Учебно-методическая разработка по русскому языку «Спортивный характер» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Ахмедова, Х. О. Учебно-методическая разработка по русскому языку «Спортивный характер» / Х. О. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42811/ (дата обращения: 16.12.2024).



Что такое характер?

О характере человека можно судить по тому, как он ведет себя в обществе, какие действия и поступки являются для него типичными, какова его жизненная позиция.

Характер не приобретается по наследству. Он формируется в процессе всей жизни. Пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу».

Различают четыре группы наиболее важных свойств характера:

‒ свойства, выражающие отношения личности к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, черствость, эгоизм);

‒ свойства, выражающие отношение к деятельности, к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, безответственность);

‒ свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, бережливость, алчность, неряшливость);

‒ свойства, выражающие отношение к самому себе (скромность, гордость, самолюбие, уверенность).

Вопросы изадания ктексту.

  1. Как мы судим о характере человека?
  2. Согласны ли вы с мыслью о том, что характер не приобретается по наследству?
  3. Какие свойства проявляет человек в отношении к коллективу?
  4. Какие свойства характеризуют личность по отношению к труду, вещам, к самому себе?

Распределите слова, обозначающие черты характера, на две группы:

1) положительные черты характера;

2) отрицательные черты характера.

Добрый, сильный, умный, злой, строгий, требовательный, застенчивый, злой, трусливый, хитрый, безвольный, скупой, честный, щедрый, общительный, волевой, добродушный, наглый.

Словарь

Портрет здесь: описание внешнего вида человека

Характер сочетание всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его поведении (хулқ, таъб)

Воспитание характера

Победы на олимпиадах даются нелегко. Они приходят только к мужественным людям с сильным характером. Спортсмены-олимпийцы являются для нашей молодежи примером целеустремленности и трудолюбия. Юноши и девушки с большим интересом следят за их выступлениями, восхищаются их волей, сильным характером.

Они всегда обладали удивительной способностью вызывать симпатии зрителей. У каждого свои вкусы и увлечения.

Иногда некоторые спортсмены-олимпийцы с виду хрупки, но на соревнованиях оказываются с сильным характером. Целеустремленно, шаг за шагом они идут по пути к спортивному совершенству. Их заветной целью является стать спортсменами самого высокого класса. По словам спортсменов-олимпийцев, воспитать такие качества, как трудолюбие, настойчивость в достижении цели, стремление к самосовершенствованию, помогают им очень строгий и требовательный тренер. Сегодня наши спортсмены-олимпийцы достигли многого. Их настойчивое стремление к достижению поставленной цели принесло им немало побед на олимпиадах. Годы тренировок воспитали и закалили настоящий бойцовский характер спортсменов, научили их преодолевать трудности, подготовили к самостоятельной жизни и работе.

2. Чтение и комментирование текста.

3. Ответьте на вопросы:

‒ Чем являются спортсмены-олимпийцы для нашей молодежи?

‒ Дайте портретную характеристику спортсменам-олимпийцам по боксу.

‒ Кто помог спортсменам-олимпийцам в достижении цели?

‒ Как спорт помог закалить характер?

‒ Назовите главные черты своего характера.

‒ Что бы вы хотели изменить в своем характере?

Характеристика

(Tavsifnoma)

Слово «характеристика» обозначает описание отличительных качеств, свойств, черт характера кого-нибудь.

Характеристика — официальный документ с отзывом о служебной, общественной и иных видах работы какого-либо лица.

Основное требование, предъявляемое к деловой характеристике, — предельно объективные (xolisona), достоверные (ishonchli, haqiqiy, shubhasizto’g’ri), точные сведения о характеризуемом лице. Характеристика — описание обычно даётся в свободном, разговорном речи.

Запомните слова и словосочетания, характеризующие внешность человека

Лицо

Какое?

смуглое, бледное, приятное, круглое, узкое, румяное, продолговатое

Волосы

какие?

густые, редкие, гладкие, прямые, длинные, короткие, седые, чёрные.

Глаза

какие?

задумчивые, весёлые, большие, маленькие, узкие, чёрные, карие, голубые

Нос

какой?

