Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Ахмедова Ж. Э. Основные направления развития инклюзивного образования в Азербайджане // Молодой ученый. — 2017. — №14.1. — С. 6-9. — URL https://moluch.ru/archive/148/42028/ (дата обращения: 24.05.2018).



В статье освещаются основные проблемы, связанные со становлением и развитием системы инклюзивного образования в Азербайджане. Освещены вопросы становления и формирования инклюзивного образования, политика государства в этой области, принципы, задачи, основные компоненты включенного обучения, рассмотрена стратегия и основные направления работы в плане активизации деятельности психолога в системе оказания поддержки детям, с ограниченными физическими возможностями.

Ключевые слова: дети с нарушениями в развитии, инклюзивное образование, интеграция.

Как известно, в нашей Республике особое внимание уделяется детям, чье здоровье граничит с определенными трудностями. Политика государства направлена на постоянное улучшение жизни и образования детей, имеющих в физическом плане ограниченные возможности, инвалидность. Права детей, их защита, является объектом пристального внимания руководства Республики. Говорят, дети — наше будущее. От того, насколько своевременно и на профессиональном уровне будет организовано обучение данной группы детей, зависит процесс адаптации их в обществе и желание реализовать себя как полноценных граждан нашей Республики.

Что же представляет собой инклюзивное образование. Само слово инклюзив означает вовлеченный. Это система обучения, которая предполагает совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровыми детьми, которые не имеют физических ограничений. Анализ литературы по данной проблеме привел нас к систематизации принципов, из которых складывается сама система инклюзивного обучения:

Говоря о компонентах, из которых складывается инклюзивное образование, следует выделить:

Меня, как будущего психолога заинтересовала данная тема возможностью рассмотреть особенности данной проблемы, с точки зрения оказания помощи данной группе детей, а также изучить, как у нас в Республике организована система обучения данной категории детей. Прежде чем перейти к анализу ситуации в нашей Республике, хотелось бы остановиться на самом понятии и представить краткий экскурс истории возникновения данной идеи инклюзивного образования в науке.

Если говорить об истоках зарождения инклюзивного образования, то нужно отметить, что данная идея возникла в начале 60 — х годов ХХ века, причем изначально эта идея была связана с проблемой интегрированного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Самуил Гейнике явился основоположником немецкой сурдопедагогики, а также он вошел в историю как организатор первой в Германии школы для глухих детей. В дальнейшем эта идея восторженно была встречена во Франции и была связана с именем Александра Бланше, который организовал открытие в парижских муниципальных школах классов для глухих детей. Однако лишь в 1994 году на Всемирной конференции, было официально заявлено и принятии закона, декларации, включающей в себя принципы инклюзивного образования. Именно на этой конференции, возникла концепция инклюзивной школы, которая успешно претворяется в жизнь как за рубежом, в странах СНГ, так и в Азербайджане.

Как отметил в своей работе Малофеев Н. Н. — директор Института коррекционной педагогики РАО: «нам близка та инклюзия, которая не сводится к «реформированию школ и перепланировке учебных помещений», а та, что обеспечивается лишь при условии отсутствия в учебном заведении, открывающем двери для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, физических, психологических или иных барьеров, и условии наличия компетентных педагогов, соответствующего методического и технического оснащения» [4, с.52].

Отдельные аспекты интересующей нам проблемы были специально рассмотрены: Алехиной С. В. [1], Жирковой С. Г. [2], Митчелл Д. [6], Никуленко Т. Г. [7], Пугачевым А. С. [8]. Радует тот факт, что азербайджанскими учеными был внесен определенный вклад в разработку данной проблемы: Гусейнова Н. Т. [3], Мамедбеков Н. Г. [5], Пашаев Т. С. [9] и др. Анализ источников по данному вопросу, свидетельствует о том, что в Азербайджане около 60 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Часть из них обучается в специализированных школах, интернатах, имеется практика обучения их на дому. И только незначительная часть — 268 человек привлечена к системе инклюзивного образования.

В 2014 года в Баку прошла международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: опыт и предстоящие задачи». Говоря о цели данной конференции, следует отметить важность проведения таких конференций, которые содействуют обмену опытом между странами ближнего и дальнего зарубежья, определяются перспективы развития данной проблемы, совместно составляется программа и план действий в решении столь глобальной проблемы, как оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Огромное число ученых, специализирующихся в данной области, поделились методиками и методами организации работы с данной группой детей. Несомненным достоинством данной конференции, организованной Министерством образования, Азербайджанским институтом учителей, ЮНИСЕФ и Международным советом по образованию и реабилитации с нарушениями зрения (ICEVI), было участие ответственных сотрудников министерств образования стран СНГ, работающих в области специальной психологии и педагогики, инклюзивного образования, и представителей других соответствующих структур.

