Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 11.04.2017

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Сатторкулов О. Т., Рахматов К. У. Особенности становления рынка инноваций в Узбекистане // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 459-460. — URL https://moluch.ru/archive/149/38457/ (дата обращения: 21.05.2018).



Мы должны хорошо осознавать, что без осуществления диверсификации производства нельзя вести речь о наращивании экспортной программы выхода и продвижения нашей продукции на внешние рынки, обеспечении поступления валютных доходов и создании новых высокотехнологичных производств и рабочих мест, в конечном итоге, достижении поставленных целей. В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики. [1, с. 2].

Областью коммерциализации инноваций являются этапы разработки и выведения на рынок инновационного продукта. Этот этап включает в себя следующие стадии:

− концептуальная, вход которой составляют фундаментальные НИР, позволяющие обосновать идею нового продукта. На данной стадии реализуются прикладные исследования, обосновывается концепция нового продукта и его техническая осуществимость;

− проверка технической осуществимости, что связано с отработкой технологии создания нового продукта в ходе опытно-конструкторских работ. Результатом является создание прототипа (образца) нового продукта;

− проверка промышленного применения, в ходе которого создаются материально-технические и организационно-управленческие условия производства нового продукта, а в отдельных случаях новое предприятие-производитель.

Стадии управления коммерциализацией инновационного продукта являются критическими в связи с тем, что на каждой из них может быть принято решение о выведении на рынок результата, полученного на этой стадии (отдельного объекта инновационного продукта) в виде товара, выступающего не в конечном продуктовом виде, а оформленном по стандартам соответствующего рынка-идеи, результаты НИР, проекты и т. д.

Проблема конкурентоспособности национальной продукции без формирования рынка инноваций и информационных технологий не может быть решена, несмотря на наличие на крупных предприятиях промышленности значительных свободных мощностей, наращивание в них производства при проведении политики государственного стимулирования спроса через увеличение социальных выплат и предоставление специальных рыночных льгот [2, с. 145].

Освоение нового рынка в результате производства нового товара (услуги), установление контроля над ним, позволяющего назначать монопольно высокие цены и извлекать монопольно высокие прибыли, требуют больших затрат и для крупных предприятий. Быстрая смена одного продукта на другой требует больших, финансовых средств в условиях массового производства. Поэтому освоение производства новой продукции чаще осуществляется мелкими и средними предприятиями, стремящимися получить определенную долю рынка за счет коммерциализации новых изделий, поскольку общемировой тенденцией является то, что отношение количества нововведений к затратам на научные исследования и разработки в малых и средних фирмах в 3–4 раза выше, чем в крупных. Часто нововведения, которые используют крупные предприятия, являются результатом инновационной деятельности мелких и средних и в том числе венчурных инжиниринговых и внедренческих фирм. Результатом деятельности венчуров стали такие товары, как целлофан, шариковая авторучка, вертолет, турбореактивный двигатель, кинескоп, инсулин, цветная фотосъемка и фотопечать, микропроцессор и др.

Формирующийся в Узбекистане рынок инноваций имеет ряд особенностей, связанных с реформированием экономики в период осуществления кардинальных рыночных преобразований. К их числу следует отнести:

− научно-техническая сфера сформировала достаточный запас наработанных НИОКР прошлых лет, но для их реализации и проведения новых исследований и разработок у потребителей-заказчиков нет достаточных средств;

− инновационный рынок состоит не из самой продукции, а из количества организаций, коллективов, отдельных специалистов, потенциально способных осуществить инновационную деятельность;

− инновационные организации в большинстве случаев в настоящее время не могут осуществлять инициативные работы за счет привлеченных со стороны средств организаций венчурного капитала.

Особенностью Узбекистана в этой ситуации является то, что инновационный рынок в стране только формируется, причем о большинстве имеющихся для коммерциализации новшеств потребитель не имеет представления и не готов сформулировать спрос. Инфраструктурные изменения, вызванные реализацией государственной инновационной политики, могут ускорить процесс коммерциализации инноваций на рынке.

В Узбекистане наиболее быстрыми темпами повышается доля предприятий, осуществляющих замену снятой с производства устаревшей продукции (в 1,3 раза с 1997 по 2014 г.), сохранение традиционных (в 1,5 раза) и создание новых рынков сбыта, снижение энергозатрат (в 1,5 раза), улучшение качества продукции (в 1,6 раза), мероприятия по охране окружающей среды (в 1,5 раза), повышение гибкости производства.

Отраслевая структура предприятий, участвующих в технологическом обмене, характеризуется тем, что более 53,7 % приобретавших новую технологию предприятий относятся к электронике и машиностроению, в то время как 65,8 % передающих технологии предприятий принадлежат машиностроению. Для отраслей, продукция которых конкурентоспособна на внутреннем рынке и которые находятся в лучшем финансовом положении, чем другие, характерна высокая доля предприятий, вовлеченных в получение и передачу технологий. Высокая внутриотраслевая активность наблюдается в добывающих отраслях, химической, нефтеперерабатывающей, а также пищевой промышленности. Несмотря на активность машиностроительных предприятий в процессах передачи технологий хозяйствующим субъектам других отраслей, сами машиностроительные предприятия не имеют средств для приобретения технологий в необходимых объемах. Доля предприятий этой отрасли, участвующих в приобретении новых технологий не превышает 15 %.

Наибольшую активность в импорте технологий проявляют экспортно-ориентированные отрасли. Наиболее распространенными формами приобретения инноваций являются: покупка оборудования и использование результатов НИОКР, закупка объектов интеллектуальной собственности. Степень вовлеченности предприятий в рыночной обмен инновациями характеризуется следующими данными: лишь около 50 % из общего количества инновационно-активных предприятий приобретали новые технологии, тогда как в покупке объектов интеллектуальной собственности участвует не более 12 % инновационно-активных предприятий. Выявленные особенности рынка инноваций следует учитывать при разработке государственной инновационной политики.

Литература:

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации-наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Султанова Г. Факторы инновационной активности предприятий в Узбекистане. // Основные направления дальнейшей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы VII Форума экономистов. – Т.: ИПМИ, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): нового продукта, инновационного продукта, государственной инновационной политики, коммерциализации инноваций, производства нового, производства нового продукта, рынка инноваций, рынок инновационного продукта, доля предприятий, идею нового продукта, инновационно-активных предприятий, концепция нового продукта, Узбекистане рынок инноваций, инновационный рынок, объектов интеллектуальной собственности, Областью коммерциализации инноваций, создания нового продукта, производства нового товара, дальнейшей модернизации, инновационной активности предприятий.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос