Данная статья посвящена одной из основной проблемы: формирование российской экономики, нынешнее положение и трудности отечественного малого предпринимательства. Обосновывается вероятность и потребность применения антироссийских санкций равно как катализатора с целью решения многолетних трудностей формирования российской экономики (модернизации, перехода в современный подход развития, диверсификации структуры экономики, обеспечение финансовой и продовольственной защищенности, поиска внутренних источников вложений, осуществления возможности малого и среднего предпринимательства в нашем государстве.
Ключевые слова: трудности формирования экономики Российской Федерации, малый бизнес, санкции, импортозамещение, реальный сектор экономики, национальное регулирование экономики, государственное регулирование предпринимательства
Обнаружение отличительных черт нынешней стадии формирования отечественного малого бизнеса потребует, в первую очередь рассмотрения проблем которые появились задолго до внедрения антироссийских санкций. Это необходимо, как для представления специфики российского малого предпринимательства, так и для формирования предложений, которые содействовали бы осуществлению возможностей малого бизнеса в нашем государстве в нынешних обстоятельствах.
Прежде всего, до внедрения антироссийских наказаний стало явным расхождением между ресурсным потенциалом Российской Федерации и её местом в международной экономике. Первый оценивается приблизительно в 60 % от общемирового, при этом размер минерально-сырьевых резервов в четверть общемирового резерва соответствующего вида ресурсов, приблизительно такова же доля запасов леса и питьевой воды от общемировых резервов, 8,5 % от мировой пашни, существенные рекреационные способности, современный и транзитный потенциалы. Совместно с этим, в часть нашего государства доводится только лишь 3 % мирового производства товаров и услуг, 5 % от общемирового пользования материалов [3].
В составе экспорта преобладают сырьевые продукты: минеральные ресурсы гарантируют более 50 % прибыльной доли бюджета, больше 70 % экспорта и валютной выручки, практически ¼ часть ВВП, примерно 30 % объема промышленного производства.
Состав импорта также в течении многих лет никак не испытывал значительных перемен: Российская Федерация импортирует приблизительно 50 % потребляемого продовольствия, от 30 % до 70 % промышленных потребительских товаров.
На рынке высокотехнологичной продукции доля Российской Федерации незначительна — чуть больше 1 %, причем экспортирует наше государство технологическое «сырье», является поставщиком высококвалифицированных кадров, а приобретает наиболее дорогостоящие технологии, готовые к незамедлительному фактическому применению.
Помимо этого, следует выделить, то что сырьевая форма экономики, сформировавшаяся в нашем государстве, не способствует:
– обеспечиванию значительных и стабильных темпов финансового увеличения. Таким образом ранее в 2013 году случилось внезапное затормаживание финансового подъёма России (по сравнению с периодом финансового роста 1999 г., 2008 г., и с подкризисным этапом 2010–2012 гг.);
– сокращению связи экономики нашего государства с конъюнктурой всемирных товарных рынков. В особенности отчетливо это выразилось в процессе падения мировых цен на энергоносители;
– сокращению уровня монополизации экономики Российской Федерации;
– увеличению инвестиционной активности. В 2013 году размер вложений в экономику Российского государства, согласно официальным сведениям, уменьшился на 0,3 %;
– росту объёмов индустриального производства. В 2013 году увеличение размеров промышленного производства закончился.
Данное означает принятие прецедента неосуществимости «перехода к инновационной модификации формирования только на основе рыночных механизмов для России с учётом её нынешнего экономического состояния и отсутствия заинтересованности в инновациях частного национального капитала и сегодняшней конкурентоспособности индустрии [5].
Невзирая на усовершенствование позиций Российского государства в рейтинге Doing Business за прошедшие года наше государство на сегодня занимает только лишь 178-е место в соответствии показателю получения разрешений на строительство, 117-е в соответствии показателю подключения к ресурсам электроснабжения, 109-е место в соответствии доступности кредитов, 115-е место согласно показателям защиты инвесторов. Не удивительно, что российский малый бизнес, который развился в рамках такого рода экономических изменений, предполагает собою своеобразный феномен [4].
На сегодняшний день в Российской Федерации наиболее 4-х миллиона субъектов малого и среднего бизнеса. Вложения этого сектора в экономику Российской Федерации в 3–4 раза ниже, чем в наиболее цивилизационных государствах. При этом, не смотря на усилия в помощи малого бизнеса, часть данного сектора Российского государства в прошедшие года уменьшается (особенно это видно на примере индивидуального предпринимательства и фермерских хозяйств).
Отраслевой состав отечественного малого бизнеса остается практически постоянным в течении многих лет: практически 50 % субъектов малого предпринимательства занимается оптовой и розничной продажей товаров, произведённых за пределами нашего государства. Часть субъектов малого бизнеса в промышленности менее 10 %, в аграрном хозяйстве около 3 %, в инновационной сфере, по разным данным, от 1 % до 1,5 %. Немаловажно выделить то обстоятельство, что уменьшается количество желающих стать предпринимателями. Так, только за период с 1 сентября 2012 года по 1 сентября 2013 г. количество людей, которые бы желали начать свой бизнес в России уменьшилось более чем на 30 %.
Подчеркнём ещё одно характерное свойство отечественного малого бизнеса. Как свидетельствует мировой опыт, объединение малого и крупного предпринимательства способствует росту качества и уменьшению стоимости на товары и услуги, росту эластичности и оперативности, значительному уменьшению затрат, включая трансакционные, объединению инновационных возможностей малого и крупного бизнеса, достижение синергетического эффекта и. т. д.
В данное время развитие малого и крупного предпринимательства, в особенности в сверхтехнологичной области, обуславливается непосредственно интеграционными объединениями малых и больших фирм.
