I. Оргмомент
II. Проверка домашнего задания
Беседа или ответы на вопросы по ранее пройденной теме.
Фронтальный и индивидуальный опрос.
III. Новый материал
IV. «Мозговой штурм» + Пинборд (pin-закрепление; board— доска)
Внимание вопрос! Что такое спорт? Что такое физическая культура?
Ответы напишите на листочке за 5 минут кратко.
(собираются ответы, одинаковые ответы комплектуются на доске)
Специалист по физкультуре испорту— профессия будущего
Правительство Узбекистана уделяет большое внимание развитию физической культуры и спорта, подчеркивая, что их главная цель — всестороннее физическое воспитание и укрепление здоровья народа, подготовка молодежи к трудовой деятельности и защите Родины. Эта забота нашла свое отражение во многих законодательных документах и постановлениях правительства.
Желающих приобщиться к физической культуре стало очень много. Сегодня в нашей стране значительная часть населения регулярно занимается физкультурой и спортом. Ежегодно десятки тысяч спортсменов выполняют нормативы спортивных разрядов. Трехступенчатая система соревнований — «Умид нихоллари», «Баркамол авлод», «Универсиада» — стимулирует подготовку и выступление на высоком спортивном уровне молодежи разного возраста. И всей этой работой руководят специалисты по физической культуре и спорту.
Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо получить специальное образование в среднем или высшем учебном заведении. Ведь специалист по физической культуре и спорту должен обладать знаниями не только по специальным дисциплинам, но и по анатомии, физиологии, психологии, педагогике, биохимии и другим наукам. Он должен иметь организационные навыки, чтобы уметь управлять физкультурно-массовой и спортивной работой.
Роль учителя физвоспитания и тренера в Узбекистане с каждым годом приобретает все большее значение, так как от их плодотворной работы зависит физическое и духовное здоровье подрастающих поколений.
Словарь
укрепление здоровья — sog’liknimustahkamlash
жизненная потребность — hayotiyzarurlik
здоровый образ жизни — sog’lomturmushtarzi
специалист — mutaxassis
организационный навык — tashkiliyko’nikma
ЗАДАНИЕ 1.Прочитайте текст. Разделите его на смысловые части, озаглавьте их и запишите в форме плана.
ЗАДАНИЕ 2. Расскажите, почему наше государство уделяет большое внимание развитию физкультуры и спорта?
ЗАДАНИЕ 3.Выскажите ваше мнение по вопросам:
- Почему в наше время специальность по физической культуре и спорту стала престижной?
- Какими знаниями должен обладать современный специалист по физкультуре и спорту?
«Нарисуйте» коллективный словесный портрет специалиста по физкультуре и спорту.
ЗАДАНИЕ 4. Выпишите из текста выделенные сложноподчиненные предложения, выражающие целевые отношения. Подчеркните придаточные цели, задайте к ним вопросы, укажите союзы. Ответьте на вопрос сложноподчиненным предложением с союзом чтобы: Для чего человеку необходимо заниматься физическими упражнениями?Запишите ответ, подчеркните придаточное предложение цели.
Значение цели в сложноподчиненном предложении выражается придаточным предложением цели. Придаточные предложения цели указывают цель того, о чем говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы зачем? для чего? скакой целью? Они соединяются с главным при помощи союзов чтобы, для того чтобы, стем чтобы: Я занимаюсь физкультурой, чтобы быть здоровым. Придаточное цели может стоять перед главным, после главного, реже — в середине главного предложения. Например: Чтобы хорошо сдать экзамены, нужно много заниматься. Статью, чтобы лучше ее усвоить, нужно законспектировать. |
ЗАДАНИЕ 5. Спишите сложноподчиненные предложения, поставьте запятые, подчеркните придаточные предложения цели, задайте к ним вопросы.
- Чтобы стать специалистом по физкультуре и спорту нужно получить соответствующее образование.
- Нужно регулярно и упорно тренироваться, чтобы достичь высоких результатов в спорте.
- Студентам необходимо научиться работать со специальной литературой с тем чтобы потом постоянно пополнять свои знания.
- Спортсмену чтобы проявить в соревновании все свои способности нужно иметь большой опыт соревновательной деятельности.
ЗАДАНИЕ 6. Прочитайте текст, ответьте на вопросы в форме тезисов.
- Что такое спорт?
