Представление и организация учебного материала в грамматических пособиях зарубежных и отечественных авторов (на примере «Практической грамматики английского языка» и «MyGrammarLab») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (150) апрель 2017 г.

Дата публикации: 18.04.2017

Статья просмотрена: 515 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Ю. А. Представление и организация учебного материала в грамматических пособиях зарубежных и отечественных авторов (на примере «Практической грамматики английского языка» и «MyGrammarLab») / Ю. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 493-496. — URL: https://moluch.ru/archive/150/42392/ (дата обращения: 16.12.2024).



Грамматика занимает важную роль при обучении иностранному языку, так как способствует грамотному изъяснению на изучаемом языке. Также обучение грамматике формирует продуктивные умения в устной и письменной речи, облегчает понимание иноязычной речи на слух. Статья раскрывает содержание понятия «грамматика» и описывает цели обучения грамматике на уроках иностранного языка. Основное внимание автор акцентирует на сравнительном анализе введения грамматического материала в пособиях «Практическая грамматика английского языка» К. Н. Качаловой, Е. Е. Израилевич, 2012; и «MyGrammarLab» А1-А1 (Elementary) Марка Фолей, Дианы Холл, 2012.

Ключевые слова: грамматика, грамматические навыки, грамматические упражнения, пособие по грамматике, аутентичный

Grammar plays an important role in teaching a foreign language, as it helps to communicate correctly in the target language. Also, learning grammar forms productive skills in speaking and writing, facilitates the understanding of a foreign language by ear. The article reveals the content of the concept of «grammar», and describes the goals of teaching grammar in the lessons of a foreign language. The author focuses on the comparative analysis of the introduction of grammatical material in the grammar guids «Practical Grammar of the English Language» K. N. Kachalova, E. E. Izrailevich, 2012; and «MyGrammarLab» A1-A1 (Elementary) by Mark Foley, Diane Hall, 2012.

Key words: grammar, grammar skills, grammar exercises, grammar guide, authentic

Слово грамматика многозначно. Смешение двух его основных значений имело немалые последствия для методики обучения иностранным языкам.

С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении «грамматический строй», т. е. строение слова и предложения, присущее данному языку, которым носитель языка владеет интуитивно и который он осмысливает и осознает в процессе обучения.

С другой стороны, грамматика — это теория данного языка, раздел языкознания, обобщение наших знаний о строе языка. [1, 149–150]

Основной целью обучения грамматике в является формирование у обучающихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. [3, 101–102]

В данной работе будет приведено сравнение двух грамматических пособий по английскому языку, российских и зарубежных авторов. Целью данного сравнения будет выяснить, какие пособия лучше подходят для изучения грамматике иностранного языка аутентичные или отечественные.

«Практическая грамматика английского языка» К. Н. Качаловой, Е. Е. Израилевич, 2012г. предназначена для студентов, учащихся школ, колледжей, вузов, всех желающих самостоятельно изучать английский язык. Данное пособие по грамматике английского языка, неоднократно подвергалось значительной переработке и расширению. Оно включает в себя 2 тома. Том первый охватывает все явления, относящиеся к морфологии современного английского языка. Том второй содержит необходимые сведения по синтаксису английского языка, справочный аппарат, большое количество упражнений-заданий, а также справочник-ключ к упражнениям.

Авторы книги предлагают систему упражнений, нацеленную на формирование навыков практического владения — грамматическим материалом в речи. В пособии дается большое количество разнообразных упражнений-заданий практически на все грамматические темы (текущие и обзорные), что позволяет обеспечить интенсивную и всестороннюю тренировку тех или иных грамматических форм и конструкций. [2, 3–4]

MyGrammarLab Марка Фолей, Дианы Холл, 2012 г. — грамматическое пособие нового типа, которое предоставляет возможность изучать и тренировать грамматику английского языка, используя уникальное сочетание традиционного формата книги и специализированного интернет-ресурса — MyGrammarLab. Предусмотрена возможность загрузки дополнительных грамматических упражнений на мобильное устройство (смартфон). Пособие издаётся для обучающихся с разным уровнем владения языком, а именно А1-А1 (Elementary), В1-В2 (Intermediate), С1 (Advanced).

MyGrammarLab предлагает:

В книге:

− четкие и доступные для понимания объяснения грамматических правил (базируются на 2000 слов Longman Dictionaries Defining Vocabulary);

− аутентичные примеры, иллюстрирующие правила грамматики;

− разнообразные типы заданий для тренировки, закрепления и употребления грамматических форм в ситуациях общения;

− информация о типичных ошибках в грамматике и произношении;

− каждый уровень грамматического пособия соотнесен со Шкалой Совета Европы (Common European Framework).

