Автор: Гизатулина Ольга Ивановна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 03.04.2017

Статья просмотрена: 112 раз

Библиографическое описание:

Гизатулина О. И. Развитие творческого мышления через нетрадиционные формы урока при изучении русского языка и литературы в профессиональных колледжах [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 111-114.



В настоящее время в Узбекистане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям.

Сегодня современное общество как никогда заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко, креативно и творчески мыслить. Поэтому одной из важных особенностей работы учителя-словесника становится необходимость реализовать системно-деятельный подход к преподаванию. При таком походе главным в образовательном процессе является развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний, решения актуальных проблем. Для того чтобы ученик не был ограничен только ролью «слушателя», «зрителя», что характерно для репродуктивного процесса обучения, учителю необходимо создавать условия для развития мышления (логического, ассоциативного, пространственного), творческого воображения, интуиции, умений думать, объяснять, доказывать свою точку зрения.

Нетрадиционные формы урока позволяют изменить позицию учащегося в учебном процессе. Попадая в необычную ситуацию, ученик активнее сотрудничает с учителем и одноклассниками, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Подобные уроки способствуют повышению интереса к предмету и к обучению в целом, позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизировать учебную деятельность, организовать различные формы общения, способствуют развитию критического мышления, обеспечивают надлежащий уровень формирования универсальных учебных действий (УУД), использовать возможности для развития монологической речи учащихся профессиональных колледжей.

Творческие принципы методики нестандартных уроков заключаются в следующем:

  1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
  2. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на занятии.
  3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
  4. Поддержка альтернативности, множественности мнений.
  5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
  6. «Скрытая» (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам способностям и склонностям.
  7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента).

Как правило, нетрадиционные формы уроков требуют специальной подготовки, поэтому можно выделить следующие периоды подготовки и проведения нестандартных уроков.

Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок иего анализ.

  1. Подготовительный.

В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т. п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т. д.

  1. Собственно урок (выделяется 3 основных этапа):

Первый этап является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведён подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности.

На втором этапе происходит сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап посвящён формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

  1. Анализ урока.

На этом этапе осуществляется рефлексия и критериальное оценивание результатов работы. Целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения — эмоциональный тонус урока не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Остановимся подробнее на основных наиболее распространённых в моей практике видах нестандартных уроков. Уроков такого характера много, и они потребовали определённой систематизации. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.

Сейчас в литературе выделяют следующие характерные группы:

  1. Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок- эстафета, урок-дуэль, урок- деловая игра, урок- ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).
  2. Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок- парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум).
  3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок — мозговая атака
  4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок — заседание учебного совета, урок — патентного бюро).
  5. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок — заочная экскурсия, урок — литературная прогулка, урок — литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое).
  6. Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок — подарок).
  7. Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка).
  8. Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).

Вот некоторые нетрадиционные формы урока, которые яиспользую всвоей практике:

− урок-исследование «Что в имени тебе моём?»

− урок-защита проекта «Тайны русского Слова»»

− урок- мастерская «Знакомьтесь — Владимир Маяковский».

− урок-защита проекта «Петербург Достоевского»

− урок-интервью «Здравствуйте, господин Мольер!»

− урок-концерт «Всё встречаю, всё приемлю…» (по лирике С. Есенина)

− урок-защита проекта «Мой любимый поэт Серебряного века»

− интегрированные уроки «Светлый праздник Рождества»(по творчеству И. Шмелева), «Люди — как реки…»(по творчеству Л. Н. Толстого)

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны учащихся. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой. Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель — формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

− ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2–3 недели до проведения);

− осмысление и выбор микротем;

− создание творческих групп;

− подбор материала к семинару;

− консультации учителя (за 7–10 дней до проведения семинара);

− систематизация и обобщение материала;

− выступление творческих групп на семинаре;

− конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;

− выполнение практического задания;

− обсуждение выступлений творческих групп;

− подведение итогов;

− оценивание работы;

− объяснение домашнего задания.

Урок-исследование.

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. Целесообразно использовать такую форму урока, как исследование. В самом названии «урок — исследование» просматривается основная задача — исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока-исследования по русскому языку:

− выбор текстов;

− составление плана анализа текста;

− предварительная работа с произведением;

− создание творческих групп;

− дифференцированное распределение отрывков;

− исследование художественного текста под «лингвистическим микроскопом»;

− подготовка группы к «защите» исследования;

− представление текста (художественное чтение) одноклассникам;

− лингвистический анализ отрывка;

− обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;

− подведение итогов урока;

− оценивание работы учащихся;

− объяснение домашнего задания.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста / нескольких текстов / «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком знакомлю ребят с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

Интересные, эмоциональные нестандартные уроки могут стать своеобразным толчком к написанию творческих работ, которые ученики пишут или на этапе рефлексии в аудиторной работе, или дома. Нестандартность темы, формы сочинения также располагает учеников к творчеству. Это может быть «Письмо самому себе», «Музыкальный портрет С. Есенина», «Звуки и запахи моего детства» (в стиле рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»)

Также, мною используются на уроках литературы и в самостоятельном дистанционном обучении учащихся авторские электронные образовательные контенты, которые я создала на платформе Google.

Электронный адрес ресурса по изучению творчества Л. Н. Толстого «Люди, как реки».https://sites.google.com/site/lntolstojlntolstoitvorchestvo,

электронный адрес по творчеству Сергея Есенина «певец страны березового ситца»https://sites.google.com/site/sergejeseninstefa77777/home

Таким образом, используя в своей практике методы и формы работы, стимулирующие воображение, фантазию, эмоционально-образное мышление, личностное отношение, можно добиться высокого уровня творческой активности учащихся, а творческий опыт, приобретённый ими в процессе учебной деятельности, будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности.

Литература:

  1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге достижения независимости. – Т., «Узбекистан». 2011.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. – Т.: 2004. – 340 с.
  4. Магдиева С. С. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. – Т.: ФАН, 2011. – 200 с.
  5. Обучение русскому языку в школах Узбекистан на современном этапе. Под ред. В. И. Андрияновой. – Т.: 1996. – 366 с.
  6. Мухина И. А., Еремина Т. Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. — С-Петербург, 2002.
  7. Меерович М., Шрагина Л. «Технология творческого мышления». – «Альпина», Москва, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): формы урока, организации урока, нестандартных уроков, русского языка, нетрадиционные формы урока, Нетрадиционные формы урока, эмоционального тона урока, эмоциональный тонус урока, проведении урока учитель, учащихся умений самостоятельного, тему предстоящего урока, урок иего анализ, оригинальной форме урока, достижения целей урока, способов организации урока, нетрадиционных форм урока, мотивационной сферы учащихся, Анализ урока, Максимальное вовлечение учащихся, возрастные особенности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос