Охрана жизни человека от преступных посягательств является приоритетной задачей законодательства, в том числе и уголовного. Конституция РФ устанавливает приоритет права человека на жизнь по отношению к остальным социальным ценностям. Таким образом, личность человека, независимо от его пола, возраста, вероисповедания, национальности и прочего, находится под защитой уголовного законодательства.
За последние годы в России наблюдается снижение числа убийств: так, за 2014 г. МВД РФ зарегистрировано 11933 убийств, в 2015 г. — 11496, в 2016 г. — 10444 [11]. Аналогичная ситуация складывается и в регионах. Так, УМВД России по г. Тюмени зарегистрировано за 2016 год 41 убийство (2015 г. — 48), из которых 6 убийств остались нераскрытыми (2015 г. — 8), умышленных причинений тяжкого вреда здоровью человека (ч.4 ст.111 УК РФ) (которое убийством в правовом смысле не является, но влечет аналогичные последствия в виде смерти человека) — 29 (2015 г. — 35), не раскрытым осталось 1 (2015 г. — 2) [12]
Но несмотря на положительную тенденцию на снижение, тема расследования убийств продолжает оставаться актуальной, так как значительное количество дел об убийствах возбуждается в условиях отсутствия данных о личности преступника, скрывшегося с места происшествия — неочевидных. Существует огромное количество уголовных дел по фактам безвестного исчезновения лица, по фактам обнаружения неопознанного трупа, по факту совершения убийства, совершенного в условиях неочевидности, которые требует грамотного и полного разрешения органами предварительного расследования. Поэтому качественное расследование преступлений, совершенных в условиях неочевидности, является наиважнейшей задачей, определяющей уровень законности в каждом городе, а также авторитет правоохранительных органов.
По справедливому мнению С. Г. Любичева, в группу очевидных убийств входят такие, факт которых очевиден и к началу расследования уже известно виновное лицо. Это обычно бытовые убийства, происходящие на почве семейных конфликтов и личных неприязненных отношений.
К убийствам, совершенным в условиях неочевидности, относятся преступления, расследование которых производится при обнаружении трупа с признаками насильственной смерти, либо в связи с исчезновением человека при наличии данных, свидетельствующих о его возможном убийстве. Такие убийства совершаются с заранее обдуманным умыслом, тщательно планируются и преследуют четкую цель.
Неочевидное убийство может не планироваться, а произойти в результате случайной встречи, внезапной ссоры или конфликта между незнакомыми людьми, а также из хулиганских побуждений. Орудиями преступления при этом часто бывают случайные предметы — камень, палка, бутылка, гвоздь и т. д. Преступление может произойти за несколько минут. Нередко потерпевший сам провоцирует преступные действия. Совершив убийство, виновный тут же скрывается. Раскрытие таких преступлений крайне сложно, так как преступник и потерпевший незнакомы, а их контакт был минимален.
Иными словами, под неочевидными убийствами понимаются следующее: расследование убийства при отсутствии трупа; факты обнаружения трупов неизвестных граждан, смерть которых произошла в условиях неочевидности, и определить насильственные признаки криминального характера сложно, факты обнаружения неопознанных и неопознаваемых трупов с очевидными следами криминальной смерти, но произошедшей в условиях неочевидности. А также конечно же когда жертва была объявлена в розыск как без вести пропавшее лицо [4].
В следственной практике нередко приходится иметь дело с различными инсценировками на месте происшествия. Инсценировка — это сознательное изменение обстановки места происшествия преступником, с целью сокрытия следов истинного преступного деяния [5]. Целью инсценировок, как известно, является желание преступника запутать следствие. Искажая обстановку события, создавая фиктивную картину и фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить следствие на ложный путь.
Так, например, нередко неочевидное убийство маскируется под безвестное исчезновение человека. Это достаточно распространенное явление в современной следственной практике — т.н. инсценировки безвестного исчезновения при имеющем место убийстве родственника, что влечет обращение сразу после совершения убийства в полицию с заявлением о без вести пропавшем человеке, чтобы тем самым отвести от себя подозрение. Обычно такие инсценировки соединяются с ложными показаниями заявителя.
К примеру, материалами уголовного дела № 200310738/01 установлено, что несовершеннолетняя С., 1987 г.р., в ходе распития спиртного предложила своим друзьям М. 1984 г.р. и Б. 1981 г.р. убить свою старшую сестру С. 1983 г.р., совместно с которой проживала в г. Тюмени. Старшая сестра была студенткой 5 курса ТМИЭП, не имела вредных привычек и осуждала образ жизни младшей. К тому же, накануне узнала, что последняя занимается проституцией и ведет антиобщественный образ жизни, пригрозив, что обо всем расскажет родителям. За убийство сестры С. пообещала М. и Б. денежное вознаграждение в размере 15000 рублей — денежные средства, которые ежемесячно присылали сестрам родители на проживание. Она сама предложила способ, разработала письменный план, дала схему квартиры, ключи и фото сестры. М. и Б., придя домой к С. в ночное время, задушили шарфом С., которая уже готовилась ко сну и была одета в пижаму; после чего одели на труп девушки верхнюю одежду и вынесли на лестничную площадку 2 этажа д. 122 по ул. 30 Лет Победы г. Тюмени. На следующий день около 10.00 час. С. обратилась в дежурную часть отдела полиции (тогда еще — милиции) № 1 УВД Ленинского АО г. Тюмени с заявлением о без вести пропавшей старшей сестре С., которая якобы накануне ночью ушла на дискотеку и до сих пор не вернулась. Однако результаты осмотра места происшествия не соответствовали показаниям С.: убитая не могла пойти на дискотеку в шубе и в пижаме. В ходе опроса соседей было выяснено, что накануне ночью из квартиры сестре раздавались крики о помощи, соседи видели толпу несовершеннолетних. В результате и организатор, и исполнители были установлены и изобличены в совершении преступления [8].
