Любому печатному, радийному или телевизионному СМИ нужны рейтинги, которые проще всего получить, освещая сенсацию. А теракт и есть сенсация, и хорошая возможность для привлечения внимания аудитории и, как следствие, увеличения рейтинга. Дальше идет борьба, кто первый сказал или показал, какие версии выдвинул, у кого интервью взял. СМИ, на наш взгляд, уже не ведет информационную антитеррористическую деятельность и не занимается контрпропагандой, а борется лишь за внимание зрителя и слушателя. Попытаемся кратко рассказать о том, как СМИ освещают террористические акты и сделаем попытку проанализировать методы антитеррористической деятельности СМИ в России и за рубежом.
Цифровая революция положила начало кибертерроризму. У всех террористических организаций имеются свои Интернет сайты, а значит выходы к массовой глобальной аудитории. Декан факультета журналистики МГУ профессор Е.Л. Вартанова в своей статье справедливо замечает следующее: «Создать материалы террористической направленности и сделать его доступным одновременно миллионам людей во всем мире сегодня несложно. Новые, цифровые СМИ, не попадающие под прежние жесткие формы государственного контроля, в руках террористов становятся пластичными и эффективным инструментом воздействия на глобальное общественное мнение»[1].
Для того, что бы эффективно использовать арсенал средств массовой информации в борьбе с терроризмом надо понимать причины возникновения и сущность данного явления. Среди причин и факторов современного терроризма в России многие ученые и исследователи склонны выделять:
- Экономические проблемы, связанные прежде всего с неудавшимися реформами 90-х годов;
- Социальные противоречия, разделение людей на богатых и бедных, разрушение системы гарантии стабильной жизни населения;
- политическая нестабильность;
- конфессиональная напряженность;
- бесконтрольные миграционные потоки;
-проблема развития информационных технологий и бесконтрольного пропагандирование террористических идей населению[2].
В качестве примера приведу чеченский конфликт, который начался после распада СССР. Первая чеченская компания началась в 1994 году, когда неприкрытый геноцид русских дошел до предела. В этом субъекте РФ тогда сконцентрировались все вышеуказанные проблемы одновременно. Чеченские террористы, пытались показать себя западу, как борцы за свободу, угнетенного властью народа, а не криминальными элементами, вставшими под знамена шариата для получения экономических и политических дивидендов.
Важно понимать, что проблемы связанные с терроризмом, нужно освещать ежедневно, в аналитических программах, в информационных, в ток-шоу и т.д. При этом уделять пристальное внимание этим проблемам не только после очередного теракта. СМИ должно быть неким рупором, глазом народа, инструментом контрпропаганды, нести образовательную и назидательную функцию. И, чтобы правильно и интересно доносить эту информацию до собственной аудитории, следует учитывать следующие факторы:
- канал передачи информации: печать, радио, телевидение, Интернет-СМИ, мобильные СМИ;
- периодичность: от нескольких раз в час для электронных СМИ до нескольких раз в год для печатных;
- характер аудитории: массовая, целевая;
- тематика: универсальная, специализированная;
- целевое назначение: информационное, аналитическое, развлекательное, научное;
- география распространения: от международных до местных СМИ[3].
Анализируя Российские СМИ, с уверенностью можно говорить о том, что большинство уважаемых средств массовой информации учитывают данные факторы.
Для примера обратимся к некоторым телевизионным и печатным изданиям. Начнем с программы «Специальный корреспондент с Марией Ситтель» на канале «Россия1». Периодичность ее выхода в эфир раз в неделю, с массовой аудиторией, со специализированной тематикой, целевое назначение информационно – аналитическое, география – Россия и СНГ. В программе действительно затрагиваются актуальные темы, национал-сепаратизм в России, смертность на дорогах, проблема пьянства и т.д. В программу приглашаются политики, представители силовые структуры, ученые, специализирующиеся в данной области.