прямой, курносый, с горбинкой, крупный, маленький, длинный

Губы

какие?

яркие, тонкие, пухлые

Лоб

какой?

высокий, низкий, узкий, выпуклый, широкий

Руки

какие?

сильные, слабые, мозолистые, длинные, короткие

Рост

какой?

высокий, средний, низкий, невысокий

Фигура

Какая?

стройная, полная, коренастая, толстая,тощая, худая

Запомните: для деловой характеристики человека (спортсмена) используют следующие примерные синтаксические конструкции:

1) Характеристика Ибрагимова Н. М.

‒ Ибрагимов Н. М. отличается инициативностью.

‒ Проявил себя как способный, трудолюбивый студент.

‒ Занимается спортом.

‒ Является членом сборной команды Узбекистана по волейболу.

‒ Пользуется авторитетом в коллективе.

2) «Обладать чем?» — талантом, настойчивостью, способностями.

‒«Отличаться чем?» — умом, чуткостью, терпением.

«Кому свойственно что?» — Ибрагимову свойственно упорство.

ЗАДАНИЕ 1. Охарактеризуйте свои увлечения и увлечения ваших друзей.

ЗАДАНИЕ 2. Допишите данные предложения.

  1. Исламов Х. в 2001 году поступил в …
  2. В настоящее время он работает …
  3. У. Каримов пользуется …
  4. За активное участие он награждён …
  5. Характеристика выдана для предоставления в …

Деловая характеристика

на студента факультета футбола УзГИФК

Акрамова Шухрата Алишеровича,

1991 года рождения, узбека.

Образование среднее специальное.

Акрамов Шухрат является студентом II курса факультета футбола Узбекского государственного института физической культуры.

За время учебы в институте показал себя добросовестным, дисциплинированным и трудолюбивым студентом, скромным и отзывчивым товарищем. Учится на «хорошо» и «отлично».

Активно участвует в общественной работе института, с интересом изучает иностранные языки, проявляет хорошие организаторские способности. Принимает активное участие в спортивной жизни института.

В быту честен, скромен, отзывчив, пользуется уважением однокурсников.

Во всех делах Акрамов Ш. является хорошим примером для товарищей, пользуется авторитетом у студентов и преподавателей института.

Характеристика дана для предоставления по месту требования.

Декан факультета:(подпись)

Председатель профкома: (подпись)

ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте характеристику. По данному образцу напишите характеристику своего друга, подруги, используя общепринятые определительные конструкции.

ЗАДАНИЕ 4. Переведите на русский язык.

Мен бронза медалини олганим учун хурсандман. Мен тез югурганим билан маррага биринчи бўлиб кела олмадим. Гимнастикачининг оёғи лат еганлиги учун у мусобақада иштирок этаолмади. Ўйинчи қўпол харакати учун ўйиндан четлатилди. Сен нима учун дарсларга келмадинг?

ЗАДАНИЕ 5. Переведите словосочетания с согласованными определениями на узбекский язык.

Чёрный пояс, жёлтая карточка, белый пояс, красный угол, красная карточка, красный пояс, зелёное поле, красное трико, сильный спортсмен, грубый игрок, слабый соперник, тяжёлый вес, наилегчайший вес, спортивная акробатка, везучая гимнастка.

ЗАДАНИЕ 6. Переведите предложения на узбекский язык.

  1. Многие хотят стать здоровыми людьми.
  2. Мы будем изучать историю спортивной гимнастики.
  3. Через две недели у нас начнутся соревнования по волейболу.
  4. Через неделю откроется новый спортивный торговый центр.
  5. Я хочу стать профессиональным боксёром.

***

Интерактивная минутка

«Умей задавать правильно вопросы»

(игра-соревнование)

Ход игры. а) Показать фотографию, портрет, картину, изображающее лицо, известное всем членам группы. Задайте вопросы о внешности (одежде, чертах характера) изображённого лица. Ответьте на них.

б) Затем группа Б должна выяснить, кого из известных всем лиц загадали члены группы А. Для этого группа А формулирует и задаёт 10 вопросов о внешности (одежде, характере) этого лица.

