Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 1776 раз

Библиографическое описание:

Плужникова, Н. Н. Ценностные ориентиры и идеалы современного поколения / Н. Н. Плужникова, В. А. Корсунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 520-521. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41982/ (дата обращения: 24.11.2024).



Работа посвящена анализу ценностных ориентаций современного молодого поколения, которое можно обозначить как поколение «хай-тек» или Y-поколение. Рассмотрены характеристики этого поколения, а также его роль в современной культуре.

Ключевые слова: современное поколение, ценностные ориентиры современного поколения, идеалы современного поколения, поколение хай-тек, поколение Y

В настоящее время появляются многочисленные научные исследования, изучающее современное молодое поколение и его ценностные ориентиры. Эти исследования носят междисциплинарный характер и осуществляются на стыке культурологии, психологии, маркетинга и других наук. В первую очередь, на наш взгляд, изучение специфики современного поколения и его ценностных идеалов должно лежать в области философского знания, поскольку поколение — это группа людей, которых не только объединяют одни и те же социокультурные, исторические условия жизни, но, прежде всего, общее мировоззрение.

Современное поколение молодых людей, родившихся в 80–90-х годах ХХ века ученые называют поколением «Y» либо Интернет-поколением. Второе название вполне оправданно, поскольку это поколение формируется в сфере современных информационных технологий. Это поколение существует как бы в двух реальностях, определяющих и задающих его мировоззрение: виртуальной и реальной. Это поколение активных молодых людей еще называют поколение «Хай-тек». Как отмечает В. З. Шурбе: «Поколение хай-тек — это те, кого можно назвать англоязычным термином Digital Native — Цифровой человек, для которого мир высоких технологий — родная среда обитания» [3, 100]. Виртуальная реальность задает существование и ценностные установки этого поколения: оно лишено социальности, укоренности в межличностных реальных отношениях, поскольку основным инструментом их коммуникации являются не духовные отношения, а цифровые. Это поколение людей, извлеченных из конкретной социальности, в которой нет места духовности, трансляции и передачи культурного опыта.

Не менее пессимистичный прогноз относительно ценностных идеалов современного поколения дает исследователь М. Атаджанов. Он считает, что развитием цифровых технологий, растет и новое поколение, с новым мировоззрением, которое считается важным изменением в сфере общественного сознания. Сознание людей и их взгляд на жизнь меняется в связи с ростом технологии. Человечество придумывает новые возможности облегчения жизни, что приносит с собой новые проблемы, основной среди которых является неспособность устанавливать реальные социальные контакты [1].

Конечно цифровые технологии уже повседневность для современного поколения. Для них это удобство, комфорт, то, что облегчает жизнь. Это способствует развитию инфантилизма, ощущению беззаботности и легкости бытия: «основными особенностями ребят поколения «Y» является то, что они не торопятся начинать самостоятельную ответственную жизнь либо создавать собственный очаг» [2, 228].

С другой стороны, на наш взгляд, мы бы не стали делать столь пессимистичных прогнозов. По мнению американского социолога С. Херринга сознание сегодняшнего молодого поколения характеризуется в двойном направлении. Оно содержит аспекты с точки зрения предыдущего поколения и современного: «всё, чем интересуется сегодняшняя молодежь и проводит время, было придумано и произведено «поколением икс». А «поколение икс» по словам Херринга не сможет достигнуть полной перспективы и возможностей в сфере Интернет — технологии. А настоящему «Интернет — поколению», по словам Херринга, предстоит прийти приблизительно через 20 или 30 лет» [4, 26].

Можно сделать вывод, что показателем современного поколения является его высокая изменчивость, фрагментарность и мозаичность мировоззрения, что делает его более адаптируемым, настроенным на социальные изменения. Главными ценностями для поколения Y являются знания и потребность использовать эти знания в реальной жизни: «Это поколение высокообразованных людей, которые ценят свой главный ресурс — знание. Они родились в обществе знаний и используют эти знания с самого начала. Они несут информацию на кончиках своих пальцев всю жизнь» [5, C. 2]. Современное поколение — это поколение для которого главной ценностью становится знание — это поколение знатоков, которые сами все знают и не терпят никакого информационного насилия и поучительства по отношению к себе со стороны других. Это поколение знатоков имеет знание, но не всегда умеет действовать, не умеет понять «как» распоряжаться этим знанием, а для этого необходимо тесное взаимодействие с предыдущим поколением, которое даст опыт социокультурного взаимодействия и обеспечит межпоколенную трасляцию. Как важный элемент существования культуры в целом.

Литература:

1. Атаджанов М. Переходное поколение в современном социуме: от поколения икс к интернет- поколению // Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2015. — № 4(8). — С. 69–73.