Таким же способом пытался инсценировать пропажу сестры несовершеннолетний Б., 1987 г.р., убив свою старшую сестру Б., 1970 г.р. в кв. 162 д. 19 по ул. Монтажников г. Тюмени 08.10.2004 г. Однако инсценировка быстро была раскрыта, вина преступника установлена. По данному факту прокуратурой Ленинского АО г. Тюмени было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ [9].
Способы совершения убийств неразрывно связаны с конкретной ситуацией и отличаются большим многообразием в аспекте орудий, приемов их применения, времени, места, обстановки посягательства на жизнь. Типичными способами совершения убийств принято считать: причинение потерпевшему смертельных телесных повреждений различными видами оружия; введение в организм большого количества ядовитых веществ; приведение жертвы в беспомощное состояние либо использование такого состояния для лишения жизни; сбрасывание потерпевшего с высоты; выбрасывание из движущегося транспортного средства и т. п.
Когда убийства совершаются на бытовой почве, то для таких убийств действия по подготовке сводятся к использованию случайного орудия, как правило, это кухонные, перочинные, охотничьи ножи, тесаки, топоры и т. д. Так, например, 25.02.2002 г. в кв. 147 дома 3 по ул. Логунова г. Тюмени был обнаружен труп З. 1947 г.р. с колото-резаной раной шеи. По подозрению в совершении данного преступления был задержан несовершеннолетний К., 1987 г.р. По данному факту было возбуждено уголовное дело [10]. В ходе следствия было установлено, что гр. Зобин был убит кухонным ножом.
Проводя осмотр места происшествия и трупа в случаях, когда вид смерти, на первый взгляд, вполне определенный, следует помнить, что под очевидной картиной самоубийства или несчастного случая может быть замаскировано преступление — убийство. Поэтому в работе даже по самым очевидным случаям надо внимательно изучать обнаруживаемые признаки, проверять их достоверность, анализировать на предмет маскировки одного вида смерти под другой [6].
Частью инсценировки при неочевидном убийстве может быть и изменение места обнаружения трупа, сокрытие истинного места преступления. Действия по сокрытию не характерны для бытовых убийств, когда преступник нередко продолжительное время находится невдалеке от жертвы, часто под воздействием опьянения не придавая значения совершенным действиям. Признаком сокрытия убийства может быть установленный факт несовпадения места убийства и места обнаружения трупа.
Так, например, 04 июля 2003 года в ночное время суток Щуплыгин О. В., 1987 г.р., и Смирнов А. В., 1986 г.р., находясь в состоянии алкогольного опьянения на лестничной площадке между первым и вторым этажом дома 1 по ул. Ставропольской г. Тюмени, умышленно, на почве личных неприязненных отношений, возникших в процессе ссоры с Бешанцевым Г. В., стали наносить удары ногами по голове и телу Бешанцева Г. В., в результате чего последний скончался на месте происшествия от закрытой черепно-мозговой травмы. В результате осмотра места происшествия было установлено, что от места совершения преступления ведут следы волочения к кустам, расположенным в пяти метрах от места обнаружения трупа. Труп мужчины был обнаружен в кустах, на нем были ветки от деревьев. В ходе следствия подозреваемый Щуплыгин О. В. признал, что они со Смирновым после убийства оттащили мужчину к кустам, наломали с кустов веток и накрыли ими мужчину, чтобы было не заметно, что он там лежит [7].
Таким образом, анализ приведенного материала свидетельствует о том, что убийства, совершенные в условиях неочевидности, либо в случаях, когда они заранее были подготовлены убийцей, или когда убийца пытался уничтожить следы совершенного деяния, изменить обстановку совершения преступления, являются более сложными для расследования. Такие ситуации требуют от следователя полной мобилизации всех его профессиональных знаний, навыков и умением оперировать информацией и ресурсами органов дознания.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с изм. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть I). С. 4921.
4. Баринов П. А. Особенности расследования убийств, совершенных в условиях неочевидности // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 453–457.
5. Белкин Р. С. Курс криминалистики Том 3. — М.: Юристъ, 2007.
6. Фёдорова Ю. Ю. Судебно-медицинские экспертизы, назначаемые при самых распространенных видах самоубийств // Проблемы современного российского права: сб. статей Международ. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых (15–16 апр. 2011 г.). — Челябинск: ЮУрГУ, 2011. С. 242.
7. Архив Калининского районного суда г. Тюмени. Уголовное дело № 200300528 /34.
8. Архив Тюменского областного суда. Уголовное дело № 200310738/01.
9. Архив Тюменского областного суда. Уголовное дело № 200401083/01.
10. Архив Тюменского областного суда. Уголовное дело № 200200376/58.
11. Официальный сайт МВД РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://мвд.рф/
12. Статистика ИЦ УМВД России по Тюменской области.