В данной статье проводится сравнение условий жизни и психологической устойчивости детей из семей и детей из детских домов.
Ключевые слова: ученики, воспитанники средней школы, детские дома, воспитатели, образовательные процессы, особенность и различие детских домов
В наши дни в Узбекистане обращают отдельное внимание на обучение молодежи независимому и свободному мышлению, расширению кругозора, целеустремленности, формированию духовно развитого человека и качества системы образования.
Процесс развития человека формирует человеческие качества; кругозор, понятие, знания, практические навыки, а также на процесс формирования способностей.
Более того, в процессе прямого и косвенного воздействия на молодежь можно создать комплекс факторов, влияющих на развитие личностных качеств человека.
Все это поможет в воспитании нашей молодежи в соответствии с представлениями о духовно богатой личности, полезного члена общества. Первые уроки по воспитанию человек получает в семье, от старших его членов. У нас есть пословица: «Птица делает то, что видела у себя в гнезде». Многовековая мудрость, которая проглядывается в данной пословице, таково-чему бы вы не учили вы ребенка, он, прежде всего, продукт воспитания в семье. В связи с этим наше государство делает много для того, чтобы дети еще в семьях получали соответствующее воспитание. Но есть в нашем обществе особая когорта детей — воспитанников детских домов. По воле судьбы, лишенные полноценной семьи, эти дети воспитываются государством.
Оно делает все для подготовки воспитанников к социальной жизни, изменения мировоззрения учеников, развития сознательности, знаний и навыков, которые отражаются в формировании и развитии целостной личности. Учитывая в значительной степени особенности эффективного процесса, определяют необходимость следующих действий:
− Выражение взаимосвязи образовательно-воспитательных процессов;
− Двустороннее движение, т. е. существование прямого и обратного процессов;
− Влияние на эффективность системы образования.
Во время проведения исследования обращают внимание на изучение сходств и различий между детскими домами и другими подобными ему учебными заведения. В результате данного исследования выявлены аспекты различия организованных работ между детскими домами и общеобразовательными школами. В ходе исследования с целью оценки осуществляемой работы, было обращено внимание на теоретическую и практическую деятельность в детских домах.
Воспитанники детских домов являются лицами с тонкой психологической организацией характера. С самого детства они учатся сосуществовать в коллективном сообществе, быть готовы к тому, что они постоянно бывают на виду у общества, приспосабливаться к изменению настроения в обществе. Они тонко чувствуют характер друг друга. Эти дети с самого детства учатся скрывать свои чувства, в них развивается боязнь быть непонятными другими воспитанниками детского дома. Они бывают в большинстве своем обижены на судьбу, которая лишила их возможности роста в обычной семье. И эта обида у некоторых детей может перерасти в озлобленность. Задача воспитателей состоит в том, чтобы не допустить этого. Главная трудность воспитания детей в детских домах состоит в том, что они лишены конкретного примера- поведения дома старших членов семьи.
В ходе исследования были выявлены следующие различия между общеобразовательной школой и детским домом:
Таблица 1
Средняя школа |
Детский дом |
Основным субъектом учебного процесса являются ученики, воспитываемые в семье. |
Основным субъектом являются ученики, воспитываемые в детских домах |
Участниками образовательного процесса являются руководство, педагогический коллектив, родители и ученики. |
Участниками образовательного процесса являются руководство, педагогический коллектив, группы детей, опекунов и представители спонсорских организаций. |
Родители сами обеспечивают своих детей учебными принадлежностями. |
Государство обеспечивает детские дома учебными принадлежностями. |
В жизни и деятельности учеников важную роль играют родители и педагогический коллектив. |
В жизни и деятельности воспитанников важную роль играют воспитатели и их педагогическое воздействие. |
Материальные и нематериальные потребности учеников индивидуально удовлетворяются их родителями и с помощью коллективной команды |
Материальные и нематериальные потребности воспитанников индивидуально удовлетворяются в соответствии с положениями коллективного руководство опекунов, спонсорских организаций, а также благотворительными организациями. |
Ученики основное свое время проводят дома. |
Воспитанники свое основное время проводят в детском доме. |
Зачастую ежедневная деятельность учеников не регулируется строгим режимом. |
Ежедневная деятельность воспитанников регулируется на основе строгого режима. |
Ученики воспитываются и взрослеют в зависимости от национальных и культурных ценностей родителей. |
Из-за того, что воспитанники бывают многонациональными, они не в состоянии достигнуть определенных культурных ценностей, это оказывает негативное влияние на их веру. |
Ученики, столкнувшиеся с проблемой, могут решать их с родителями или совместно со школьным психологом. |
Воспитанники, столкнувшиеся с проблемой, могут решать их только с психологом и педагогическим коллективом детского дома. |
Будущее учеников взаимосвязано с деятельностью и предпочтениями чаще всего финансовыми возможностями их родителей. |
Будущее воспитанников зависит от их старания и представляемых государством льгот и обеспечения. |
Как видно изданной таблицы, различия в жизни и воспитании детей в семьях и воспитанников детских домов довольно ощутимы. У детей из семей больше выбора и способов самовыражения. Они защищены от крупных потрясений и имеют «подушку безопасности» в виде поддержки семьи. Дети из детских домов лишены всего этого, но они учатся полагаться только на собственные силы. Это делает их устойчивыми к потрясениям и разочарованиям. Но их положение отличается стабильностью в плане обеспечения. То есть в семье дети зависимы от материального положения родителей, которое может быть не таким устойчивым. Это положение может изменится в любой момент, лишив ребенка удобств и положения, к которому он привык. Это может привести к психологическому стрессу и колебанию его моральной устойчивости.