- Какова цель спорта?
- Когда возник спорт?
- Какова роль спорта в воспитании человека?
Спорт ифизкультура— «универсальная» защита
Давно замечено, что во время опустошительных эпидемий всегда находились люди «неуязвимые», оказавшиеся даже в самом центре инфекционного поражения. Это объясняется тем, что в моменты экстремальных психических ситуаций резко возрастают защитные силы организма. Эти силы мощнее, если человек физически тренирован. Под действием физической культуры и упражнений происходят направленные изменения психических и физических структур организма.
Понятие «физическая культура» отражает комплексный подход к физическому воспитанию. Это не только физические упражнения, но и общественная и личная гигиена, гигиена труда и быта, правильный режим труда и отдыха, гигиена питания, оздоровление, закаливание организма.
Программы спортивного совершенствования направлены на увеличение эффективности физиологической работы всех систем организма, его «универсальной» защищенности. Под влиянием интенсивных физических нагрузок вырабатывается способность самоконтроля, психическая устойчивость к явлениям депрессии, способность глубокого расслабления, а также умение сосредоточиться в экстремальных, стрессовых ситуациях.
Можно считать, что занятия физкультурой и спортом в сочетании с психологической устойчивостью являются универсальной защитой организма человека.
На современном историческом этапе развития физическая культура обрела свое истинное значение, которое лаконично выражено в известной формуле: «физкультура — это сила, здоровье, красота» (добавим: красота физическая и духовная).
Современные Олимпийские игры, возрожденные Пьером де Кубертеном, отражают новые функции физической культуры и спорта: социально-психологические, воспитательные, оздоровительные, то есть функции формирования гармонически развитой личности.
Словарь
универсальный (всесторонний) — hartaraflama,atroflicha
неуязвимый — zarba yetmaydigan, benuqson
экстремальный — ekstremal (eng past yoki eng yuqori darajadagi ko’rsat-kichlar
bilan xarakterlanadigan)
защитный — himoya qiladigan, saqlaydigan
расслабление — quvatdan (kuchdan) ketish, darmoni qurish, bo’shashish
сосредоточиться — diqqatini bir yerga to’plamoq, bir narsaga qaratilmoq
единство — umumiylik
согласованность- kelishish, rozilik
сочетать — birga qo’shmoq, birga olib bormoq
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
ЗАДАНИЕ 8.Найдите в тексте конструкции (предложения), составленные по схемам, характерным для научного стиля речи: «что использовалось в качестве чего», «что является причиной чего», «что создаёт что». Выпишите эти предложения.
ЗАДАНИЕ 9. Найдите в тексте информацию о том, какие качества приобретает человек под влиянием интенсивных физических нагрузок.
ЗАДАНИЕ 10. Найдите в специальной литературе (спортивная психология) или в интернете определение терминов: самоконтроль, психическая устойчивость, явления депрессии. Запишите их.
ЗАДАНИЕ 11. Прочитайте текст. Устно ответьте на вопросы:
- Что включает в себя современное понятие «физическая культура»?
- Для чего физические упражнения нужны были людям?
- Какие функции выполняет физическая культура на современном этапе?
ЗАДАНИЕ 12. Найдите в тексте и выпишите информацию о том, какие функции физической культуры и спорта видел Пьер де Кубертен, возрождая Олимпийские игры.
ЗАДАНИЕ 13. Найдите в тексте и выпишите информацию о том, что включает в себя физическая культура в современном понимании.
ЗАДАНИЕ 14. Расскажите о себе, отвечая на вопросы.
- Когда вы начали заниматься спортом?
- Где проводились ваши тренировки?
- Кто был вашим тренером?
- В каких соревнованиях вы выступали?
- Какой вы имеете спортивный разряд?
- Почему вы поступили в институт физкультуры?
- По какому виду спорта вы специализируетесь?
- Где проводятся ваши тренировки?
- В каких соревнованиях вы готовитесь выступить?
- К какому спортивному результату вы стремитесь?
Закрепление
Ответьте навопросы устно.
- Что включает в себя современное понятие «физическая культура»?
- Для чего физические упражнения нужны были людям?
- Какие функции выполняет физическая культура на современном этапе?
Задание на дом
- Выучить новые слова.
- «Нарисовать» словесный портрет специалиста по физкультуре и спорту (использовать новые слова в словесном портрете).