Если говорить о печатных СМИ, можем обратиться к ежедневной газете «Московский Комсомолец» (МК), с еженедельным региональным обновлением. Тематически газету можно отнести к универсальной по всем параметрам. Газета учитывает интересы разных слоев населения, освещая политические, финансовые, криминальные, научные и другие проблемы. Над ней трудится огромный штат профессионалов. Так же к этой категории можем отнести «Аргументы и Факты», «Известия» и издание «Российская газета»,
Приведем несколько примеров некорректного освещения террористических событий в СМИ, без лишней информации только «голые» факты: «Бригады мучеников аль-Аксы» взяли на себя ответственность за обстрел автомобиля на Западном берегу Иордана» Погибшие в результате обстрела Эйтан Кукой и его беременная жена Рита Новикова были жителями израильского поселения близ города Наблус. Их перевернутый автомобиль, изрешеченный пулями, обнаружил полицейский патруль. По словам специалистов, стрельба по раненым пассажирам автомобиля велась практически в упор»[4] или другой пример – «Ответственность за теракты в Алжире взял на себя филиал "Аль-Каиды". Жертвами двух терактов в алжирской столице стали 23 человека, свыше 160 получили ранения…. Как сообщил телеканал "Аль-Джазира", представитель группировки вышел на связь с телестанцией по телефону и заявил, что именно "Аль-Каида в странах Магриба" руководила взрывами в Алжире. Эта же группировка была причастна и ко многим другим диверсиям и терактам в стране, включая вооруженное нападение на российских специалистов в марте этого года, в результате которого погиб россиянин[5].
Итак, если средства массовой информации учитывают все факторы и точно определяют свою аудиторию, они действительно могут создать эффективный продукт по борьбе с терроризмом, помогая спецслужбам государства. Учитывая интересы своей аудитории, СМИ, что очень важно, вызывают ее доверие.
Интересно, что уже 1986 году специальная правительственная группа по борьбе с терроризмом во главе с вице-президентом США Джорджем Бушем обнародовала доклад, в котором перечислены практические действия СМИ, которые могут вызвать проблемы в кризисные моменты в государстве:
- интенсивное ТВ-освещение, которое может ограничить или лишить правительство преимуществ в выборе действий по пресечению теракта;
- политический диалог с террористами или заложниками;
- освещение явно инсценированных террористами действий;
- превращение журналистов в участников инцидента и переговоров; СМИ в роли арбитра узурпируют правовую ответственность правительства;
-оплата интервью террористов;
-сообщение о планах антитеррористических подразделений, участвующих в операции по обезвреживанию террористов[6].
Многое из перечисленного в докладе верно и актуально и по сей день, единственное, что вызывает вопрос «освещение явно инсценированных террористами действий». По каким правилам определять эти события, как определить, что действие террористов были всего лишь инсценировкой.
В Российском законодательстве уже много комментариев и законодательных инициатив в области освещения СМИ террористических актов и правила поведения СМИ в критических ситуациях. В своей статье профессора МГУ Смирнова О.В. и Фролова Т.И. приводят пример, как «в МЧС России разработали схему информирования населения о собственной деятельности по профилактике террористических актов и ликвидации их последствий. В частности, в ходе оперативного информирования журналистам предлагается описывать ситуацию и оповещать население о том, кто и как берет контроль над ситуацией и каковы возможные варианты ее развития. Кроме того, журналистам необходимо сообщать о правилах поведения в данной ситуации. Важным, по мнению МЧС, является и ее развернутый анализ, который, в частности, помогает предотвратить массовые волнения населения»[7].
Интересно, как сами журналисты видят проблемы освещения в конфликтных чрезвычайных ситуациях. Обратимся к газете «Известия» за 2005 год, в своей статье «Освещение терроризма» Алексей Панкин говорит об абсурдности сегодняшнего положения вещей. Если вы хотите стать героем телевизионных и газетных новостей, то достаточно взять автомат и пару друзей, берете в заложники иностранного гражданина и на своем сайте объявляете о своих требованиях и о том, что собираетесь убить беднягу. Буквально через несколько часов вы будете известны населению как минимум нескольких стран. Далее А. Панкин обращается к тексту французского профессора Клода-Жана Бертрана, который посвятил себя изучению проблемы о «системах обеспечения ответственности СМИ»: «Новости нужно подавать как можно лаконичнее: без деталей и комментариев. Сегодня в 9 часов в Багдаде похищен мужчина. Точка. Никаких предложений о похитителях. Никаких изложений требований. Никаких упоминаний о терзаниях его жены и плачущих детях. Все это подождет. Другие, напротив, прослеживают страшную картину. Если о террористах пишут и говорят, они воодушевляются и совершают новые теракты. Если о них не говорят, они начинают придумывать все более изощренные варианты терактов, – говорит чеченский журналист Тимур Алиев»[8].
«В процессе противодействия терроризму конструктивная позиция СМИ не менее важна, чем действия анти-криминальных и антитеррористических силовых структур. СМИ должны стать одним из эффективных каналов деятельности институтов гражданского общества, донося до властей независимое экспертное мнение по вопросам борьбы с терроризмом. СМИ – мощнейший инструмент формирования общественного мнения и могут сыграть в этом процессе важную роль: создать атмосферу полного неприятия обществом любых форм насилия и убийств гражданских лиц»[9].
Как мы уже говорили выше, чтобы победить терроризм, нужно бороться с ним комплексно, то же самое нужно делать и в СМИ. Для этого необходимо, начать с обучения журналистов: «первоочередное значение для регулирования деятельности СМИ имеет подготовка и обучение специалистов в области: 1) исследование и экспертиза СМИ, 2) информационной безопасности, 3) медиатерапии, 4) психологической помощи журналистам, 5) собственно медиаобразование»[10]. Далее профессор Е.Л. Вартанова говорит о функциях и задачах данных специалистов: анализ СМИ, изучение эффектов воздействия на массовую аудиторию, психологическая поддержка и т.д.
Здесь верно понимается суть проблемы, связанной с журналистикой и выстраивании антитеррористической модели при помощи СМИ, начиная с образования действующих журналистов и заканчивая созданием новых кадров – специалистов по освещению террористических актов и работе в горячих точках. Как справедливо отмечает профессор Д.Е. Слизовский «…создание системы образования, способной подготовить человека к жизни в условиях динамично меняющегося мира, – одна из наиболее актуальных проблем современности»[11].
Заслуживают внимания три стратегии антитеррора в СМИ, предложенные профессором Е.Л Вартановой.: 1) «Первая стратегия законодательного регулирования. В условиях России практически однозначно вызывает ассоциации с цензурой. 2) Вторая стратегия – добровольного самоограничения – более приемлемая, она в некоторой степени является ограничительной, поскольку выработка правил поведения только медиапрофессионалами, без учета позиции и мнения аудитории, не всегда позволяет решить проблемы противодействия содержанию террористической направленности.
3) Третья стратегия учитывает интересы разных сторон. Стратегия общественного согласия на базе системы само- и сорегулирования, при которой регулирование осуществляют медиапрофессионалы и их организации(саморегулирование), а также обычная аудитория СМИ и ряд заинтересованных институтов – законодательные, правоохранительные, органы исполнительной власти (сорегулирование)»[12].
