Понятие добродетели и достоинства в христианстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 января, печатный экземпляр отправим 29 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №4 (15) апрель 2010 г.

Статья просмотрена: 4615 раз

Библиографическое описание:

Слюсарь, Т. В. Понятие добродетели и достоинства в христианстве / Т. В. Слюсарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 4 (15). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/15/1428/ (дата обращения: 16.01.2025).

Понятие «добродетель» происходит от греческого слова «aretae», означающее определенное качество личности.  В древних языках под словом «добродетель» (αρετη, virtus) подразумевалось заслуживающее одобрения свойство,  относящееся  к телесной,  интеллектуальной или нравственной сфере. В результате развития христианских тенденций в обществе Европы  оно приобрело  исключительно нравственную окраску.

Учение о четырех основных добродетелях, распространившееся в западноевропейских культурных кругах и внедрившееся в учения христианских церквей, было разработано еще Платоном. Один из Отцов Церкви, Амвросий Медиоланский называл эти добродетели «кардинальными». К ним относились благоразумие, мудрость, мужество, справедливость.

В период деятельности Отцов Церкви возникло учение о добродетелях, в основу которого были положены четыре кардинальные добродетели и три новые: вера, надежда и любовь (1-е Коринф. 13:13). Данное учение о семи христианских добродетелях  было развито в трудах о нравственности Фомы Аквинского, где христианские идеи переплелись с идеями  греческой философии.

На основе греческой философии образовалось мнение, что развитие человеческой добродетельности до  высокой степени было бы наивысшим идеалом. Следовательно, чем лучше это удается человеку, тем счастливее он будет в личной жизни. В греческом понимании для достижения высшего счастья было необходимо руководствоваться в своей жизни не только основными, но и второстепенными добродетелями, такими, как скромность, целеустремленность, пунктуальность и др. 

С точки зрения христианской церкви, опасность подобного мнения кроится в ложном заключении, что человек сам в состоянии определить пользу добродетелей,  жить все более  добродетельно и достичь совершенства исключительно собственными усилиями. Данная  постановка вопроса разбивалась о реальность человеческого несовершенства. Как гласят христианские догматы, совершенство же может быть достигнуто лишь принятием милости и благодати Божьей.

Позднее также предпринимались попытки интерпретировать добродетели в их взаимосвязи. Семь основных добродетелей сохранились и поныне в учениях Православной и Католической церквей. Большая  часть протестантских церквей уже не придерживается учения о добродетелях в данном виде.

Священное Писание не имеет систематизированного  учения о добродетелях. В Ветхом Завете нет упоминания древнееврейского слова «добродетель». В Новом Завете встречается лишь косвенное указание на добродетели. Однако в Библии можно увидеть примеры использования кардинальных добродетелей  в качестве основополагающего жизненного приоритета. Наилучшим образом их проявили  цари Соломон, считавшийся образцом мудрости и справедливости, и Давид, выступавший олицетворением мужества.

Апостол Петр называл добродетелью характерные Божие черты (2-е Петра 1:3). Поскольку Бог дарует истинно верующим частицу своей силы, люди  способны развить в себе божественную природу и отказаться от похоти и грехов. Для этого христиане должны проявить старание. Лишь затем на основе  веры возможно проявление  по воле Божьей и образу Христа  плодов Святого Духа (2-е Петра 1:3-5) в  добродетельном человеке.

Под добродетелями Христа апостол Петр понимал сущность и деятельность Сына Божьего, которые нашли свое проявление в его земной жизни. Становясь все более похожими на Господа, христиане должны выполнять задачу возвещения  его добродетелей словом и своим образом жизни.

В различных языках слово «достоинство» всегда было связано с определенной социальной позицией, которую занимал человек. Действовать согласно своему достоинству означало поступать в соответствии с теми обязанностями, которые присущи занимаемому положению. Достоинство означает, что человек заслуживает уважения, чести и имеет «абсолютную  ценность как разумно-социальное существо» [4, с. 147].

Таким образом, в этом слове соединяются два смысла. Во-первых, оно обозначает, что некий субъект обладает ценностью. Во-вторых, достоинство подразумевает соответствие жизни субъекта этой ценности. Для христианской традиции  важным представляется установить соотношение между этими двумя аспектами достоинства.

Жизнь с достоинством подразумевает проявление чести, уважения и почтительности при общении с окружающими, руководство принципами справедливости  в своих ежедневных поступках, умение выдержать тягостные обстоятельства и быть образцом в исполнении поручений в духовном служении и в мирской (профессиональной и иной) деятельности (2 Кор. 11: 23-28, 1 Тим. 4:12), быть примером для других  в повседневной жизни, наполненной любовью, духом,  верой, чистотой.

