В данной статье исследованы направления государственной поддержки развития сельскохозяйственной кооперации в России. Сформулированы проблемы российской сельхозкооперации и обоснована необходимость государственной поддержки для активации кооперативного движения, которая позволит повысить эффективность и доходность сельскохозяйственного производства. Так же в данной статье акцентируется внимание на события зарождения потребительской кооперации в России. Соответственно дан анализ текущего состояния потребительской кооперации.
Ключевые слова: потребительская кооперация, сельскохозяйственная кооперация, государственная поддержка, финансовые ресурсы, экспорт, сельскохозяйственные товаропроизводители, сельскохозяйственное производство.
Кооперативное движение способно сыграть важную роль в социально-экономическом развитии государства. Развитие кооперации в России началось в связи с отменой крепостного права и осуществлением буржуазных реформ 60–70-х годов. В эти годы практически во всех губернских центрах России возникли потребительские сообщества. В дальнейшем все более ускоряющиеся процессы капиталистического развития и формирования национального рынка значительно расширили социальную базу и географию российских кооперативов.
Огромный шаг вперед было сделано сотрудничеством во время Первой мировой войны. Дефицит товаров, рост цен на продукты и промышленные товары с аномальным выпуском бумажных денег и падением курса рубля, неразбериха в движении, угроза голода-вот малая часть причин, давших толчок к созданию кооперативных организаций, объединяющих потребительские сообщества. Кооперативное движение получило новый вектор развития с появлением кооперативного законодательства после Февральской революции 1917 года.
В 1991 году, в связи с распадом СССР, Центросоюз СССР прекратил свое существование. Его преемником стал Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз России).
Потребительская кооперация в настоящее время составляет около 2,5 млн пайщиков, что является значительным потенциалом для развития потребительской кооперации; около 2,4 тыс. потребительских обществ, объединенных в 68 региональных союзов потребительских обществ.
Географическое положение-около 90 тыс. сельских поселений, в том числе с населением менее 100 человек; около 200 тыс. постоянных работников.
Объем деятельности организаций потребительской кооперации достигает 240 млрд рублей. Одними из наиболее успешных региональных союзов потребительской кооперации являются Татарский, Оренбургский, Нижегородский, Свердловский.
Многие кооперативные магазины в малонаселенных деревнях убыточны, но кооператив сохранил и продолжает содержать их на благо народа. Ранее убытки покрывались за счет предприятий, расположенных в областных центрах и крупных населенных пунктах. Однако с появлением федеральных торговых сетей возможности их обслуживания практически исчерпаны. Некоторые из этих деревень кооператоры обслуживают с помощью автомастерских, но их автопарк устарел, а торговля убыточна.
В условиях экономических санкций против России целесообразно включить потребительскую кооперацию в процесс замещения импортной продукции отечественной и обеспечения ею населения страны.
Организации потребительской кооперации теряют свои позиции как в сельской, так и в городской местности. В связи с интенсивным процессом урбанизации число сельских жителей, особенно молодежи, стремительно сокращается. Соответственно, снижается потребительская база кооперативов, действующих в селах. В сельской местности получили широкое развитие такие крупные торговые сети, как «Пятерочка», «Магнит». Организации потребительской кооперации не могут конкурировать с ними в плане акций, скидок, цен и уровня обслуживания.
С 2015 года Минсельхоз России обратил серьезное внимание на развитие кооперативного движения: такой вид сельхозпредприятий создает конкуренцию обычным хозяйствам, в том числе фермерским. Поскольку количество членов кооператива может быть много, то и выпускаемая продукция имеет больший объем и ассортимент. К тому же, сельхозкооперация решает ряд социальных проблем, повышает показатель трудовой занятости населения, способствует борьбе с безработицей и бедностью. Кооперативы в России также демонстрируют экономически эффективную работу, но их по-прежнему очень мало. Поэтому правительство планирует создать условия для развития существующих и новых сельскохозяйственных кооперативов.
С 2019 года в России начинается реализация двух проектов федерального уровня — «Создание системы поддержки фермеров и развитие кооперации» и «Экспорт продукции АПК».
