Социальные и правовые аспекты борьбы с наркоманией среди подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шимовонян, К. Т. Социальные и правовые аспекты борьбы с наркоманией среди подростков / К. Т. Шимовонян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42037/ (дата обращения: 27.04.2024).



Вся профилактическая работа по вопросу наркомании производится совместными усилиями психологов, медиков, учителей, социальных работников, воспитателей. И не смотря на все их затраты и усилия, профилактика наркомании остается очень слаба. И в настоящее время вызывает большие трудности выявить те лица, у которых есть наркотические проблемы. По факту, реабилитационная и лечебно-профилактическая работа в этом вопросе сводится к очевидно запущенным случаям наркозависимости и токсикомании.

Ключевые слова: подростковая наркомания, аддиктивное поведение, наркотические вещества, профилактика, психокоррекция, фармакотерапия.

Профилактику каких-либо заболеваний следует делить на первичную, вторичную и третичную. Первичная предупреждает болезнь, вторичная направленна на сдерживание темпов развития болезни и роста осложнений, а к третичной относится совокупность реабилитационных действий, направленных на больных. Применительно к подростковой наркомании это можно объяснить так.

К первичной профилактики относятся меры по предотвращению аддитивного поведения у подростков. Вторичная профилактика стремиться предотвратить возникновение рецидивов после прохождения лечения не тяжелых форм наркомании. К третичной относится реабилитация больных после многократный рецидивов и неудачного лечения. Иными словами, третичная профилактика по большей части медицинская, ориентированная на стойко зависимых от наркотических веществ подростков.

Вторичную профилактику можно рассматривать как совокупность мер, направленных на развитие и восстановление потерянных за время употребления наркотиков психологических сторон личности и повышение общей ее устойчивости. Формы осуществления вторичной профилактики могут быть как групповые, так и индивидуальные. Наилучшего результата в работе с подростками можно добиться путем сочетания этих форм работы [2].

Вторичная профилактика – это система мер, элементами которой являются:

– Диагностика, показывающая уровень личностного расстройства. Она может осуществляться посредством клинической беседы, модифицированного теста Кеттела, УСК (уровень субъективного контроля в различных сферах жизнедеятельности).

– Постановка коррекционных гипотез и разработка индивидуальной программы исходя из результатов диагностики.

– Осуществление программы через групповую и индивидуальную форму.

– Отслеживание динамики изменений у подростка. Она реализуется с помощью наблюдения, клинической беседы и тестов УСК и Кеттела.

– Психологическая поддержка вылечившимся. Для этого создаются группы поддержки без определенного срока времени работы. Такие группы помогают вырабатывать психологическую устойчивость у подростка и содействуют решению им жизненных задач.

Одним из компонентов реализации программы вторичной профилактики среди подростков, принимающих наркотические вещества, является участие их в группах психокоррекции. Руководствуются при организации таких групп следующими предположениями:

1. Каждый подросток являет собой личность, и как таковая имеет необходимость в развитии и росте. Потребность в переживании некоторых этапов развития биологически детерминирована и глубока. Человек, принимающий наркотики, является личностью и во время наркотизации и в преднаркотический период. Как правило подростки обладают большим человеческим потенциалом для того чтобы развиваться в том числе и творческим. Развитие в этом возрасте происходит через установление межличностных контактов. Такие межличностные отношения отсутствуют во время предшествующей наркотизации, не говоря о времени употребления наркотических средств. Нет любви, близости, принятия одного человека другим, человек принимающий наркотик и взаимодействующие с ним люди исполняют лишь однообразные поведенческие роли. Исходя из вышесказанного, появляется диссонанс между потребностями подростка и его потенциалом с одной стороны и суженными рамками «поведения наркомана», посредствам которого он может себя проявить. Такой диссонанс причиняет старшекласснику глубокое страдание, и может послужить причиной обращения его за помощью.

2. Каждый подросток в силах навсегда прекратить принимать наркотические вещества и никогда больше не иметь к этой проблеме никакого отношения. Подросток имеем право не принимать наркотические вещества и так же имеет право реализовывать себя в мире невзирая на то употреблял ли он раньше наркотики или нет. В старшем подростковом возрасте проблема реализации имеет особое значение, так как в это время перед подростком возникает вопрос выбора вектора будущего развития и самоопределения.

3. Во время реализации программы вторичной профилактики необходимо обращаться к тому здоровому, что присутствует в подростке. На том уровне, на котором возникает проблема, на том к ней и следует обращаться [1].

Эффект психокоррекционной терапии зависит от умения специалиста отмечать различия и особенности каждого старшеклассника и уметь эти различия поддерживать. Сходные черты у людей, принимающих наркотики – это стремление убежать от мира, а вот способы самовыражения и выживания у каждого старшеклассника глубоко индивидуальны [4]. Часто бывает так, что подростки, обращающиеся за помощью, не разработали способов, по которым им нужно существовать в этом мире, кроме способа приемов наркотика посредствам которого они уходят от существования. Можно сформулировать немой вопрос, с которым приходят подростки за помощью: «Как существовать и реализовать себя в мире без наркотиков?» Исходя из этого вопроса, целью психокоррекции является полный развернутый ответ на него. Для этого подростка требуется вовлечь в процесс и разумом, и чувствами, и телом [3].

1. В большей степени то, что можно назвать психологической зависимостью это череда нерешаемых подростком психологических проблем. В этом возрасте часто необходимо решать быстро и много возникающих проблем. Старшеклассники, которые обращаются за помощью, уклоняются от них посредством наркотических средств, с психологической точки зрения застревая на подростковой стадии. Таким образом, появляется парадокс: подросток принимает наркотические вещества, чтобы быть «взрослым», при этом таковым не становится. Если, находясь в процессе участия в программе вторичной профилактики, подросток сумеет активировать механизмы решения своих проблем, а в этом возрасте – это проблемы взросления, он перейдет из группы наркозависимых в группу проблемных, но растущих людей.

Во множестве стран, среди которых находится и Россия, фармакологические методы лечения наркомании находились долгое время в приоритете по отношению к психотерапевтическим методам и реабилитации наркотически больных подростков. Исследователи наркомании фокусировали свое внимание на том, как фармакологически наркотическое вещество влияет на организм человека, как в динамике оно действует на физиологические процессы и совокупное состояние здоровья систематически принимающего наркотик человека. Концентрация исследователей именно на этих аспектах сформировала основное отношение к ее лечению. Упор в лечении делался на физиологическую зависимость и купирование ее. И хотя умалять заслугу фармакологии ни в коем случае нельзя, но она не в состоянии заменить личностно-ориентированную профилактику.

Работа психолога при решении проблем профилактики наркотически зависимых подростков заключается в следующем:

- Работа с каждым подростком и его семьей в рамках своего профессионального поля по оказанию им помощи в предупреждении возникающих кризисных ситуаций, стремление к мобилизации их жизненных сил.

- Помощь подросткам перейти в социально-стабильные группы населения, совместное решение их жизненных проблем.

- Поддержка и помощь подросткам и их семьям находящихся в перспективных группах населения и закрепление их в этом статусе.

- Исследовательская работа – заключающаяся в поиске причин социальных конфликтов подростков, изучение самих подростков, их социальной жизни.

Одно из главных условий в работе с подростками – это установление доверительных отношений, при которых они будут ощущать себя в безопасности. Разглашать психологу информацию о пристрастии к наркотическим веществам подростка кому – либо случайному нельзя [5]. Такие рассказы вероятнее всего подорвут доверие к психологу. Доверительные отношения дают подростку чувство близости с другим человеком, осознание того, что он понят другим, снижает у него чувство одиночества. В перспективе это формирует навыки, помогающие налаживать отношение с окружающими [1].

Помощь, которую психолог предлагает подростку, не должна быть навязчивой, иначе юноша просто откажется от нее.

Перед тем как психолог или социальный работник возьмется за помощь подростку, он должен отдавать себе полный отчет о своих возможностях в этом вопросе. Он должен иметь у себя информацию об учреждениях способных помочь ему и их местонахождении. Знать, что за помощь может быть оказана подростку в наркологическом диспансере.

