К вопросу об использовании информационно-компьютерных технологий на уроках литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Чмырь, О. В. К вопросу об использовании информационно-компьютерных технологий на уроках литературы / О. В. Чмырь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 387-390. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1435/ (дата обращения: 27.04.2024).

Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача  всестороннего и тщательного изучения способов получения информации.

Поскольку в настоящее время активно происходит переход к информационному типу общества, то информатизация образования рассматривается как необходимое условие развития личности на современном этапе.

Важно, чтобы на уроках литературы учащиеся чувствовали красоту родного языка. С этой целью возможно использование различных активных форм и методов работы. Отметим, что трудные, на первый взгляд, задания привлекают учащихся своей новизной, необычностью, нестандартностью. В процессе обучения и воспитания современного поколения одним из основных аспектов, кроме эмоционального развития, является повышение интеллектуального потенциала учащихся. В настоящее время на уроках литературы учащимся дается очень большой объем информации, влияющий на процесс интенсифицирования обучения. Исследователи В. Н. Агеев [1], В. А. Вуль [3], Л. Х. Зайнутдинова [4] и другие ставят вопрос: использовать или не использовать компьютер на уроках? Однозначно, что сегодня компьютер раскрывает перед учащимися и учителем новые возможности, позволяет уйти от традиционного обучения, помогает находить новые идеи и решать сложные проблемы.

Применение электронных учебных пособий на уроках литературы имеет следующие положительные стороны:

- наблюдается индивидуализация содержания учебного процесса, быстрое усвоение объемного материала;

- возрастает познавательная активность учащихся;

- повышается эффективность урока за счет экономии времени;

- учитываются психологические особенности школьников;

- меняется характер работы учителя

- увеличивается возможность объективной оценки знаний.

Использование компьютерных технологий в изучении литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий широки. Связано это с тем, что компьютерные технологии позволяют получать информацию многоканально, а следовательно, значительно возрастает как объём полученной информации, так и качество её усвоения.

Внедрение компьютерных технологий в образовательную среду урока литературы позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также оперативно проводить коррекцию знаний в случае необходимости.

Использование компьютера в процессе обучения литературе возможно с различными целями:

•         при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

•         для оптимального закрепления изученного материала,

•         для улучшения контроля знаний учащихся,

•         для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету.

Данные уроки могут быть полностью построены с учетом использования компьютера и проводиться в кабинете информатики или возможно обращение к отдельному компьютеру с мультимедийным проектором на различных этапах урока в кабинете литературы. С помощью программы Роwег Роint создаются слайд-фильмы для объяснения новой темы. Для учителя – это одна из удачных форм проведения лекции, так как дает возможность заинтересовать учащихся, заинтриговать, заставить думать, привлечь их внимание к наиболее важной информации, учит школьников строить обощения и делать выводы.

Следует отметить, что в связи с использованием средств новых информационных технологий, помимо слайд-лекций, презентаций, появляются и электронные учебники, в которых используются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты. Электронный учебник позволяет обеспечить режим самообучения и самоконтроля.

Возможности электронных учебников и других электронных образовательных изданий, а также проблемы, связанные с их использованием, исследовали В. Н. Агеев [1],  Д. А. Власов [2], Л. С. Кузина [2], В. М. Монахов[2], В. А. Вуль [3], Л. Х. Зайнутдинова [4],С. А Христочевский [5] и др. По мнению В. А. Вуль, к преимуществам электронного учебника перед печатным относятся возможности: 1) адаптация и оптимизация индивидуальных запросов обучаемого; 2) использование дополнительных средств воздействия на обучаемого, что позволит быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал (включение в текст пособия анимационных моделей, звуковое сопровождение, соответствующее лекторскому тексту); 3) построение простого и удобного механизма перемещения в пределах электронного учебника; 4) использование поискового механизма не только в рамках электронной книги, но и вне нее; 5) встроенный автоматизированный контроль уровня знаний; 6) адаптация изучаемого материала к уровню знаний обучаемого; 7) интерактивное взаимодействие между учащимися и элементами учебника.

В то же время, наряду с преимуществами, следует отметить, и выделяемые исследователем, недостатки, к которым можно отнести: 1) необходимость специального дополнительного оборудования для работы с электронным пособием; 2) непривычность, нетрадиционность электронной формы представления информации; 3) повышенную утомляемость при работе с монитором; 4) отсутствие в некоторых случаях необходимой подготовки у учителя в области информатики; 5) традиционные подходы в обучении с трудом уступают место современным педагогическим инновациям.