Он-лайн:

− видео объяснения ключевых грамматических правил;

− солидный комплект тестовых заданий: Full Diagnostic Test к каждому уровню, регулярные Progress Tests, а также Exit Tests после каждого раздела;

− дополнительные упражнения и задания к каждому разделу с автоматической проверкой и анализом ошибок;

− возможность тренировки произношения;

− возможность прослушать и проверить свои ответы к упражнениям в книге;

− дополнительные упражнения для подготовки к международным экзаменам. [4, 5–6]

В пособиях «Практической грамматики английского языка» К. Н. Качаловой, Е. Е. Израилевич Т. 1 и MyGrammarLab А1-А1 (Elementary) Марка Фолей, Дианы Холл мы попытаемся сравнить представление практических заданий на примере темы: «The Possessive Case».

Практические задания расположены во 2-м томе пособия «Практическая грамматика английского языка» К. Н. Качаловой, Е. Е. Израилевич после теоретической части. Ниже представлен пример упражнений по теме «The Possessive Case» из данной книги.

К §§ 36–44.

Замените, где возможно, существительное с предлогом of существительным в форме притяжательного падежа:

  1. The new club of the workers.
  2. The poems of Lermontov.
  3. The clothes of the boys.
  4. The walls of the room.
  5. The plays of Shakespeare.
  6. The voice of his sister.
  7. The orders of the Commander-in-Chief.
  8. The pages of the bock.
  9. The watch of my friend Peter.
  10. The birthday of my daughter Helen.
  11. The parents of all the other boys.
  12. The boats of the fishermen.
  13. The opinion of the lawyer.
  14. The signature of Mr. Brown.
  15. The offer of the seller.
  16. The conclusions of the expert.
  17. The house of my father-in-law.

Замените существительное в форме притяжательного падеже существительным с предлогом of:

  1. My father’s library.
  2. The doctor’s prescription.
  3. The ship’s crew.
  4. The teacher’s order.
  5. The engineer’s drawings.
  6. The buyer’s confirmation.
  7. The shipowners’ instructions.
  8. Mr. Brown’s proposal.
  9. The sellers’ claim.
  10. The representative’s report.

Переведите на английский язык:

  1. Знаете ли вы адрес товарища Иванова?
  2. Есть ли у вас карта Европы?
  3. Рабочий день моего брата начинается в 9 часов утра.
  4. Вы спросили мнение врача?
  5. Сестра жены моего брата работает на этой фабрике.
  6. Муж моей сестры Елены уехал в Киев.
  7. Мы еще не получили ответа покупателей.
  8. Они сообщили нам о прибытии парохода.
  9. Матросы немедленно выполнили приказание капитана.
  10. Я не знаю еще решения директора. [2, 128]

Из выше приведённого примера видно, что два первых упражнения относятся к подстановочным, они направлены на отрабатывание теоретического материала, выработки автоматизма в употреблении притяжательного падежа. Третье упражнение направлено на перевод, оно призывает обучающихся активизировать их умственную деятельность, так как прежде чем приступить к переводу, необходимо понять где указать притяжательный падеж.

Практические задания в пособии MyGrammarLab А1-А1 (Elementary) Марка Фолей, Дианы Холл размещены сразу после каждой теоретической темы. Ниже приведены примеры упражнений по теме «The Possessive Case».

Practice:

1. Complete the sentences with noun + 's or '. Listen and check.

Ann and Frank are married.

Ann is (0) Frank’s wife. Frank is (1) … husband.

Ann has two children, Mike and Lucy.

Lucy is (2) … daughter. Mike is (3) … brother.

Ann has brown hair but the children have blond hair.

(4) ……. hair is brown but the (5) … hair is blond.

The family has two cats called Spike and Susie.

The (6) … names are Spike and Susie.

2. Choose the correct words in italics in the text. Listen and check.

The oldest student in the world?

IF YOU VISIT (0) London's University / (the University of London), you'll have a surprise. This university has a student who is 250 years old! The student's name is Jeremy Bentham. He sits in a box at the (1) main building's end / end of the main building. He can watch the other students and listen to the lecturers through the (2) box's glass front/ glass front of the box. Of course, he isn't a real student because he died in 1832.

Jeremy Bentham was a famous writer who believed in free education for everybody. (3) Bentham's ideas / The ideas of Bentham encouraged people to start new universities. After he died, they put (4) Jeremy's body / the body of Jeremy in a glass box in the (5) college's centre / centre of the college, so he can be a student forever.

3. Find five more mistakes in the sentences and correct them. Tick the correct sentences.

− I am interested in the Scotland geography. the geography of Scotland

− I live eight kilometres from the Paris's centre…

− My mother's name is Alice…

− I like watching womens' sports events on TV…

− We sometimes have lunch at Carol's…

− What is the computer's size? ...

