В статье поднимается вопрос о возможность использования занятия образовательной филателией в психотерапии. Современный опыт использования филателистических средств в образовательной практике школы и вуза. Опыт использования филателии как одной из форм помощи при реабилитации за рубежом. Дается понятие филателиотерапии. Обсуждается возможность использования филателистических средств в психотерапевтической практике. Филателиотератия рассматривается как метод арт-терапии.
Ключевые слова: филателия, филателио-терапия образовательная филателия, филателистическая образовательная площадка школы, арт-терапия, почтовая марка
Марки действуют на мое здоровье лучше, чем бром.
Академик И. П. Павлов
Сегодня в психотерапевтической практике идет поиск новых путей, средств и методов для проведения успешной работы. В психотерапии прочно завоевали свои позиции и нашли свое место такие направления и виды арт-терапии, как изотерапия, фототерапия, сказкотерапия, игровая терапия, библиотерапия, песочная терапия, музыкальная терапия и др. Мы предлагаем обратить внимание на терапевтические возможности занятия филателией.
А. И. Копытин отмечает, что в образовательных учреждениях разных стран мира в настоящее время все более активно применяется инновационный здоровье сберегающий подход, как психотерапия искусством. Он ссылается международную классификацию (European Consortium for Arts Therapies Education,1999,2002,2005), где психотерапия искусством представлена четырьмя направлениями: арт-терапией, драматерапией, танцевальной терапией и музыкальной терапией [5; c.5]. М. В. Киселева считает, что «арт-терапия — метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов, и в результате нахождение им оптимальных способов решения своих проблем» [4; c.7].
Цель данной статьи: познакомить с миром почтовых марок; раскрыть современное состояние занятия филателией; обратить внимание на возможность использования занятия филателией в психотерапевтической практике.
Под филателиотерапией понимают лечебное воздействие на психику человека при помощи занятия филателией. Лечение занятием филателией входит как одно из звеньев в системы психотерапии. Метод филателиотерапии представляет собой сложное сочетание филателии, психологии, педагогики и психотерапии.
В настоящий момент потенциальные возможности филателиотерапии в качестве лечебного, диагностического, психокоррекционного и психопрофилактического средства не раскрыты и требуют проведения исследований.
Филателия включает в себя много сфер применения: хобби, образовательная сфера, сфера развлечений, которая необходима для отдыха и эмоционального развития человека, а также терапевтическая.
Как отмечает в своем исследовании S. A. Brennan, с конца XIX века некоторые преподаватели в США включили практику по коллекционированию марок в учебный процесс, так как детские психологи советовали им способствовать детскому инстинкту. В стандартные учебники психологии были включены разделы о понимании инстинкта коллекционирования у детей, информация в которых была основана на открытиях Caroline F. Burk и основоположника американской психологии Г. С. Холла [11; с.102].
Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский утверждал, что «Коллекционирование марок, само по себе бесплодное и ненужное, может стать, однако, драгоценным воспитательным средством, если мы соединим это коллекционирование с какой-нибудь более сложной деятельностью, например, с начальным изучением географии, с практической интернациональной перепиской, с эстетической оценкой знака» [2; с.100].
А. И. Ларионов в 1925 году в статье «Психология филателии» говоря о потенциале, заложенном в почтовой марке, отмечал, что «…марки, являются носителем идеографических изображений, и это свойство значительно расширяет круг их художественных образов, представляя себе неограниченные возможности для композиционных сочетаний с неожиданными эффектами» [6; c. 51].
Э. Вальдман в 1963 году в статье «Почтовая марка как предмет изобразительного искусства» выделяет 10 функций почтовой марки и дает следующее определение почтовой марки: «Почтовая марка — это небольшое по размеру миниатюрное произведение графического и полиграфического искусства, одновременно эстетико-декоративное и художественно-изобразительное, служащее знаком почтовой оплаты, а также являющееся предметом коллекционирования — предметов филателии» [1; c. 15].
В настоящее время почтовую марку относят к креолизованному тексту, фактура которого состоит из двух разнородных частей: вербальной (языковой, речевой) и невербальной (изобразительной).
Д. Маккей обоснованно дает следующее определение современной филателии: «это чрезвычайно интерактивное времяпровождение, поддерживаемое прочной сетью обществ, журналов, исследовательских кружков, веб-сайтов, дискуссионных групп в интернете и выставок интересных как любителям, так и специалистам» [7; c. 74].
На базе общественного музея факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена с 2009 года работает образовательная площадка «Герценовкий филателист» [8; 7с.].
В 2016 году на межрегиональной филателистической выставке «Молодежь и филателия», которая проводилась в Центральном музее связи им. А. С. Попова, 22 экспоната (коллекции) студентов были награждены Дипломами выставки [10; с.191–193]. Некоторые студенты на педагогической практике были организаторами филателистической образовательной площадки школы и представили на выставку коллективные работы учеников.
Деятельность площадки «Герценовский филателист» получила признание на страницах журналов «Филателия», «Почтовая связь. Техника и технологии». Для проводимой работы площадка обладает необходимыми ресурсами, что позволят расширить поле деятельности. В институте психологии РГПУ им. А. И. Герцена в 2016 году создана и работает секция «Психолог» образовательной площадки «Герценовский филателист». Одним из направлений деятельности секции может стать направление филателиотерапия. Несмотря на короткий срок существования секции «Психолог», студенты смогли разработать 3 экспоната: «50 лет факультету психологии СПбГУ», «Ян Амос Коменский — великий педагог». Студенты из КНР подготовили экспонат «Почтовые марки КНР 1998 года». Все работы получили награды на межрегиональной филателистической выставке ЦМС им. Попова в 2016 году.