Из числа отрицательных направлений формирования российской экономики, во многом обусловленных введением санкций, можно выделить:
– увеличение цен на внутреннем рынке;
– повышение масштабов убывания денежных средств;
– растущие ограничения доступа отечественных фирм к внешним рынкам капитала;
– значительное падение курса рубля;
– усугубление проблемы внешнего корпоративного долга;
– снижение стоимости на чёрное золото;
– повышение ставок по кредитам;
– снижение доходов государственного бюджета;
– сокращение реальных доходов значительной части населения;
– усиление негативных финансовых ожиданий;
– замена запрещенных к ввозу иностранных товаров не товарами отечественного изготовления, а нелегальной продукцией;
– увеличение недобросовестной конкуренции и. т. д.
В данном контексте санкции смогут и обязаны быть катализатором для перехода государства на рельсы независимого социально-экономического развития, с целью формирования экономически и политически самостоятельной России, развивающей собственное производство.
Ранее в первоначальные месяцы даже после введения санкций была отмечена позитивная динамика объемом производства стали, электрооборудования, вагонов, увеличение количества новых проектов в создании беспилотных средств, робототехники, в аграрном хозяйстве, фармацевтике и. т. д. Особенно значительные результаты в сфере импортозамещения достигнуты в промышленном комплексе (ОПК).
В условиях финансовых наказаний Министерство экономического развития Российской Федерации создало комплекс мероприятий п поддержке отдельных отраслей российской экономики (в том числе, создание и реализация федеральных целевых проектов развития отдельных отраслей производства, в первую очередь, перерабатывающих и сверхтехнологичных производств, льготы компаниям, осуществляющим модернизацию, государственные капиталовложения в формирование транспортной инфраструктуры, налоговые льготы для инвесторов и. т. д.
На практике ранее реализуются такие мероприятия, как увеличение кредитования малого предпринимательства (сформированы и функционируют соответствующие федеральные и региональные фонды), создание Агентства кредитных гарантий и национальной системе кредитных гарантий, принятие федерльных законов о федеральной контрактной системе (в соответствии с которым малому и среднему бизнесу должна быть выделена квота не меньше 15 % при осуществлении государственных закупок).
Не менее важно:
– гарантировать доступ российских производителей аграрной продукции в торговые сети. В настоящее время существует правило, в соответствии с которым торговые сети должны не менее 10 % продукции принимать от отечественных товаропроизводителей, но, на практике, доступ в торговую сеть обходиться российскому производителю в 100 тысяч евро, что считается препятствием для агентов малого и среднего предпринимательства;
– осуществить надзор за установлением наценок на товары;
– с учётом опыта осуществлением антикризисной программы 2009–2010 гг. рационально установить эффективный контроль за банками-получателями бюджетных средств с целью дальнейшего предоставления кредитов компаниям реального сектора экономики или применять другие способы: адресное выделение бюджетных средств на поддержку определенных отраслей или секьюритизцию кредитов, когда коммерческий банк получает средства Центрального банка под пакет кредитов (в первую очередь, реальному сектору экономики), и Центральный банк осуществляет контроль, куда идут выделенные средства;
– для стимулирования малого бизнеса в нефтегазовой сфере рационально осуществить передачу на уровень регионов ряда полномочий в сфере недропользования, гарантировать доступ малых и средних компаний к неиспользуемым большим компаниям активам и инфраструктуре;
– сосредоточить усилия в развитии региональных рынков кредитования малого и среднего предпринимательства.
Российской Федерации необходима новая промышленная стратегия, денежно-кредитная, тарифная, налоговая политика страны должны служить интересам увеличения экономики, а система государственного регулирования малого бизнеса нуждается в упрощении и унификации, так как «административная волокита и коррупционное влияние на предпринимательство становятся условиями, непосредственно влияющими на защищенность страны».
Представители предпринимательского сообщества настаивают на необходимости представления комплекса налоговых льгот инвесторам (как юридическим, так и физическим лицам), индексации тарифов естественных монополий и иных государственных компаний по принципу «инфляция минус», упрощения процедур регулирования для малых предприятий, трудящихся законно, снижения ключевой процентной ставки до уровня «инфляция минус», улучшения антиинфляционной политики, элементов валютного регулирования и валютного контроля.
В отсутствии различных точек зрения согласно стратегии развития российской экономики и предпринимательства в обстоятельствах финансовых наказаний имеется настоящая опасность того, что, как и в предыдущие года, произойдёт подмена в государственной экономической политике баланса заинтересованности всех общественных групп узким интересом, монополизация научно-экспертного обеспечения федеральной государственной власти и др., а трудности импортзамещения, диверсификации структуры экономики, модернизации, формирования инновационного бизнеса, осуществление потенциала российского малого и среднего бизнеса так и не будут решены.
Невзирая на значительные препятствия, у малого предпринимательства (при поддержке государства) имеются все шансы для увеличения своей доли в решении задач повышения эффективности, инновационности, конкурентоспособности продукции промышленного и аграрного производства, экономической независимости Российской Федерации.
Литература:
- Азрилиян А. Н. Большой экономический словарь/ А. Н. Азрилиян. — М.: Институт новой экономики, 2015. — 1472 с.
- Кешнер М. В. Экономические санкции в современном международном праве. — М.: проспект, 2015. — 192 с.
- Милосердов В. В. Санкции, эмбарго продовольствия, импортзамещение// Экономика сельского хозяйства России. — 2014. — № 11. — С. 13–20.
- Дмитриева Н. И. Экономические санкции как инструмент политического давления // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 52. — С. 125–129.
- Экономические санкций // ЭкономикПортал. URL: http://economicportal.ru/facts/sanctions.html.