− Do you know the age of Diana? ...

− Where is the bowl of your cat?...

4. Write sentences 1–4 from Exercise 3 so they are true for you. Use possessive forms.

0 I am interested in the history of my country.

1 …

2 …

3 …

4 … [4, 29]

Из примера приведённого выше следует заметить, что первое упражнение на дополнение вырабатывает навыки использования новых грамматических конструкций обучающимися. Второе упражнение — подстановочное, помогает закрепить новый грамматический материал, а также выработать автоматизм его употребления в похожих ситуациях. Также, в упражнениях 1, 2 присутствует самопроверка с помощью аудирования, т. е. данные упражнения также можно отнести и к речевым. Они направлены на активизацию внимания и осмысление содержания воспринимаемой речи. Третье упражнение можно отнести к поисково-тренировочным, данное задание формирует умения различать грамматические формы и правильно их употреблять в разных контекстах. Четвёртое упражнение — условно-коммуникативное, оно побуждает обучающихся употреблять грамматические конструкции в реальных жизненных ситуациях. Также целью данного упражнения является формирование умений использования новых грамматических конструкций самостоятельно.

После ознакомления и рассмотрения пособий по «Практической грамматике английского языка» К. Н. Качаловой, Е. Е. Израилевич и MyGrammarLab А1-А1 (Elementary) Марка Фолей, Дианы Холл можно сделать определенные выводы о подходах к обучению грамматики иностранного языка отечественными и зарубежными авторами.

«Практическая грамматика английского языка» К. Н. Качаловой, Е. Е. Израилевич имеет следующие преимущества: доступность, так как пособие на русском языке; логичная организация пособия, темы в оглавлении подразделяются на разделы морфологии и синтаксиса, в свою очередь они делятся на подразделы — части речи, предложения, знаки препинания. Также, данное пособие имеет такие недостатки как: использование устаревшей/ малоиспользуемой лексики в примерах и практических заданиях; однообразие упражнений, огромное количество переводных упражнений и заданий на подстановку; пособие не имеет разделения по уровням владения иностранным языком.

MyGrammarLab А1-А1 (Elementary) Марка Фолей, Дианы Холл имеет ряд преимуществ: сочетание традиционного формата книги и специализированного интернет-ресурса — MyGrammarLab; возможность загрузки дополнительных грамматических упражнений на мобильное устройство (смартфон); пособие имеет разделение по уровням владения иностранным языком, а именно А1-А1 (Elementary), В1-В2 (Intermediate), С1 (Advanced); каждый уровень грамматического пособия соотнесен со Шкалой Совета Европы (Common European Framework); пособие полностью на английском языке, что создаёт благоприятную среду для изучения иностранного языка; тестовые задания: Full Diagnostic Test к каждому уровню, регулярные Progress Tests, а также Exit Tests после каждого раздела. Однако, у MyGrammarLab А1-А1 (Elementary) Марка Фолей, Дианы Холл есть и недостаток — использование данного пособия будет более плодотворным под руководством педагога, так как имеется недостаток теоретической информации.

После общего краткого анализа пособий по «Практической грамматике английского языка» К. Н. Качаловой, Е. Е. Израилевич и MyGrammarLab А1-А1 (Elementary) Марка Фолей, Дианы Холл можно прийти к следующему заключению. Пособие по «Практической грамматике английского языка» отечественных авторов К. Н. Качаловой, Е. Е. Израилевич использует в большей мере грамматико-переводной метод при обучении иностранному языку. В то время как, пособие MyGrammarLab А1-А1 (Elementary) Марка Фолей, Дианы Холл прибегает к более современному коммуникативному подходу в обучении иностранному языку.

Литература:

  1. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. — М.: Просвещение, 1988. — С. 255.
  2. Качалова К. Н., Израилевич Е. Е. «Практическая грамматика английского языка», 9-е изд. — Киев: Методика, 2012. – 672 с. (Т. 1 – 368 с., Т. 2 – 304 с.).
  3. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей— 4-е изд. — М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
  4. Mark Foley, Diane Hall. «MyGrammarLab». Pearson Education Limited, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, Практическая грамматика, пособие, упражнение, грамматик, грамматический материал, Марка, притяжательный падеж, уровень владения.


Ключевые слова

грамматика, грамматика, грамматические навыки, грамматические упражнения, пособие по грамматике, аутентичный

Похожие статьи

Особенности введения грамматического материала в учебных материалах для старших классов общеобразовательных школ

Коммуникативная методика предполагает, что единицей общения является речевой акт как средство передачи речевых намерений с помощью языка. Общение носит ролевой характер, т. е. каждый обучающийся выполняет определенную коммуникативную роль, такое обще...