Подводя итоги, мы можем сделать следующий вывод. Для того, чтобы эффективно противостоять терроризму при помощи СМИ, необходимо соблюдать ряд норм и правил, описанных нами выше. При этом каждый журналист должен понимать, что соблюдая те или иные правила освещения терактов, работая в чрезвычайных ситуациях, он не должен отходить от норм демократии, а соблюдать главную цель журналистики: быть рупором государства и глазом народа. Также необходимо понимать, что СМИ сегодня являются большим форумом, который влияет на становление гражданского общества в России. Большая ошибка некоторых средств массовой информации в том, что они сами провоцируют и разжигают экстремистские настроения в обществе, используя так называемый «язык вражды» в своих публикациях, например фраза «лицо террористической национальности», сразу вызывает определенную негативную ассоциацию. «Анализ федеральных изданий проведенный информационно-аналитическим центром «Сова», показал, что многие издания акцентируют внимание на национальности и вероисповедании террористов. Среди них оказались такие авторитетные газеты, как «Известия», «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский Комсомолец». И если мы хотим жить в цивилизованном мире без экстремизма, сепаратизма и терроризма, необходимо четко понимать правила поведения без исключения для любого человека и начинать работать над ними уже сегодня. В завершении приведу слова уважаемого мной журналиста Аркадия Мамонтова, который сам прошел большое количество горячих точек: Афганистан, Буденовск, Беслан, Чечня и т. д: «Главное для России – определиться в своей национальной политике. Больше внимания надо уделять вере, нравственным началам. Русский должен понимать, что он без своих соседей (башкир, татар, народов Кавказа) прожить не сможет. Надо настроить народы на взаимное сотрудничество. Ведь почему у нас, скажем, армянский и грузинский мальчик легко исполняет национальные танцы, а русский – нет? Самые страшные националисты – это как раз люди, воспитанные в традициях «Иванов», не помнящих родства»[13]. Добавить можно следующее: терроризм – это проблема каждого человека независимо от его национальности, рода занятий и вероисповедания и до тех пор, пока в обществе будет существовать ксенофобия и национализм, терроризм будет жить.
Литература
1) Вартанова Е.Л Современные масс-медиа и терроризм природа взаимоотношений, стратегии противостояния. Сборник статей факультет журналистики МГУ 2009
2) Современный терроризм: причины, сущность, принципы построения гуманитарных моделей противодействия // Современный терроризм и борьба с ним: социально- гуманитарные измерения. М.: МЦНМО, 2007
3) Смирнова О.В., Фролова Т.И: Концепции антитеррора в СМИ: целевые задачи и технологические возможности. Сборник статей факультет журналистики МГУ 2009
4) Панкин А.Освещение терроризма // Известия. 2005
5) В.Н. Давыдов Интернет –журналистика. Институт современной политики РУДН, 2008
Интернет источники:
1) http://www.rian.ru/incidents/20040228/536747.html
2) http://www.vesti.ru/doc.html?id=95584
3) http://terrorizmunet.com/index.php?section=120
4) http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=5781
[1] Далее Вартанова Е.Л. поясняет, что: «под новыми СМИ следует понимать средства массовой информации, которые распространяются новыми технологическими способами коммуникации, базирующимися на цифровых, онлайновых и интерактивных технологических платформах»[1] . Здесь иметься в виду все издания связанные с Интернетом, онлайн телевидение, газеты и радио. Вартанова Е.Л Современные масс-медиа и терроризм природа взаимоотношений, стратегии противостояния. Сборник статей факультет журналистики МГУ 2009. С.8.
[2] Современный терроризм: причины, сущность, принципы построения гуманитарных моделей противодействия // Современный терроризм и борьба с ним: социально- гуманитарные измерения. М.: МЦНМО, 2007. С.13-16
[3] Смирнова О.В, Фролова Т.И: Концепции антитеррора в СМИ: целевые задачи и технологические возможности. Сборник статей факультет журналистики МГУ 2009. С.49
[6] http://terrorizmunet.com/index.php?section=120
[7] Смирнова О.В, Фролова Т.И: Концепции антитеррора в СМИ: целевые задачи и технологические возможности. Сборник статей факультет журналистики МГУ 2009. C.35
[8] Панкин А.Освещение терроризма // Известия. 2005. Сент.,2.
[9] Вартанова Е.Л Современные масс-медиа и терроризм природа взаимоотношений, стратегии противостояния. Сборник статей факультет журналистики МГУ 2009. С.11
[10] Там же С.13
[11] В.Н. Давыдов Интернет –журналистика. Институт современной политики РУДН, 2008
[12] Вартанова Е.Л Современные масс-медиа и терроризм природа взаимоотношений, стратегии противостояния. Сборник статей факультет журналистики МГУ 2009. С.21
[13] http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=5781