Хотелось бы подчеркнуть, что в реализации данной программы неоценимы заслуги Фонда Гейдара Алиева, который осуществил целый комплекс мер по оказанию поддержки и помощи в деле организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, лишенных родительской опеки, укреплению материально-технической и учебной базы образовательных учреждений, в которых они обучаются. В 2015 году Министром образования Азербайджана был утвержден проект совместно с Детским фондом ООН (UNİCEF), основной целью которого было внедрение инклюзивного образования в Азербайджане в начальной школе. Соответственно был утвержден план дальнейших действий, задачи и действия, которые предполагали поэтапное внедрение инклюзивного образования в систему в систему образования Азербайджана. В 2016–2017 учебном году в рамках вышеуказанного проекта были выбраны четыре школы: средняя школа № 202, школа-лицей № 220, средняя школа № 138 и школа-лицей № 252. Следует отметить, что после начала реализации пилотного проекта были получены положительные отзывы со стороны родителей детей, обучающихся в пилотных классах. Как было отмечено родителями, дети стали более активными и с радостью стали посещать школу. Особый психологически климат, который был установлен в рамках данных школ, способствовал поднятию духа и эффективности обучения данной группы детей. Помимо этого, нельзя не отметить работу отдела инклюзивного образования при институте «Проблемы образования», в котором разрабатываются методические рекомендации, учебные пособия, программы, необходимые в работе с детьми, входящих в данную группу. Сотрудниками данного отдела подготовлена стратегия развития, цели и задачи данного направления, которые предполагают:

- Разработку специальных программ для детей, с ограниченными возможностями;

- Создание методологии, обеспечивающей интеграцию в жизни и образовательном пространстве детей с ограниченными возможностями;

- Разработка и внедрение модели образования, способствующей социальной адаптации данной категории детей;

- Открытие региональных, областных консультативных центров поддержки детей.

Это далеко не все мероприятия, проводимые в рамках системы инклюзивного образования.

Будучи на практике в школах, где внедрен пилотный проект, организованы классы для детей с ограниченными возможностями, мы отметили для себя важный факт. Основные моменты, которые должен учитывать педагог и психолог, работая с детьми, имеющими ограниченные возможности, это

Безусловно, работа с детьми, имеющими ограничения в здоровье, мы не должны забывать об индивидуальном и максимально ответственном походе к ребенку, привлекая к работе с ним семью, которая играет большую роль в его гармоничном формировании, адаптации в социуме.

Литература:

  1. Алехина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова // Психологическая наука и образование. — 2011. — N 1. — С. 83–92.
  2. Жиркова С. Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С. Г. Жиркова // Научное обозрение. — 2010. — N 1. — С. 79–83.
  3. Инклюзивное образование. Учебное пособие. Составитель Н. Т. Гусейнова. — Баку: АГПУ, 2014. — 181 с.
  4. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии или речь в защиту самого себя //Проблемы современного образования www.pmedu.ru 2011, № 6, 44–54.
  5. Мамедбеков Н. Г. Мир детей с ограниченными возможностями здоровья. — Баку, 2012. — 154 с.
  6. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. — М.: РООИ «Перспектива», 2011.
  7. Никуленко, Т. Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие / Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 445 с.
  8. Пугачев А. С. Инклюзивное образование// Молодой ученый — 2012.- № 10.- С, 374–377.
  9. Современные вопросы коррекционной педагогики. Составитель Т. С. Пашаев. — Баку: Мутарджим, 2012. — 316 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивного образования, ограниченными возможностями, ограниченными возможностями здоровья, системы инклюзивного образования, внедрение инклюзивного образования, инклюзивное образование, образования детей, формирования инклюзивного образования, зарождения инклюзивного образования, принципы инклюзивного образования, идеи инклюзивного образования, системе инклюзивного образования, отдела инклюзивного образования, применения инклюзивного образования, развитием системы инклюзивного, система инклюзивного обучения, поэтапное внедрение инклюзивного, категории детей, группы детей, фактор успешности инклюзивного.


Ключевые слова

инклюзивное образование, интеграция, дети с нарушениями в развитии

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос