В статье автором раскрыты современные тенденции развития малого и среднего бизнеса в России на фоне роста антироссийских санкций, отражена динамика численности субъектов предпринимательства. Уделено внимание причинам сокращения численности средних и крупных предприятий, а также современным трудностям, снижающим темпы развития отечественного бизнеса в текущих условиях. Отмечается важность организации более тесного взаимодействия территориальных органов власти и субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления отечественному бизнесу более эффективных форм поддержки с учетом территориальных и отраслевых особенностей.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка, антироссийские санкции.
В современных условиях об эффективности государственной внутренней социально-экономической политики можно судить по темпам развития малого и среднего бизнеса, по росту занятости населения в данном сегменте экономики. В процессе хозяйственной деятельности именно субъекты малого и среднего предпринимательства могут создавать значительное количество новых рабочих мест, быстро адаптироваться под меняющийся спрос со стороны потребителей, создавать новые и улучшать создаваемые товары и услуги. В то же время не только государственная политика, но и меняющаяся внешнеэкономическая обстановка может стать стимулом для стимулирования развития предпринимательства.
Так, к примеру, на фоне проведения Специальной военной операции усилились экономические санкции со стороны стран НАТО, что привело к сокращению импортных поставок в Россию по широкому спектру товаров, закрытию ряда иностранных компаний в нашей стране и их филиалов, выводу иностранного капитала из российской экономики [1]. В результате данных процессов некоторые рыночные ниши освободились и снизилась конкуренция на внутреннем рынке, что привело к росту деловой активности со стороны российских предпринимателей, о чем свидетельствует рост численности субъектов малого и среднего предпринимательства за последние несколько лет (рис. 1).
Рис. 1. Динамика численности субъектов малого и среднего бизнеса в России за 2017–2023 гг. (на 1 июля), тыс. ед. [3]
Из рисунка 1 видно, что с 2018 г. по 2021 г. (по состоянию на 1 юля или за первое полугодие отчетного года) наблюдалось снижение численности субъектов малого и среднего предпринимательства в России (что также говорит о неэффективной внутренней государственной политике по поддержке развития предпринимательства), но уже с 2021 г. по 2023 г. наблюдается рост численности субъектов предпринимательства с 5623,6 тыс. ед. до 5924,2 тыс. ед. или на 5,3 %.
Считаем важным также выделить такую тенденцию среди хозяйствующих субъектов России, как рост количества самозанятых граждан на фоне роста количества индивидуальных предпринимателей (рис. 2).
Рис. 2. Динамика количества индивидуальных предпринимателей и самозанятых в России за 2017–2023 гг. (на 1 июля), тыс. ед. [3]
Так, из данных рисунка 2 видно, что с 2019 г. по 2023 г. (на 1 июля) количество самозанятых в России увеличилось с 155,1 тыс. ед. до 8061,8 тыс. ед. или в 52 раза, что говорит о перспективности использования данной правовой формы для граждан, желающих открыть свое дело и функционировать в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов. Активное развитие самозанятости среди населения позволяет также говорить о появлении новых сфер деятельности, требующих новых компетенций, о появлении возможности для удаленной работы, что раскрывает новые возможности для организации трудовой деятельности и новые подходы во взаимодействии между работодателями и наемными работниками.
По состоянию на первый квартал 2024 г. можно отметить, что наиболее массово сектор малого и среднего предпринимательства представлен в г. Москва (насчитывается 927 тыс. предпринимателей) и в Московской области (456 тыс. ед.). На третьем месте находится Санкт-Петербург, где насчитывается порядка 377 тыс. бизнесменов. Топ-5 регионов замыкают Краснодарский край с результатом 306 тыс. предпринимателей и Свердловская область (насчитывается почти 214 тыс. ед.).
Общую динамику количества организаций и предприятий в России и Южном федеральном округе за 2019–2023 гг. отразили в таблице 1 [2].
Таблица 1
Количество предприятий и организаций, учтенных в составе регистра хозяйствующих субъектов Росстата, ед.
Показатель |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2023 г. к 2019г., % |
Российская Федерация, тыс. ед. |
3826,9 |
3517,4 |
3345,1 |
3285,1 |
3264,2 |
85,30 |
Южный федеральный округ |
307477 |
288329 |
277717 |
268380 |
264372 |
85,98 |
в том числе: Республика Адыгея |
6756 |
6332 |
6059 |
5967 |
5934 |
87,83 |
Республика Калмыкия |
3773 |
3676 |
3697 |
3857 |
4687 |
124,22 |
Республика Крым |
32291 |
31370 |
31418 |
30904 |
31025 |
96,08 |
Краснодарский край |
118146 |
111280 |
107721 |
105233 |
102927 |
87,12 |
Астраханская область |
14772 |
13597 |
12916 |
12525 |
11987 |
81,15 |
Волгоградская область |
38344 |
35512 |
33715 |
32110 |
30868 |
80,50 |
Ростовская область |
82455 |
75575 |
70966 |
66538 |
65600 |
79,56 |
Из данных таблицы 1 видно, что Краснодарский край среди регионов Южного федерального округа занимает лидирующее место по количеству предприятий и организаций на протяжении 2019–2023 гг. В тоже время отметим, что в 2023 г. по сравнению с 2019 г. количество предприятий и организаций в Краснодарском крае сократилось на 12,88 %, в то время как по Южному федеральному округу численность организаций в среднем сократилась на 14,02 %.
Оценка эффективности реализации государственных программ поддержки субъектов предпринимательства на территории Краснодарского края за 2023 г. позволяет говорить о повышении деловой активности в крае и снижении уровня безработицы. Однако в I квартале 2024 г. положение малого и среднего бизнеса в регионе вновь ухудшилось по ряду причин:
— ограниченность государственных программ поддержки субъектов предпринимательства (так формы поддержки рассчитаны на уже действующих предпринимателей, в то время как вновь созданные субъекты предпринимательства сталкиваются с трудностями при получении финансовой поддержки);
— снижение покупательной способности населения ввиду опережающего роста инфляции по сравнению с ростом номинальных доходов наемных работников в регионе;
— рост ссудных процентов в коммерческих банках из-за роста ключевой ставки Центрального банка России приводит к снижению инвестиционной активности в реальном секторе экономики.
Выявленные проблемы развития малого и среднего бизнеса свидетельствует об актуальности вопросов дальнейшего совершенствования форм региональной поддержки предпринимательства в Краснодарском крае. При этом выявленные современные проблемы развития малого и среднего бизнеса должны определять направления совершенствования форм государственной поддержки предпринимательства на разных уровнях государственного управления.
Литература:
- Евстегнеева А. Ю. Государственная финансовая поддержка российского малого и среднего предпринимательства / А. Ю. Евстегнеева, Т. Н. Бурделова // Вестник Евразийской науки. — 2023. — № 3. — С. 59–72
- Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края: Статистический сборник. — Краснодар, Краснодарстат, 2024. — 110 с.
- Мезенцев Д. А. Анализ текущей ситуации с развитием малого и среднего бизнеса в России / Д. А. Мезенцев // Экономика: вчера, сегодня, завтра, 2023. — № 7А. — С. 367–376.