Качество жизни в городах определяется рядом ключевых факторов, среди которых чаще всего используют продолжительность жизни, уровень доходов населения, экономического развития, обеспеченность и доступность предоставляемых услуг учреждениями социальной сферы, комфортность и безопасность жилищных условий, уровень преступности, развитость инфраструктуры. При составлении рейтингов качества жизни в регионах России используется ряд показателей, фиксирующих фактическое состояние тех или иных аспектов условий жизни, а также отношение удовлетворенности населения в различных социальных сферах. Существенную роль при достижении определенной позиции в рейтинге занимают инфраструктурные составляющие, где выделяют и транспортную инфраструктуру. Общественный пассажирский транспорт — важнейшая инфраструктурная составляющая городского хозяйства, экономическую и социальную роль которого трудно переоценить. Городской пассажирский транспорт является составной частью территориальной инфраструктуры, от его гармоничной работы зависит уровень качества жизни населения и в целом дальнейшее социально-экономическое развитие муниципального образования. [1, с 16] Обеспечивая качественную работу, пассажирский транспорт осуществляет доставку работающего населения к местам осуществления труда и оказывает влияние на эффективное функционирование экономики региона. Социальный эффект от развития системы городского пассажирского транспорта проявляется в повышении доступности учреждений образования, здравоохранения и спорта, культуры и отдыха, торговли, что способствует полному удовлетворению спроса населения на различные виды услуг. Состояние экономики в стране и регионе нашло свое отражение в работе предприятий транспортной инфраструктуры, следствием этого стало снижение объемов перевозок и качества транспортного обслуживания населения. Статистические данные свидетельствует, что объемы перевозок пассажиров всеми видами городского пассажирского транспорта за период 2000–2015 гг., имеют тенденцию к снижению (табл. 1).
Таблица 1
Показатели перевозки пассажиров транспортом вАлтайском крае (2000–2015гг.)
Перевозки пассажиров транспортом общего пользования в 2012–2015гг., млн чел. |
2000 |
2005 |
2009 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования |
544,7 |
251,4 |
147,4 |
154,7 |
147,2 |
140,2 |
152,9 |
В том числе: железнодорожным |
21,5 |
20,7 |
15,6 |
9,7 |
9,5 |
9,2 |
9,0 |
электротранспортом |
375,2 |
190,1 |
101,8 |
96,5 |
100,9 |
97,3 |
97,0 |
автобусами |
148,0 |
40,6 |
30,0 |
48,5 |
36,8 |
33,7 |
46,9 |
Источник: составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru)
Объемы перевозок пассажиров всеми видами пассажирского транспорта снизились с 545 млн. чел. в 2000 г. до 152 млн. чел. в 2015 г., трамваями — с 269 млн. чел. до 70 млн. чел., троллейбусами — с 105 до 26 млн. чел. Сокращение объема перевозок пассажиров обусловлено нескольким причинами. Во-первых, это связано с ростом уровня автомобилизации: в условиях экономического роста и доступности кредитных ресурсов увеличился отток пассажиров с общественного транспорта на легковой. Во-вторых, с низким уровнем доходов населения. В-третьих, сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава[4].Внастоящее время предприятия городского пассажирского транспорта находятся в трудной экономической ситуации. Сложность финансово-экономического положения проявилась в отрицательной динамике убыточных транспортных организаций и физического состояния подвижного состава. Характерной чертой транспортного парка является высокая степень износа. Трамваев, имеющих срок службы более 25 лет, — свыше 90 %, троллейбусов, имеющих срок службы более 25 лет, — более 37 %. Пассажирский городской транспорт — самый проблемный транспорт в России в целом и регионах в частности. Острая проблема общественного транспорта — обновление парка транспортных средств. Эта проблема для пассажирских автотранспортных предприятий с каждым годом становится все более острой. Тарифы на городском транспорте за последние несколько лет выросли более чем в два раза. В значительной мере это связано с ростом расходов, плохим техническим состоянием транспортных средств, низким уровнем квалификации части водителей. [5]
Увеличение транспортной подвижности населения, в условиях сокращения провозных возможностей приводит к росту наполняемости салонов. Маршрутная сеть городского транспорта не всегда соответствует пассажиропотокам, поэтому одни маршруты переполнены, а на других (особенно в межпиковое время) курсируют полупустые транспортные средства. Не обеспечивается не только минимальный уровень комфортности поездок пассажиров, но и необходимые условия соблюдения безопасности при их перевозках. На ряде направлений велика доля поездок, требующих пересадок. Такое положение на транспорте способствует высокому уровню транспортной дискриминации, т. е., когда из-за недостаточного развития транспортной системы люди испытывают дополнительные трудности при получении доступа к социальным, образовательным услугам и услугам здравоохранения.
Устойчивое и эффективное функционирование городского пассажирского транспорта, с одной стороны, является одним из важнейших элементов социально-экономической инфраструктуры, а с другой — одним из условий улучшения качества жизни населения. Предприятия пассажирского транспорта находятся в состоянии постоянного финансового кризиса, который проявляется в быстром многократном росте издержек на приобретение энергии, топлива, техническое содержание и обновление подвижного состава. В целях создания условий для сохранения и развития транспортной системы Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края от 16 октября 2014 года № 479 утверждена государственная программа Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015- 2022 годы, в которой ставится цель — обеспечить комфортные условия жизнедеятельности населения путем развития устойчиво функционирующей, экономически эффективной, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта города.
Развитие рынка пассажирских транспортных услуг, появление перевозчиков разных организационно-правовых форм собственности приводят к росту конкуренции. Сформировавшиеся подходы при реализации муниципального заказа на оказание транспортных услуг населению не создают мотивации к сокращению эксплуатационных расходов и не стимулируют роста эффективности использования бюджетных средств.
В связи с этим актуальной задачей современного этапа развития регионов выступает разработка механизмов увеличения доходов и сокращения расходов муниципальных унитарных предприятий, работающих в системе городского общественного транспорта.
Участниками процесса предоставления услуг пассажирского транспорта населению являются и автоперевозчики (хозяйствующие субъекты), к которым относятся муниципальные и частные предприятия, частные перевозчики при наличии лицензии на перевозку. Муниципальные предприятия пассажирского транспорта могут быть отнесены к числу особых субъектов управления, поскольку находятся, как правило, в статусе унитарных предприятий. Можно выделить несколько особенностей данных субъектов. Во-первых, потребность установления более жестких требований к организации контроля на линии обслуживания, использования средств связи в условиях осуществления производственного процесса за пределами территории предприятия. Во-вторых, процесс осуществления перевозок оказывается важнейшей социально-экономической задачей, решаемой органами местной власти отдельной территории, требуя ужесточения ответственности в отношении как самих предприятий, так и их руководителей. В-третьих, потребность логистического регулирования транспортных потоков, в связи со статическим (стабильным) характером потребности в них. В-четвертых, особый порядок финансирования перевозчиков в условиях наличия значительной доли льготных категорий пассажиров. В-пятых, потребность обеспечения безопасности перевозок преобладает над финансово-экономическими интересами перевозчиков.
Сформировавшийся рынок городских пассажирских перевозок в Алтайском крае обладает своей особенностью. Организацией транспортного обслуживания населения на маршрутной сети города в соответствии с федеральным законодательством о муниципальных образованиях занимаются органы местного самоуправления. Организацией транспортного обслуживания города занимается Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края. В его обязанности вменено регулирование муниципальных контрактов с перевозчиками, состава исполнителей транспортных услуг. В процессе выполнения муниципального контракта на рынке пассажирского транспорта происходит взаимодействие муниципальных и частных перевозчиков. Это стало причиной изменения состава подвижного состава и распределения объема работ по видам перевозчиков.
Это определило ситуацию на рынке: произошли изменения в составе, количестве подвижного состава и объемах транспортной работы по видам перевозчиков. Пассажирские перевозки электротранспортом осуществляет Муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Горэлектротранс» г. Барнаула.
В настоящее время работа городского пассажирского транспорта, характеризуется рядом устойчивых негативных тенденций:
‒ сокращение провозных возможностей городского пассажирского транспорта;
‒ физическое и моральное старение подвижного состава;
‒ дублирование маршрутов муниципального транспорта маршрутными такси;
‒ уменьшение эксплуатационной скорости и снижение коэффициента использования парка подвижного состава;
‒ повышение бюджетных расходов на обеспечение работы системы городского пассажирского транспорта.
Сложное финансовое состояние муниципальных предприятий городского пассажирского транспорта связано с постоянным повышением цен на все виды потребляемых материальных ресурсов: электроэнергии, запасных частей, прочих видов материалов и как следствие ростом себестоимости транспортного процесса. Основными факторами, вызывающими рост затрат по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава, являются высокий уровень износа транспортных средств, а также высокая стоимость запасных частей импортного и отечественного производства.
Поддержание в работоспособном состоянии пассажирского транспорта достигается за счет проведения капитально-восстановительных ремонтов.
В настоящее время в эксплуатации МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула находятся:
1) 232 трамвайных пассажирских вагонов «Татра», средний срок службы которых составляет 25,5 лет при нормативном сроке службы 16 лет, из них:
‒ до 10 лет — 3 ед.;
‒ свыше 20 лет — 229 ед.;
2) 61 пассажирский троллейбус, средний срок службы которых составляет 19,8 лет при нормативном сроке службы 6 лет, из них:
‒ до 10 лет — 27 ед.;
‒ от 10 до 20 лет — 7 ед.;
‒ свыше 20 лет — 27 ед. [3, с.849]
В рамках Программы «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015- 2022 годы, предполагается реализация 5 подпрограмм, одна из которых «Развитие городского электрического транспорта» (Подпрограмма 5) целью которой является обновление подвижного состава городского электрического транспорта (ГЭТ) и его инфраструктуры в городах Алтайского края и повышение качества предоставления населению транспортных услуг.Конечным результатом является приобретение для МУП «Горэлектротранс» десять троллейбусов и двадцать трамваев, также капитально-восстановительный ремонт с модернизацией подвижного состава ГЭТ в объеме 166 единиц (70 трамваев, 24 троллейбусов в г. Барнауле; 35 трамваев в г. Бийске; 37 троллейбусов в г. Рубцовске). [2]
В сложившихся условиях модернизация городского пассажирского транспорта должна быть направлена на формирование взаимной заинтересованности в отношениях между потребителями и перевозчиками. Решение задачи полного и качественного транспортного обслуживания населения города напрямую связано с уровнем организации и управления всеми транспортными процессами. Возникает потребность выработки механизма согласования интересов всех субъектов (органов местной власти, потребителей, хозяйствующих субъектов) на основе разумного соотношения потребностей бюджетной системы и экономических интересов поставщиков транспортных услуг.
Анализ управления пассажирским транспортом позволили выявить следующий комплекс проблем. Во-первых, дотационность предприятий пассажирского транспорта, обусловленная не отлаженностью финансовых потоков со стороны отраслевых органов исполнительной власти региона и муниципалитета. Во-вторых, отсутствие мотивации для работы в условиях конкуренции и рынка. В-третьих, комплексное решение проблем транспортного обслуживания пассажиров отсутствует. В-четвертых, не отлажена схема взаимовыгодного партнёрства с частными перевозчиками. В-пятых, отсутствует дифференциация услуг пассажирского транспорта на основе рыночных механизмов. Выявленные проблемы оказываются следствием более системного противоречия — рыночные условия, конкурентная среда, созданная на рынке услуг пассажирского транспорта контрактной системой, не привела к ликвидации традиционных механизмов административного контроля и надзора на всех уровнях управления. Наиболее перспективным вариантом преодоления данного противоречия в условиях общей дотационости отрасли, ее недофинансирования, становится окончательный переход к рыночным механизмам ее регулирования при условии перераспределения функционала в структуре отраслевых органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, в заключение можно сказать, что существует множество проблем разного масштаба, без решения которых наш город никогда не будет по-настоящему идеальным городом. Но сейчас намечается положительная тенденция к развитию и улучшению транспортного комплекса страны, которая базируется на огромном потенциале работников транспортного комплекса и простых граждан.
Литература:
- Балабаева И. Актуальные вопросы развития автотранспортной отрасли // Автомобильный транспорт. — 2011. — № 5. — С. 16.
- Постановление Администрации Алтайского края от 16.10.2014 № 479 об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие транспортной системы Алтайского края» на 2015–2020 годы»
- Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: P 32 Стат.сб./ Росстат. — М.,2016.-1326 с.
- Совершенствование логистического управления пассажирским транспортом [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=580563 (Дата обращения 03.04.2017)
- Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.moluch.ru/archive/35/3976/ (Дата обращения 03.04.2017)