Задавать разрешается только такие вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Реализуемый материал. Вопросы и ответы о характерных чертах внешности, одежды, личности человека. Затем группы меняются местами.

Комментарий. Выигрывает тот, кому удаётся определить загаданное лицо с минимальным количеством вопросов.

Варианты игры. Игра может повторяться несколько раз с изменением условий (сначала задаются вопросы только о внешности, затем — только о характере, затем — только об особенностях поведения). Желательно включать и речевые характеристики, например, темп речи: Он говорит быстро? т.п.).

«С кем это ты был (а) вчера?»

(ролевая игра, микроэтюд)

Несколько дней назад вы были на стадионе (в парке, в театре, в цирке и т. п.) и вам показалось, что там вы издали видели своего коллегу и с ним (с ней) незнакомую женщину (мужчину).

Спросите, кто это мог быть, кратко опишите спутника (спутницу) вашего коллеги.

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

1. Найдите правильный перевод “U dangasa, yolg`onchi, mas`uliyatsiz”

А) он ленивый, много врёт, ответственный;

Б) он ленивый, лгун, безответственный;

В) он любит спать, ленивый, ответственный;

Г) он лгун, неленивый, очень ответственный;

Д) все перечисленные.

2. Найдите правильный перевод “U mehnatkash, ma`lumotli, rostgo`y”.

А) он трудовой, образование, правда;

Б) он труд, правда, образован;

В) он трудолюбивый, образованный, честный;

Г) он всегда трудоголик, порядочный, правда;

Д) все перечисленные.

3. Найдите правильный перевод “Tashkilotchi, savodhon, na`munali”.

А) организация, грамота, примерный;

Б) организатор, грамотный, примерный;

В) организаторный, грамотей, примерный;

Г) орган, грамота. пример;

Д) все перечисленные.

4. Найдите правильный перевод “yordam beradi, irodali, ma`naviy boy”.

А) помогает, воля, духовный;

Б) помощь, волевой, духовно богато;

В) помогает, волевой, духовно богатый;

Г) помощь, воли, духовенство богато;

Д) все перечисленные.

5. Найдите правильный перевод “mehmondo`st, mehribon, hushchaqchaq”.

А) гостеприимный, добрый, весёлый;

Б) гость, хороший, весело;

В) гостевой, добро, весёлый;

Г) гости, добрые, веселье;

Д) все перечисленные.

Литература:

  1. Ахмедова Х. О. Русский язык: Учебное пособие для студентов национальных групп института физической культуры. Министерство высшего и среднего специального образования Руз. Узбекский государственный институт физической культуры.- Ташкент: «Ta′ lim», 2016, -256 С.
  2. Ахмедова Х. О. Журнал «Педагогические науки» № 5 Москва-2013,С. 34–36
  3. Ахмедова Х. О. Сборник текстов на тему «Здоровый образ жизни».(учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов) УзГОСИФК, Т- 2013.
  4. Быкова А. Л., Сафиязова Д. Ж. Опорный грамматический материал в таблицах. Глоссарий. Учебно-методическое пособие. Т.: Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): правильный перевод, характер, сильный характер, характеристика, активное участие, деловая характеристика, достижение цели, трудолюбивый студент, узбекский язык, характер человека.


Похожие статьи

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Рабочее время студента»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Необходимо совершенствовать экологию семьи»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Музеи Узбекистана»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Моя специальность»

Учебно-методическая разработка по русскому языку

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Узбекский государственный университет физической культуры и спорта»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Задачи народного образования в Узбекистане»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Духовное наследие наших предков»

Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного мероприятия по ФГОС»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Мы волшебники»

Похожие статьи

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Рабочее время студента»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Необходимо совершенствовать экологию семьи»

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Музеи Узбекистана»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Моя специальность»

Учебно-методическая разработка по русскому языку

Учебно-методическая разработка по русскому языку «Узбекский государственный университет физической культуры и спорта»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Задачи народного образования в Узбекистане»

Разработка занятия по русскому языку на тему «Духовное наследие наших предков»

Методическая разработка «Технологическая карта внеурочного мероприятия по ФГОС»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Мы волшебники»

Задать вопрос