2. Раисова А. М. Особенности управления поколением «Y» // Новая наука: от идеи к результату. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2016. — С. 228–230.

3. Шурбе В. З. Поколение хай-тек и «новый конфликт» поколений? // Социологические исследования. — 2013. — № 4. — С. 100–106.

4. Herring, Susan C. Slouching toward the ordinary: Current trends in computer-mediated communication. // New Media & Society. — 2014. — № 6(1). — С. 26–36.

5. Hobart B. Millennials are knowledgeable, but it’s your job to help them gain experience. By Buddy Hobart July 3, 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://solutions21.com/2015/07/millennials-are-knowledgeable-but-its-your-job-to-help-them-gain-experience (Дата обращения: 5.09.2015).

Основные термины (генерируются автоматически): современное поколение, поколение, знание, поколение знатоков, предыдущее поколение, современное молодое поколение.


Ключевые слова

современное поколение, ценностные ориентиры современного поколения, идеалы современного поколения, поколение хай-тек, поколение Y

Похожие статьи

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

В статье определена взаимозависимость роста человеческого богатства и развития современной модели общества под названием — креативное общество. Определены социальные механизмы и принципы формирования человеческого богатства как базовой доминанты креа...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании

В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.

Основные тенденции изменения роли и места молодежи в российской политической действительности

Данная статья посвящена изменяющейся роли молодежи в современной политической действительности, интересу молодежи к политическим события и возможностям реализации своих интересов в политическом пространстве.

Патриотизм в системе ценностей современных студентов

В статье представлены результаты исследования приверженности современных студентов традиционным ценностям, определено место патриотизма в системе ценностей современных студентов, проанализировано восприятие студентами феномена «патриотизм».

Молодежные организации Ростовской области как ресурс развития гражданского общества

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития молодежного движения на примере Ростовской области, реальные и потенциальные возможности влияния на политику молодежных организаций как составной части гражданского общества.

Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи

В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной категории «профессионализм» студенческой молодежью. Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же выявлены факторы формирования готовн...

Гендерные роли в современном обществе: изменения и сдвиги

Эта работа проводит комплексный анализ гендерных ролей в современном обществе, охватывая их исторические корни, изменения в семейных и общественных динамиках, а также влияние технологий, образования и медиа.

Социальное здоровье современной молодежи российского общества

На основе статистического анализа выявлена основная тенденция относительно социального здоровья молодежи. Подробно продемонстрированы факторы, влияющие на молодежь в российском обществе на современном этапе.

Похожие статьи

Человеческое богатство и его роль в креативном обществе

В статье определена взаимозависимость роста человеческого богатства и развития современной модели общества под названием — креативное общество. Определены социальные механизмы и принципы формирования человеческого богатства как базовой доминанты креа...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Возможности ценностной интеграции молодежи в трансформирующемся обществе

В данной статье рассматриваются проблемы интеграции ценностей молодежи в современной России, устанавливается связь между формированием личности молодого человека, его компетенций социального участия и доминирующими способами присвоения ценностей.

Роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании

В статье автор пытается описать роль информационно-коммуникативной среды в современном российском образовании.

Основные тенденции изменения роли и места молодежи в российской политической действительности

Данная статья посвящена изменяющейся роли молодежи в современной политической действительности, интересу молодежи к политическим события и возможностям реализации своих интересов в политическом пространстве.

Патриотизм в системе ценностей современных студентов

В статье представлены результаты исследования приверженности современных студентов традиционным ценностям, определено место патриотизма в системе ценностей современных студентов, проанализировано восприятие студентами феномена «патриотизм».

Молодежные организации Ростовской области как ресурс развития гражданского общества

В статье исследуются основные закономерности и тенденции развития молодежного движения на примере Ростовской области, реальные и потенциальные возможности влияния на политику молодежных организаций как составной части гражданского общества.

Профессионализм как ценностная категория студенческой молодежи

В статье представлены результаты эмпирического исследования понимания ценностной категории «профессионализм» студенческой молодежью. Определено место данной категории в системе жизненных ценностей молодежи, так же выявлены факторы формирования готовн...

Гендерные роли в современном обществе: изменения и сдвиги

Эта работа проводит комплексный анализ гендерных ролей в современном обществе, охватывая их исторические корни, изменения в семейных и общественных динамиках, а также влияние технологий, образования и медиа.

Социальное здоровье современной молодежи российского общества

На основе статистического анализа выявлена основная тенденция относительно социального здоровья молодежи. Подробно продемонстрированы факторы, влияющие на молодежь в российском обществе на современном этапе.

Задать вопрос