 Одним из основных проявлений почтительности является внимание, уделенное окружающим людям, и христианское братолюбие (Рим. 12:10). Важно проявлять почтительность по отношению к отцу и матери (Исх. 20:12), к старцам, к вышестоящим (1 Тим. 6:1); при выполнении правил гостеприимства (Лк. 14:8-14).

Сохранить достоинство означает сохранить чистоту разума и деяний, чтобы устоять в тяжких страданиях, посылаемых Богом. Так выясняется,  является ли вера людей чистой, постоянной и смиренной.

Для достойного человека характерна также чистосердечность, т.е. простота сердца, отсутствие расчета и хитрости (Быт. 20:5; Еф. 6:5). Христианское достоинство неразрывным образом связано со следующими проявлениями. Тот, кто заслужил авторитет и снискал благословение Божье, будет прославляться другими людьми (Иов.29:11). 

Многие  полагают, что обладать достоинством может лишь человек, наделенный властью или  высоким социальным положением. Но библейские тексты убеждают нас в обратном. Это прекрасно иллюстрирует история об исцелении простого слуги сотника, которому было присуще  достоинство удивительного свойства.

В христианстве понятие достоинства часто ассоциируется с понятием непорочности, иными словами моральной чистоты, безгрешности и порядочности. В  библейском писании  сложность соблюдения этого принципа в человеческой жизни показывает рассказ о Ное. Не смотря на соблазны и искушения, он сохранил свою душу в непорочности и благодаря этому он с семьей был спасен  во время Божьего суда над миром (Быт. 6:9). Требование сохранять свою душу в чистоте и оставаться непорочными предъявляется ко всем христианам без исключения (2 Пет. 3:14; Еф. 1:4), начиная в первую очередь со служителей церкви (1 Тим. 3:2). Абсолютная непорочность была явлена миру Иисусом Христом, что позволило ему стать искупительной жертвой за греховные деяния всего человечества (Евр. 7:26, 9:14).

О достоинстве  гласит одна из притч  Иисуса о брачном пире. В ней  рассказывается о том, что Царство Небесное можно сравнить с царем, позвавшем на празднество в честь своего сына многих людей. Однако приглашенные не захотели прийти.  «Тогда говорит он рабам своим: брачный  пир готов, а званные не были достойны» (Мат. 22:8). «Ибо много званных, а мало избранных» (Мат. 22:14).

Сохраняющий достоинство человек заслуживает чести и уважения. Потерять же достоинство для христианина есть страшное наказание и худшая кара. Для примера вспомним о том, что Иуда Искариот изначально был причислен к апостолам и получил жребий служения Господу,  но не сохранил собственное достоинство и стал вождем тех, которые в последствие взяли под стражу Иисуса Христа и распяли его.

Во многих местах библейского писания мы находим подтверждение тому, что открытость и смелость употребляются практически синонимично слову «достоинство». Так, открытый человек, не знающий за собой вины, искренно радуется перед лицом Бога (Иов. 22:26, 27:10). При описании деяний Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна указывается на то, что ему неизменно были свойственны прямота и открытость. Иисус Христос  всегда действовал и выступал перед людьми свободно и открыто (Иоан. 7:26; 18:20). Однако, следует сказать, что прямота действий Иисуса не снимала завесы тайны, которая неизменно окутывала его личность и которая приоткрывалась лишь его верующим ученикам.

Образцу смелости, явленной Иисусом, следовали его ученики, пренебрегавшие смертью и не страшившиеся своих врагов. Очевидно, что смелость приверженцев Сына Божьего зиждилась на их уверенности в грядущем спасении (Деян. 4:12). В библейских текстах содержится неоднократное упоминание важности сохранения смелости, дерзновения  и достоинства даже в нужде и страданиях (Евр. 10:35).

Для истинного христианина чрезвычайно необходимо и такое проявление  достоинства, как дерзновение при возвещении  тайны благовествования. Об этом молился апостол Павел ( Еф. 6:19). Дерзновенное свидетельство стало для него «необходимой обязанностью», возложенной Богом. Настоящий верующий во Христа  должен свидетельствовать об Иисусе и открыто исповедовать свою веру. Если же дерзновенное действие благовестника отсутствует, то его свидетельство будет лишено  внутренней уверенности.