В этом плане положение воспитанников детских домов более устойчиво, так как они уже пережили большой стресс — лишение семьи.
Дети из детских домов нуждаются в ласке и внимании, которым окружены дети в семьях. Именно поэтому воспитатели в таких заведениях должны обладать рядом качеств — внимательностью, добротой, чуткостью, внутренней порядочностью и навыками психолога. Уметь находить подход к каждому ребенку в детском доме. Многие воспитанники тянутся к воспитателям за лаской и вниманием, стараясь восполнить пустующее место главных своих родственников. В таких ситуациях воспитатель должен уметь правильно рассматривать приоритеты в воспитании детей. Воспитанники детских домов в подавляющем большинстве своем посещают обычные общеобразовательные школы, где сталкиваются с миром детей из семей. Дети жестоки. И их жестокость может проявляться в обращении с детьми из детдома. Они чувствуют, что с этими воспитанниками что-то не так, что они отличаются от учеников, к которым они привыкли. Это может порождать ответную агрессию. К сожалению, в таких случаях, сложившийся стереотип о «детдомовских» детях как невоспитанных и неблагополучных, лишает окружающим в адекватном разборе сложившейся конфликтной ситуации. Зачастую в таких случаях воспитанник детского дома оказывается беззащитен перед гневом родителей своего «оппонента». Это может закончится катастрофично, уничтожит в ребенке ростки добра и дружелюбия, заставляет чувствовать себя неполноценным. Он заставляется в себе, становится злым и малословным. Именно поэтому коллективу учебного заведения и сотрудником детского дома надо работать сообща, пересекая на корню любую конфронтацию между учениками и воспитанниками детских домов. Особенно эта проблема актуально в подростковом возрасте. У любого ребенка переходной период проходит болезненно. Он становится резким, раздражительным, нетерпимым к критике и замечаниям, слишком чувствительным. Именно в это время подростки совершают поступки, на которые не решились бы другие периоды. И это особенно болезненно отражается на воспитанниках детского дома. Они ищут уединения, но конечно, в детском доме его не найти. И подростки в ряде случаев сбегают оттуда, сознательно меняя удобства воспитательного заведения на полуголодное существование на улице. Конечно, сбегают и подростки из семей, как правило неблагополучных, но все равно детдомовских детей больше. Они сначала помышляют мелкими преступлениями, постепенно переходя на крупные. Как видим, правильное воспитание ребенка в детском доме — непростая задача, требующая от воспитателя максимальной концентрации внимания на проблемы в целом и по отдельности. Для этого воспитатель должен иметь безоговорочный авторитет среди воспитанников и определенную харизму, достаточную для того, чтобы управлять большой разностью характеров воспитанников. Для этого у воспитателя должен быть талант педагога, который, увы, бывает не у всех. Для успешной интеграции в общество с которым сталкивается воспитанник детского дома после выпуска оттуда требуется его долгий и неустанный, зачастую неблагодарный труд. К сожалению, надо признать, что в обществе до сих пор с подозрением относятся к такой молодежи.
К счастью наше государство заботится о всех гражданах страны, не обойдя вниманием ни одного из них-ни маленького, ни большого. К проблемам детских домов уделяется внимание на высоком уровне.
Деятельность детских домов регулируется в соответствии с инструкцией, а также специально разработанной методологической рекомендации и нормативными актами Кабинета министров Республики Узбекистан, Министерства Народного образования, муниципального управления народного образования.
На сегодняшний день разработаны и спроектированы образовательно-воспитательные механизмы определенной системы детских домов, но, однако невозможно учесть все новые условия подготовке воспитуемых к социальной среде общества и в этом процессе надо принимать во внимание социально-экономические и культурные изменение в гражданском обществе. Воспитанники детских домов должны научится адаптироваться к системе социальной жизни, а также подготовится к адаптации в общество, привыкать в природе механизмов системы. Принятые государственными органами социальные программы помогают сиротам, чувствовать через них заботу главы государства.
«Детский дом» — грустное место. Здесь дети играют, смеются, но их глаза остаются печальными. Они выглядываются в лица посетителей, стараясь угадать, что привело их в это нерадостное заведение. Не скупитесь, подарите им крупицы доброты и в их глазах вы будете «хорошим человеком». А похвала таких детей дорогого стоит. Как знать, может вы этим сделает их хоть немного счастливыми.