Несмотря на то, что технически возможно создание не только электронного учебника, но и УМК, полностью представленного в цифровом виде, использование информационных технологий в преподавании литературы имеет некоторые ограничения. По мнению ученых, у современных учащихся более развита зрительная и эмоциональная память. В связи с этим использование педагогических программных средств, содержащих большой объем учебной информации, снабженной анимационной демонстрацией, гипертекстовыми ссылками, видеосюжетами и другими мультимедийными атрибутами, облегчает реализацию психолого-педагогических подходов. В то же время установлено, что восприятие относительно большого объема текста с экрана монитора затруднено, поэтому текст данного объема, с которым работает учащийся, должен находиться именно в печатном учебнике.

Компьютер на уроках литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

 

Литература:

1.        Агеев В. Н. Электронная книга: Новое средство соц. коммуникации. – М., 1997.

2.        Власов Д. А., Кузина Л. С., Монахов В. М. Технологические процедуры создания электронного учебника. 2-я всероссийская конференция "Электронные учебники и электронные библиотеки в открытом образовании". – М., 2001.

3.        Вуль В.  Электронные издания. Учебник. – М. – Спб., 2001.

4.        Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебников. – Астрахань, 1999.

5.        Христочевский С. А. Мультимедиа в образовании. Проблемы разработки и использования. Системы и средства информатики. Вып.8.  – М.,1996.

Основные термины (генерируются автоматически): урок литературы, процесс обучения, учащийся, электронный учебник.


Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках русского...

Средства обучения — это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.

Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание...

Современный учебник истории как средство организации...

Учебный процесс на уроке всегда проходил при непосредственном использование учебника — как основного источника новых и обобщающих знаний.

Литература: 1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю

Электронный учебник как средство обучения в высшем образовании.

Урок как основная форма организации обучения в современной...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): урок, классификация уроков, роль учителя, современный урок, задача, мнение автора, процесс обучения, структура урока, учащийся.

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Урок — главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной

3-й этап — изучение материала конкретного урока в учебнике.

 организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения

Развитие творческого мышления через нетрадиционные формы...

Нетрадиционные формы урока позволяют изменить позицию учащегося в учебном процессе.

Также, мною используются на уроках литературы и в самостоятельном дистанционном обучении учащихся авторские электронные образовательные контенты...

Электронный учебник как средство обучения в высшем...

Литература: Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft: Учеб. пособие.

Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе. Учебник как средство организации самостоятельной работы младших школьников на уроках...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В самом общем виде исследовательский урок, по нашему мнению, может пониматься как форма проблемной организации образовательного процесса, в которой используются методы, приемы, средства обучения, позволяющие обучающимся сознательно

Литература

Современный урок как основополагающий компонент...

Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе.

- принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения

Электронная почта.

Электронный учебник как средство индивидуального подхода на...

Электронный учебник — является литературой нового поколения, которая объединила в

Электронный учебник как средство обучения в высшем образовании.

Учебник как средство организации самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира.

Похожие статьи

Использование технических средств обучения на уроках русского...

Средства обучения — это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения.

Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание...

Современный учебник истории как средство организации...

Учебный процесс на уроке всегда проходил при непосредственном использование учебника — как основного источника новых и обобщающих знаний.

Литература: 1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю

Электронный учебник как средство обучения в высшем образовании.

Урок как основная форма организации обучения в современной...

Литература

Основные термины (генерируются автоматически): урок, классификация уроков, роль учителя, современный урок, задача, мнение автора, процесс обучения, структура урока, учащийся.

Качественная подготовка учителя к уроку | Статья в журнале...

Урок — главная составная часть учебного процесса. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной

3-й этап — изучение материала конкретного урока в учебнике.

 организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения

Развитие творческого мышления через нетрадиционные формы...

Нетрадиционные формы урока позволяют изменить позицию учащегося в учебном процессе.

Также, мною используются на уроках литературы и в самостоятельном дистанционном обучении учащихся авторские электронные образовательные контенты...

Электронный учебник как средство обучения в высшем...

Литература: Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft: Учеб. пособие.

Электронный учебник как инновационное средство в образовательном процессе. Учебник как средство организации самостоятельной работы младших школьников на уроках...

Исследовательский урок диалогового обучения младших...

В самом общем виде исследовательский урок, по нашему мнению, может пониматься как форма проблемной организации образовательного процесса, в которой используются методы, приемы, средства обучения, позволяющие обучающимся сознательно

Литература

Современный урок как основополагающий компонент...

Урок — это кузнеца, мастерская; это самое главное в учебном процессе.

- принцип сотрудничества, который, безусловно, базируется на взаимопонимании и взаимодействии учителя и учащихся в процессе обучения

Электронная почта.

Электронный учебник как средство индивидуального подхода на...

Электронный учебник — является литературой нового поколения, которая объединила в

Электронный учебник как средство обучения в высшем образовании.

Учебник как средство организации самостоятельной работы младших школьников на уроках окружающего мира.

Задать вопрос