Формирование лексических навыков по теме «Семья» у учащихся среднего школьного звена по УМК Forward (6-й класс)

В данной статье авторы рассматривают социально-культурную тему «Семья» как ключевой элемент учебного процесса при изучении английского языка в средней школе; исследуют основные компоненты обучения лексике, подчеркивают значимость формирования лексиче...

Развитие информационно-логического мышления и цифровой грамотности школьников младших классов на уроках английского языка

Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена треху...

Опыт применения коммуникативных технологий для обучения грамматической стороне речи студентов вуза на начальном этапе (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке)

В статье рассматривается опыт применения коммуникативной методики Е. И. Пассова с внедрением в неё современных педагогических технологий (индуктивного подачи материала, технологии кейс-стади, деловой игры) для обучения студентов 1 курса грамматическо...

Информационно-коммуникационные технологии при обучении иноязычной письменной речи

В статье обозначены особенности письменной речи: в построении фраз, в структуре предложения; говорится о связи с лингвистической природой связного высказывания; выделен методологический компонент при обучении письменной речи. Рассматривается минималь...

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Использование педагогического опыта в преподавании русской грамматики португалоговорящим курсантам

Данная статья является анализом опыта преподавания РКИ в португалоговорящей среде. Затронуты определённые трудности, возникающие у португалоговорящих курсантов при изучении грамматики русского языка. Работа направлена на улучшение методики преподаван...

Применение теории Situаtеd Lеаrning (SLT) при обучении иностранным языкам на примере школьного учебно-методического комплекса для классов средней ступени обучения

В статье автор обосновывает важность обеспечения ситуативности на уроках английского языка, анализирует опыт российских педагогов в использовании ситуаций на уроках английского языка, а также приводит пример создания речевых ситуаций на уроке английс...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Похожие статьи

Особенности введения грамматического материала в учебных материалах для старших классов общеобразовательных школ

Коммуникативная методика предполагает, что единицей общения является речевой акт как средство передачи речевых намерений с помощью языка. Общение носит ролевой характер, т. е. каждый обучающийся выполняет определенную коммуникативную роль, такое обще...

Формирование лексических навыков по теме «Семья» у учащихся среднего школьного звена по УМК Forward (6-й класс)

В данной статье авторы рассматривают социально-культурную тему «Семья» как ключевой элемент учебного процесса при изучении английского языка в средней школе; исследуют основные компоненты обучения лексике, подчеркивают значимость формирования лексиче...

Развитие информационно-логического мышления и цифровой грамотности школьников младших классов на уроках английского языка

Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена треху...

Опыт применения коммуникативных технологий для обучения грамматической стороне речи студентов вуза на начальном этапе (на примере сравнительных степеней прилагательных и наречий в английском языке)

В статье рассматривается опыт применения коммуникативной методики Е. И. Пассова с внедрением в неё современных педагогических технологий (индуктивного подачи материала, технологии кейс-стади, деловой игры) для обучения студентов 1 курса грамматическо...

Информационно-коммуникационные технологии при обучении иноязычной письменной речи

В статье обозначены особенности письменной речи: в построении фраз, в структуре предложения; говорится о связи с лингвистической природой связного высказывания; выделен методологический компонент при обучении письменной речи. Рассматривается минималь...

Реализация лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку в УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «English 8»

Данная статья посвящена анализу УМК Афанасьевой, Михеевой English для 8-го класса с позиции реализации в данном УМК лингвострановедческого подхода. В статье приводится количественный анализ реалий, фоновой, конативной лексики, подсчитано точное колич...

Теоретические основы реализации метода проектов при обучении монологическому высказыванию на уроках иностранного языка

В данной статье рассматривается понятие говорения на уроках английского языка и его виды, а также взаимосвязь монологической и диалогической речи. В процессе обучения иностранным языкам учащиеся должны развивать сразу несколько навыков: чтение, ауди...

Использование педагогического опыта в преподавании русской грамматики португалоговорящим курсантам

Данная статья является анализом опыта преподавания РКИ в португалоговорящей среде. Затронуты определённые трудности, возникающие у португалоговорящих курсантов при изучении грамматики русского языка. Работа направлена на улучшение методики преподаван...

Применение теории Situаtеd Lеаrning (SLT) при обучении иностранным языкам на примере школьного учебно-методического комплекса для классов средней ступени обучения

В статье автор обосновывает важность обеспечения ситуативности на уроках английского языка, анализирует опыт российских педагогов в использовании ситуаций на уроках английского языка, а также приводит пример создания речевых ситуаций на уроке английс...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Задать вопрос