Филателиотерапия — это одна их форм психотерапии и психологической коррекции, направленная на улучшение состояния клиента, основанное на творчестве способствующая духовному росту.
Первые шаги использования филателии в качестве терапевтического средства мы находим на фотографии К. Буллы «В лазарете Гатчинского сиротского института» (рис.1). [9, с.31]. Воспитанник Гатчинского сиротского института на первом плане фотоснимка держит в руках альбом для марок всех стран издательства Отто Кирхнера, издававшийся в Санкт-Петербурге с 1891 года. Альбом для марок всех стран Отто Кирхнера 1904 года (рис.2). Возможности использования почтовых марок в образовательном процессе рассматривал М. Н. Василевский в книге «Собиратель марок (филателист) Руководство к собиранию почтовых марок, конвертов, штемпелей», вышедшем в свет 1891 году (рис.3). Одним из первых в мире специализированных педагогических выпусков о использовании филателии в школе стало учебно-методическое пособие «Филателия в школе» выпущенная народным комиссариатом просвещения СССР в 1930 году (рис.4).
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Хорошо известен опыт в терапевтической практике в Польше, где в 1969 году был проведен симпозиум, посвященный филателии как одной из форм помощи при реабилитации детей. Польский комитет сотрудничества с ЮНИСЕФ организовал в 1969 году международную научную конференцию «Филателия в деле реабилитации детей». В Польше с середины 50-х годов ХХ века в детских санаториях применялась терапия, которая получила название филателистической терапии, сокращенно филателиотерапия. Польские врачи заметили, что дети, которые занимаются филателией, быстрее поправляются и успешнее справляются с психотравмирующими ситуациями. Эту инициативу подхватили другие польские и зарубежные санатории, в том числе и всемирно известный центр восстановления органов движения в Констанце, руководимый тогда профессором М. Вейсом [3; с.245–246]. Мы считаем, что опыт терапевтической практики применения филателистической терапии, в том числе и психотерапии в мировой практике требует дополнительного исследования.
Сегодня многие исследователи: А. И. Копытин, М. В. Киселева, Е. Е. Свистовская отмечают, что последние 10 лет стали в нашей стране временем бурного развития и освоения новых форм психокоррекции. Они считают, что в системе различных видов и форм психотерапии арт-терапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте творческой деятельности обучаемых и психотерапевтических отношений, используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками эмоциональными расстройствами, а также представителей групп риска [5; с.5].
Филателиотерапия — это одна из возможных форм психотерапии и психологической коррекции, направленная на улучшение состояния клиента, основанное на творчестве способствующая духовному росту, которая может включать в себя различные методы арт-терапии и развиваться по различным направлениям.
Сегодня, в отличие от 50-х годов ХХ века, в мире выпускается более 10 000 почтовых марок в год, с изображением которых можно познакомиться в сети интернет. Знакомство с марками в учебных целях и создание виртуальных исследовательских коллекций называется виртуальной образовательной филателией.
Мы считаем, что в психотерапевтической практике, наряду с широким спектром видов и направлений арт-терапии, может использоваться филателиотерапия, которая, на наш взгляд, должна развиваться на базе филателистических образовательных площадок школ и педагогических вузов.
Литература:
- Вальдман Э. Почтовая марка как предмет изобразительного искусства//Филателия СССР, 1966. № 3. — С.15–16.
- Выгодский Л. С. Педагогическая психология/ Лев Выгодский; под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005–671 с.
- Гросс О., Грыжевский К. Путешествие в мире марок. /пер с польск.: Ю. М. Соколов) М.: Прогресс. — 1977. — 254 с. с ил.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов врачей и специалистов, работающих с детьми/М. В. Киселева.- СПб:, Речь, 2016.- 160 с.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и полростков. 2-е стереотип. Изд. М.: «Когито-центр», 2014.-127с.
- Ларионов А. И. Психология филателии // Гравюра и книга Рос. акад. худож. наук. Полигр. секция. — 1925. — № 1–2, С.42–51.
- Маккей Д. Марки. Большая энциклопедия / Джеймс Маккей: пер. с англ. Ю. В. Сырбу/. М.: Эксмо: Наше слово, 2010.- 256 с.: с ил.
- Станкевич П. В., Громов Ю. В. Новые возможности образовательной филателии// Почтовая связь. Техника и технологии. 2017. — № 1. С.7–11 (0,5 п.л.).
- Педагогический университет имени А. И. Герцена. От Императорского Воспитательного Дома до Российского государственного педагогического университета / под ред. Г. А. Бордовского, С. А. Гончарова. — 2 изд. испр. и доп. СПб.: «Лики России», 2007. — 324., ил.
- Филателия и молодежь/ Материалы 7-го Научно-практического семинара по истории почты и филателии/ Л. Н. Бакаютова, Л. Н. Курицина, — СПб.: Центральный музей связи им. А. С. Попова. 2016. — 196 с., 100 цв. ил. вкл.
- Brennan S. A. Stamping American Memory: Stamp Collecting in the U. S., 1880s-1930s. PhD diss., George Mason University, of History and Art History, 2009. — 294 p. [Электронный ресурс]. URL: http.// digilib.gmu.edu/dspace/bitstream/1920/5661/1/Brennan_Sheila.pdf (дата обращения 21. 07.2013).