2012. — 203 с.
  3. Salinger J. D. The Catcher In The Rye. СПб.: Антология, 2015. — 256 с.
  4. Shaw H. (1881). Dictionary of Literary Terms. New York: McGraw-Hill, Inc. — 85 c.
Основные термины (генерируются автоматически): символ, бейсбольная перчатка, внутренний мир, главный герой, ржа, роман, взрослая жизнь, зеленый цвет, окружающий мир, произведение, пропасть, пруд, центральный парк.


Ключевые слова

символ, Джером Дэвид Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»

Похожие статьи

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Концепция пространства в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории пространства в романе «С неба упали три яблока», выделяя пространственные оппозиции «верха» и «низа», а также характеризуя образы, изображённые в произведении.

Реализация мотива «счастье» в повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»

В статье рассматривается реализация мотива «счастье» в динамике образов и характеров главных героев повести «Вино из одуванчиков» известного американского писателя XX–XXI веков Р. Брэдбери.

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless»

Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Роль художественной категории пространства-времени в создании психологической характеристики персонажей в романе Ш. Джексон «Мы живём в замке»

В работе представлен краткий анализ пространственно-временной категории как одного из наиболее ярко выраженных и эффективных способов психологической характеристики персонажей произведений Ширли Джексон на примере романа писательницы «Мы живем в замк...

Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж»

В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье рассматривается роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируется их значение в произведении, общая смысловая нагрузка и степень участия в раскрытии образов персонажей.

Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»

В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Похожие статьи

Функции психологических прилагательных в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на материале повести «Княжна Мери»)

Статья посвящена характеристике психологических прилагательных лексико-семантической группы «Внутренние качества личности» в художественном тексте на материале романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Объект рассмотрения — повесть «Княжна Мери...

Концепция пространства в романе Н. Ю. Абгарян «С неба упали три яблока»

В данной статье автор пытается определить особенности категории пространства в романе «С неба упали три яблока», выделяя пространственные оппозиции «верха» и «низа», а также характеризуя образы, изображённые в произведении.

Реализация мотива «счастье» в повести Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»

В статье рассматривается реализация мотива «счастье» в динамике образов и характеров главных героев повести «Вино из одуванчиков» известного американского писателя XX–XXI веков Р. Брэдбери.

Анализ авторской манеры повествования в раскрытии многогранностей характера главного героя повесть А.С. Пушкина «Выстрел»

В статье рассматривается характер главного героя повести А. С. Пушкина «Выстрел». Акцентируются его многогранности. Особое внимание уделяется манере повествования автора в раскрытии неоднозначного существования человеческого «я» Сильвио.

Образ рассказчика в романе С. Минаева «Духless»

Статья посвящена обзору категории «образ автора» и «образ рассказчика». Проанализирован образ автора и повествователя в романе С. Минаева «Духless».

Роль художественной категории пространства-времени в создании психологической характеристики персонажей в романе Ш. Джексон «Мы живём в замке»

В работе представлен краткий анализ пространственно-временной категории как одного из наиболее ярко выраженных и эффективных способов психологической характеристики персонажей произведений Ширли Джексон на примере романа писательницы «Мы живем в замк...

Идейно-художественное своеобразие романа Э. Страут «Оливия Киттеридж»

В статье автор пытается сделать анализ идейно-художественного аспекта романа Э. Страут «Оливия Киттеридж» на основе биографии писательницы и проведения аналогии содержания романа с другими произведения зарубежных писателей.

Роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье рассматривается роль колоронимов в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Анализируется их значение в произведении, общая смысловая нагрузка и степень участия в раскрытии образов персонажей.

Проблема выбора между индивидуальным и коллективным благом на примере произведения «Семнадцать мгновений весны»

В данной статье рассматривается тема самопожертвования с двух сторон: как литературный приём, и как жизненное явление. Автор раскрывает эту тему путём анализа романа Юлиана Семёнова «17 мгновений весны». Главная задача — найти причины самопожертвован...

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Задать вопрос