Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова «Сломанная кукла» и «Благие намерения» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 19.04.2017

Статья просмотрена: 2059 раз

Библиографическое описание:

Боженова, О. А. Семья и современный подросток в произведениях А. Лиханова «Сломанная кукла» и «Благие намерения» / О. А. Боженова, О. Н. Ольхова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 403-404. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42407/ (дата обращения: 18.11.2024).



Проблема бездомных детей, сирот актуальна во все времена. Русская литература, пронизанная сочувствием к слабым и угнетенным, не может оказаться в стороне от этой темы.

Столкнувшись с сиротством, будучи совсем молодым журналистом, Альберт Лиханов положил свою жизнь на то, чтобы российские дети, какого бы происхождения они ни были, с самого раннего детства ощущали себя Личностями, а не безликими «Никто».

Не только своими жестокими ко злу и нежными к добру книгами борется он за эту цель.

Он является президентом Международной ассоциации детских фондов и возглавляет Российский детский фонд. Со слов Альберта Анатольевича: «Сначала фонд вышел из книг, а теперь книги выходят из Детского фонда.

Творчество Альберта Лиханова погружает нас в жизнь самых обычных людей, юных и взрослых, которые являются героями его произведений. У писателя всегда было обострено ощущение драматизма жизни. Именно это свойство выделяет его среди множества других авторов.

О творчестве Альберта Лиханова писатель Анатолий Алексин справедливо сказал, что оно «служит весенней поре человеческой жизни, которая отличается от обыкновенной тем, что никогда уж больше не возвращается». Герои лихановских произведений — дети, подростки. Очень искренне, доверительно и просто автор пишет о сложностях возраста, о самосовершенствовании юной личности, о необходимости душевной закалки.

Сам же Лиханов на вопрос о том, почему ему всегда интересны подростки, говорил: «Подросткам, к сожалению, сейчас предоставлено море разливанное сомнительных удовольствий и «практик». Выстоять в этой смуте нелегко и взрослой душе с крепким иммунитетом к мерзостям жизни». Так, своими произведениями он старался не только показать старшему поколению трудности юного возраста, но и помочь самому подрастающему поколению разобраться в их проблемах.

Тема сиротства пронизывает и творчество А. Лиханова. Обратившись однажды к этой теме, Лиханов остается верен ей на протяжении всей своей творческой жизни. Произведения этого автора предупреждают о грядущих необратимых последствиях, если человек не опомнится, не вспомнит о своем высоком назначении, о своей бессмертной душе, украшением и оправданием которой были и будут добродетели: милосердие, сострадание, самоотверженность. Именно об этом повесть автора «Благие намерения», где речь идет о Надежде, которую после окончания пединститута отправляют в небольшой город, где оказывается воспитательницей первоклассников. Ей достаётся младший класс в интернате, двадцать обездоленных детишек, которые жаждут не знаний, а любви и ласки.

Главная героиня Надежда привлекает внимание прежде всего силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу — основные ее черты. Героиня должна была воспитывать ребёнка — первоклашек из детского дома. А, значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой. «Меня душила любовь, нежность, к этим детям, — скажет она, — мне хотелось обнять их, не каждого, не поодиночке, а всех вместе, в раз, обнять и прижать к себе».

Героиней движут чувства высокие и благородные — любовь и сочувствие к маленьким детям, жгучее желание хотя бы частично вернуть им утраченное. Надя выступает с гуманной инициативой: предложить желающим жителям городка забирать к себе бездомных детей из интерната на выходные дни. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.

Когда Альберт Лиханов создавал это короткое, но такое глубокое произведение, он ещё надеялся, что брошенные родителями дети не останутся один на один со своей страшной бедой. Поэтому таким светлым оптимизмом проникнуто это произведение.

Невозможно вернуть сиротам родителей, но можно защитить маленького гражданина большой страны от этой страшной беды. Отечество усыновит, всем миром выведет в люди — вот во что верилось писателю в 1981 году.

Он надеялся на перелом в нравственной стороне жизни и ждал изменения положения сирот к лучшему. Но потом, разочаровавшись, заявлял, что весь народ должен стыдиться перед детьми за несделанное.

Совершенно иным по эмоциональному восприятию является произведение А. Лиханова «Сломанная кукла», посвященное проблеме разрушения семьи, утрате духовных и нравственных основ семейной жизни, что приводит к страданиям ребенка, к одиночеству и порой к суициду.

Если в какой — то момент в жизни человека деньги становятся дороже доброты и человечности, то детская судьба может получить материальную оценку — деньгами, благополучием и даже жизнью. Такая длинная формулировка о такой коротенькой жизни девочки, не знавшей родного отца, он погиб, которую предала мать, выйдя замуж за богатого бесчувственного человека.

Мася спрыгнула с моста, покончив жизнь самоубийством, она не смогла выжить без поддержки мамы. А та предала её, самого родного и близкого человека, потому что жизненные ценности стали другими: деньги, светская жизнь, дорогие наряды, влиятельные люди, она просто не могла от этого отказаться.

Когда девочке нужна была помощь, мама всю себя посвятила мыслям о будущем ребёнке. Когда же трагедия произошла, Маня догадалась, что сделал отчим с падчерицей, но его угрозы лишить обеспеченной жизни породили такую страшную и бессердечную фразу: «Мы катаемся как сыр в масле; у тебя никто ничего не отнимает, но ты не отнимай у меня мужа». Без всяких чувств, холодно отвечает мать на рассказ Маси. Она объяснила, что не хочет сплетен, позора для дочери, а Вячик всё равно откупится.

И всё-таки прозрение наступило, мать Маси опомнилась — она отправляет дочь в Англию, пытаясь таким образом её спасти. Но остановить мужа Маня уже не смогла. Страдают все: бабушка с дедушкой, мать и девочка со сломанной судьбой, которая похожа на подаренную ей куклу с пустыми мёртвыми глазами. Финал трагичен: Маня застрелила Вячика, но ведь дочери — то уже нет.

«Нет ничего горше предательства. Друга другом, любимого любимой. Но нет предательства более непростимого, — утверждает Лиханов, – нежели предательство малого человека взрослым». Страдания девочки были уготованы материнским предательством.

Автор, взяв в основу своего произведения реальный случай, к сожалению, не так и редкий в жизни, написал:

«Меня не покидает чувство, что я схватил в ладони охапку горящих углей из костра, и я не знаю, что делать — бросить угли обратно, отступиться или терпеть, пока могу, а не смогу — так закричать от боли, да так, чтобы услышали все. Собственно, в этом весь замысел: заорать от боли».

Произведение заставляет задуматься о том, что детский мир очень хрупок и нуждается в надежной защите. Хочется верить, что Лиханов будет услышан и взрослые станут внимательнее относиться к детям.

Таким образом, тема сиротства и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной. Именно падение ценности семьи и послужило толчком к возникновению этого социального явления. Читая произведения А. Лиханова, можно заметить, под влиянием чего изменилась семья, рассмотреть образ матери, как это связано с тем, что происходит в обществе, а главное, что выбирают люди в качестве жизненных приоритетов.

Основные термины (генерируются автоматически): Альберта, произведение, ребенок, страшная беда, эта.


Задать вопрос