Диагностика направлена, прежде всего, на выявление индивидуальной (групповой) зависимости. Одним из основных средств диагностики является беседа, которая должна быть хорошо продуманна, чтобы не оттолкнуть подростка от контакта. Если речь идет об алкогольной проблеме, желательно использовать скрининг – анкету на определение уровня алкоголизации.

В том случае если у подростка выявлена индивидуальная зависимость, то есть, если юноша стремиться к наркопотреблению не взирая на то, один он или в компании, то следует родителям дать понять, что его нужно направить на консультацию к наркологу. Тот факт, что один из родителей злоупотребляет алкоголем, может усложнить ситуацию и снизить их критичность к состоянию здоровья подростка. К таким семьям социальный работник должен проявлять повышенное внимание.

При групповой зависимости, то есть в том случае, когда фактором наркотизации подростка является, какая – либо компания, социальный работник или психолог должен помочь ему выйти из нее. Это может быть сделано путем замены такой компании, на какую – либо иную (спортивная секция или что-либо подобное). Употребление наркотических веществ подростками в подавляющем большинстве случаев как раз происходит именно в группе. По этой причине психолог, получивший сведения об одноразовом приеме подростком наркотика и тем более систематическом, должен стремиться изучить тех, кто в данный момент окружает его. При том необходимо учитывать то обстоятельство, что юноши не стремятся распространяться о, подобного рода информации сами, так как у них сильно представление о солидарности в группе.

Немаловажным условием работы психолога или социального работника следует назвать бескорыстие. Являясь представителем государственного учреждения, работником общественной организаций, он действует исходя из интересов человека, обратившегося к нему за помощью, нередко делая больше чем того требуют должностные инструкции.

Для профилактики наркомании в подростковом возрасте большое значение имеет санитарно-просветительская работа. Многим преподавателям представляется целесообразным включение профилактики наркомании в учебную программу подростков на протяжении всего времени их обучения. С преподавателями ВУЗов и средних учебных заведений нужно проводить лекционные занятия и семинары по антинаркотической тематике. Этим должны заниматься работники наркологических служб. Упор в их обучении должен быть направлен на простейшие методы выявления разных видов наркотического опьянения, на прояснение тяжелых медицинских и социальных последствиях после употребления наркотических веществ. Просвещать подростков в этом вопросе нужно умело, обучение не должно выглядеть формально, при этом ни в коем случае нельзя разжигать нездоровый подростковый интерес к наркотизации. Проводя подобные занятия в среде подростков, нужно не забывать, что подростковая аудитория весьма сложна, она не терпит фальши и не профессионального подхода, стремится поймать обучающего на его плохом знании вопроса, а уличив его в некомпетентности, подростки теряют доверие к той информации, которую он пытается донести. Особую трудность представляет работа с теми группами юношей, которые в какой-то степени уже успели познакомится с наркотик содержащими веществами [4].

Таким образом, борьба с подростковой наркоманией – это большой комплекс профилактических мероприятий, каждый элемент из которых очень важен. Помимо работы с подростками не посредственно следует вести большую работу и с их родителями, и с преподавательским составом. Работа с подростковой аудиторией очень сложна и требует компетентности и знания большого количества нюансов.

Литература:

  1. Абстинентное состояние (синдром отмены) // Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем [Текст]/ International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems: Tenth Revision. — М.: Медицина, 2015. – Т. 1-4.
  2. Белинская Е. П. Я – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений [Текст]/ Е. П. Белинская, Вестник МГУ, серия № 14, № 4, 2013. С. 25-30.
  3. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: социально – психологические и психиатрические аспекты [Текст] / В.Т. Кондрашенко, Минск, 2013. – 202 с.
  4. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально – психологического исследования) [Текст] / С. В. Березин, К. С. Лисецкий, Самара: Издательство «Самарский университет», 2014 г. – 147 с.
  5. Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психиатрия. Исцеление души и тела [Текст] / Г.В. Старшенбаум. – Изд-во: Феникс, 2013. – 352 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, вторичная профилактика, помощь, социальный работник, подростковая наркомания, принимающий наркотик, том, клиническая беседа, кой случай, подростковая аудитория.