Согласно федеральному проекту «Создание системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации» может быть создано более 18 тыс. новых субъектов малого и среднего предпринимательства на селе. В частности, в 2019 году таких субъектов, включая фермерские хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, планируется создать более 2,5 тыс., в 2024 году этот показатель должен возрасти до 3,784 тысяч. Важно заметить, что это самый высокий показатель за все пять лет реализации проекта. Предполагается, что за этот период число работников, вновь вовлеченных в малый агробизнес, составит 126,7 тыс. человек. Больше всего — 30,93 тыс. человек — в 2024 году.
Предполагается также, что субсидии на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов будут оказываться по двум направлениям. Это, прежде всего, субсидии на возмещение части затрат кооперативов, связанных с реализацией сельскохозяйственной продукции их членов.
Например, в Алтайском крае на финансирование фермерского и кооперативного секторов в 2019 году предусмотрено 208,5 млн рублей. В регионе продолжится реализация программ поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм и кооперации. На поддержку этих сегментов в 2019 году предусмотрено 140 млн рублей федеральных и краевых средств [4].
Основной индикатор регионального проекта — обеспечение вовлечения в производство более 1000 человек к 2024 году. Алтайскому краю на реализацию проекта по поддержке фермеров и кооперации в 2019 году выделено около 68 млн рублей. Они направлены на создание фермерских хозяйств-стартапов начинающих аграриев. Максимальная сумма грантов — до 3 млн рублей, но не более 90 % понесенных затрат.
Также запланирована поддержка кооперативов — субсидирование создания и развития кооперативов, возмещение до 50 % затрат на приобретение сельхозживотных, оборудования, а также компенсация кооперативам части затрат, связанных с логистикой. Помимо этого проектом предусмотрено создание и обеспечение центров компетенций. В регионе создан и работает такой центр. Его сотрудники совместно со специалистами Минсельхоза Алтайского края оказывают консультационную и информационную поддержку потенциальным участникам проекта [5].
Начиная с 2019 года с хозяйствами, которые занимаются экспортом, заключены трехсторонние контракты между Минсельхозом РФ и Минсельхозом Алтайского края. Им выделят дополнительные лимиты по льготному кредитованию, как инвестиционному, так и краткосрочному [5].
Проведенный анализ показывает, что в регионе накоплен опыт поддержки фермеров и кооперативов. По государственной программе развития сельского хозяйства в крае поддержано более 300 фермерских хозяйств на сумму 790 млн рублей. За счет реализации нацпроекта финансирование этих направлений будет усилено.
Основными причинами, на наш взгляд, сдерживающими развитие сельхозкооперации, являются сложности реализации продукции в торговых сетях и получение банковских кредитов. В мире в сельхозкооперации занято примерно 2 млрд человек, в России — около 23 млн человек, а всего у нас от 5 до 8 тысяч кооперативов, что, конечно же, мало. Такая форма хозяйствования показала свою эффективность в мировой экономике, и в нашей стране она является резервом для увеличения ВВП, повышения занятости населения.
Мы считаем, что реализация принятых государственных программ позволит обеспечить ступенчатый рост количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Все это повысит доходность и обеспечит доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, малых форм хозяйствования и потребительских обществ к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также улучшит качество жизни в сельской местности.
Литература:
- Глотова Н. И., Фасенко Т. Е., Доскач О. Е. Кооперативное движение как фактор социально-экономического развития (на материалах Алтайского края) //Алтайский вестник финансового университета. — 2018 — № 3 — С. 35–44.
- Изменения в господдержке АПК в 2019 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.agrarianscience.org(дата обращения: 19.12.2019).
- Глотова Н. И. К вопросу формирования комплексной системы развития сельскохозяйственной кооперации (на материалах Алтайского края) // Алтайский вестник финансового университета. — 2017. — № 2. — С. 42–47.
- В Алтайском крае на поддержку фермеров и сельхозкооперативов в 2019 году направят 208,5 миллиона рублей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://altairegion22.ru(дата обращения: 19.12.2019).
- Как изменится госпрограмма по сельскому хозяйству в Алтайском крае [Электронный ресурс]. — Режим доступа:https://www.ap22.ru/(дата обращения: 19.12.2019).