Рассуждая о том, каким образом идеалы христианских добродетелей и непорочного, достойного образа жизни реализуются в современном обществе, хотелось бы напомнить, что  «…об Истине нужно судить по лучшим, а не худшим, о христианстве нужно судить по апостолам и мученикам, подвижникам и святым, а не по огромной массе полухристиан, полуязычников, которые все делают, чтобы исказить образ христианства в мире» [1].

Нашим современникам нелегко отказаться от невыносимой алчности,  бесцельной суеты, всепоглощающего желания материальных благ и освободиться от  рабства собственных интересов.  «Что Богу до престижа <…> –  это шелковый саван, под которым сокрыт гниющий труп» [3, с.138].  Правила задаются диким темпом  регламентированной  деловым графиком жизни, в которой властвуют глобализация, компьютеризация и прочие процессы, ведущие к появлению безликих, бездушных, безразличных людей.

Подлинным, истинным чувствам надежности, доверия, принятия чужих потребностей и интересов, любви, солидарности с окружающим миром, радости бытия во всех его проявлениях  сложно отыскать пристанище  в парализованных прагматическими расчетами душах и ожесточенных, почерневших сердцах. Все меньшее количество  людей в нашу эпоху  способны  осознать, что не бренные вещи или преходящие  богатство, власть и прочее, от чего веет  смертью и забвеньем, а достойная жизнь и все, что наполняет ее смыслом и обогащает ценностью, наделено  сакральным  значением.

Некоторые  христиане полагают, что царство Божие наступит само по себе, если они просто будут соблюдать нормы морали,  не будут работать по воскресеньям, будут изредка ходить на  мессу и уважать священников. «Это – все равно, что говорить, что во время войны армия отвечает надеждам нации, если ее солдаты в парадных мундирах маршируют под музыку и безупречно отдают честь офицерам» [3, с.322].

В процессе  жизни человек должен совершать колоссальную духовную работу, все более уподобляясь Богу, следовательно, возрастать в своем достоинстве. Грехопадение сделало эту задачу невыполнимой без помощи Божией. Пожелав достигнуть совершенства без Бога, человек потерял связь с источником, питавшим его творческую деятельность.  Цель человека состоит в том, чтобы возвратить утраченное достоинство и преумножить его.

   В процессе возвращения человека к своему достоинству важна направленность воли. Человек обладает свободой, без которой невозможна и сама помощь Божия в его исправлении. «Бог есть моя свобода, мое достоинство духовного существа» [2, с.175].  Благодаря своей свободе человек имеет выбор — следовать добру и таким образом возвращать себе достоинство или выбирать зло и вследствие этого ронять достоинство.

 И в современной гуманистической мысли существует понимание того, что человек постоянно должен решаться либо на плохой поступок, либо - хороший. На этом основании существуют нормы поведения, поощряемые законами, а также  наказуемые поступки. Однако различие между секулярным гуманизмом и религиозной традицией касается решения вопроса о том, что считать авторитетом в определении добра и зла.

Весьма показателен пример самого Иисуса Христа. Ведь он никогда не позволял себе подчеркивать свое достоинство мессии (Матф. 16:20, 17:9, Лк. 4:41). Земной путь Сына Божьего, вне всяких сомнений, обладает свидетельством жизни согласно Евангелию и  дает совершеннейший образец для ведения жизни с максимальной реализацией добродетелей и полным проявлением достоинства. 

 Христианские добродетели лежат в основе образа жизни истинно верующего человека. Безусловно, каждому христианину приходится преодолевать  разнообразные испытания и вести ежедневную борьбу с многочисленными искушениями, которыми изобилует мирская жизнь. Но именно одерживая победу над соблазнами этого мира, христианин утверждает  свое достоинство.

 

Литература

1. Бердяев Н.  О достоинстве Христианства и недостоинстве Христиан. http://azbyka.ru/hristianstvo/sut/4g66-all.shtml

 2.  Бердяев Н.А. Самопознание. – Л.: Лениздат, 1991. – 398с., ил.

 3. Бернанос Ж. Сохранять достоинство: Худож. публицистика: Пер. с фр./ Сост., авт. предисл. и коммент. В.А. Никитин. – М.: Прогресс, 1988. – 440с.: ил. – (Зарубеж. худож. публицистика и докум. проза).

 4. Словарь философских терминов (Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова). – М.:  ИНФРА – М., 2004. – XVI, 731 с. – (Библиотека словарей «ИНФРА – М»).

Основные термины (генерируются автоматически): достоинство, добродетель, Тим, апостол, библейское писание, бог, греческая философия, проявление, слово, том.


Задать вопрос