Похожие статьи

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи.

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании.

Наркомания в молодежной среде: причины распространения...

Причины наркомании, на наш взгляд, следующие: недооценка и замалчивание социальной опасности наркомании и токсикомании; плохо поставленная

Что же подталкивает подростков к тому, чтобы начать принимать наркотики? А причин порой бывает не так уж и мало.

Профилактика наркомании и токсикомании в детском...

Профилактика наркомании и токсикомании должна проводиться вместе с профилактикой

«Оздоровление» образа жизни детей и подростков предполагает вытеснение семейного пьянства.

Среди них отмечено больше случаев аморального и противоправного поведения в...

Актуальные проблемы профилактики наркомании

Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи.

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании.

Организация профилактики наркомании подростков на основе...

Под педагогической профилактикой наркомании подростков мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди подростков, путем создания социального пространства...

Организация профилактики наркозависимости в подростковом...

Ключевые слова: наркотизация, наркокультура, наркотические вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика

Так, по данным исследователей, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5–8 % случаев, то у подростков—в 18— 20 %.

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

В своих основах первичная профилактическая помощь при распространении наркомании в детско-подростковой среде должна опираться на школьную

профилактика, наркотизация, медико-социальные последствия, антинаркотическая ра-бота, детско-подростковая популяция.

Индивидуальная профилактика наркотизма в молодежной среде

...и подростков, употребляющих наркотические вещества; с военкоматами и комендатурами

Лицу, проводящему беседу с подростком важно установить психолого-педагогический

Профилактика наркотизма молодежи как социального явления требует глубокого знания...

Основные принципы профилактики наркозависимости среди...

Профилактика наркомании должна строиться, прежде всего, на основе анализамеханизмов, которые определяют вероятность возникновения соответствующей зависимости.

Проблема интернет-зависимости среди подростков.

Социальные комментарии Cackle.

Похожие статьи

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи.

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании.

Наркомания в молодежной среде: причины распространения...

Причины наркомании, на наш взгляд, следующие: недооценка и замалчивание социальной опасности наркомании и токсикомании; плохо поставленная

Что же подталкивает подростков к тому, чтобы начать принимать наркотики? А причин порой бывает не так уж и мало.

Профилактика наркомании и токсикомании в детском...

Профилактика наркомании и токсикомании должна проводиться вместе с профилактикой

«Оздоровление» образа жизни детей и подростков предполагает вытеснение семейного пьянства.

Среди них отмечено больше случаев аморального и противоправного поведения в...

Актуальные проблемы профилактики наркомании

Организация профилактики наркомании подростков на основе педагогического сопровождения семьи.

Социально-психологические особенности подростка как объекта тренинговых групп в процессе профилактики наркомании.

Организация профилактики наркомании подростков на основе...

Под педагогической профилактикой наркомании подростков мы понимаем комплекс педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди подростков, путем создания социального пространства...

Организация профилактики наркозависимости в подростковом...

Ключевые слова: наркотизация, наркокультура, наркотические вещества, первичная профилактика, вторичная профилактика

Так, по данным исследователей, если в младших классах школьная дезадаптация встречается в 5–8 % случаев, то у подростков—в 18— 20 %.

Профилактика наркомании в детско-подростковой среде

В своих основах первичная профилактическая помощь при распространении наркомании в детско-подростковой среде должна опираться на школьную

профилактика, наркотизация, медико-социальные последствия, антинаркотическая ра-бота, детско-подростковая популяция.

Индивидуальная профилактика наркотизма в молодежной среде

...и подростков, употребляющих наркотические вещества; с военкоматами и комендатурами

Лицу, проводящему беседу с подростком важно установить психолого-педагогический

Профилактика наркотизма молодежи как социального явления требует глубокого знания...

Основные принципы профилактики наркозависимости среди...

Профилактика наркомании должна строиться, прежде всего, на основе анализамеханизмов, которые определяют вероятность возникновения соответствующей зависимости.

Проблема интернет-зависимости среди подростков.

Социальные комментарии Cackle.

Задать вопрос