Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 30.03.2017

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Булдыгина Ю. В., Аббакумова Ю. Г., Смирнова Ю. О. Особенности и направления развития рынка торговой недвижимости в г. Пензе. Качественный состав и структура рынка // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 257-259. — URL https://moluch.ru/archive/147/41262/ (дата обращения: 22.04.2018).



В статье ставится задача рассмотреть особенности и направления ранка торговой недвижимости в г. Пензе.Выбранная тема характеризуется тем, что рынок высококачественной торговой недвижимости находится в стадии формирования. Несмотря на нестабильную политическую и экономическую ситуации торговая недвижимость является наиболее доходным сегментом коммерческой недвижимости.

Ключевые слова: рынок торговой недвижимости, экономика, политика, сегмент

Развитие торговой недвижимости России в 2016 году характеризуется небольшим сокращение объемами новых торговых площадей по сравнению с 2015 годом. На рынке в 2016 году произошла окончательная стабилизация, а во второй половине года существенно увеличилась активность арендаторов. В этом году окончательно сформировались предпосылки для начала постепенного восстановления рынка коммерческой недвижимости в 2017 году. В 2017 году в региональных городах ожидается дальнейшее сокращение объёма ввода новых торговых площадей — до уровня 637 000 кв. м, что на 11 % меньше 2016 года. При этом некоторые объекты 2017 года были изначально заявлены к вводу в 2016, но впоследствии сроки были перенесены. По итогам 2016 года прирост торговых площадей в России составит порядка 1,2 млн кв. м, из которых 58 % (719 000 кв. м) было введено в региональных городах.

В Москве было открыто 7 новых торговых центров общей торговой площадью 456 тысячи кв. м. Показатели ввода новых торговых площадей по сравнению с предыдущими годами сократились на 3 %. Ввод новых торговых центров вызвал краткосрочный рост вакансий в течении года, которая повысилась до отметки 11,4 %.

В 2017 году девелоперами по всей России запланирован ввод в эксплуатацию порядка 22 проектов совокупной арендопригодной площадью 2,4 млн. кв. м. Но в 2017 году предвидится сокращение строительства торговых центров. Девелоперы будут запускать объекты на завершающей стадии строительства, и замораживать долгострои, если кризис усилится.

Рис. 1. Анализ развития торговой недвижимости в России

Пенза, как и остальные города России, динамично развивается. Строятся новые не только жилые дома, но и так же торговые центры, которые со временем зарабатывают популярность. В Пензе находится много крупных торговых и торгово-развлекательных центров — это многофункциональный торгово-развлекательный комплекс «Коллаж», торгово-развлекательные комплексы «Высшая Лига» и «Суворовский», торгово-развлекательные центры «Берлин» и «Ритэйл Парк», а также торговые центры «Пассаж», «Проспект», «САНиМАРТ», «Арбат», «ЦУМ», «Космос Сити». «КаГау».

Наибольшее влияние на величину стоимости или арендной ставки оказывает местоположение объекта недвижимости. В Пензе больше всего торговых площадей и торгово-развлекательных центров расположено в Ленинском и Октябрьском районах. Это объясняется тем, что Ленинский район — это центр города, место с хорошей проходимостью. Октябрьский район — это самый большой и динамично развивающийся район, торговые центры здесь расположены в микрорайоне Арбеково, самом крупном и наиболее плотно заселенном микрорайоне города. Все крупные торговые центры Пензы расположены рядом с оживленными транспортными магистралями (проспект Строителей, ул. Кирова, ул. Суворова, ул. Терновского), они имеют удобные подъездные пути. Месторасположение торговой недвижимости также должно учитывать его окружение — жилую и коммерческую недвижимость, социально-демографические показатели района и т. д. На стоимость торговой недвижимости также оказывают влияние: пешеходные и автомобильные потоки, окружающая застройка, целевые группы и категории покупателей, наличие парковки. Для торговых центров необходима также правильно разработанная и продуманная концепция. Здесь одним из ключевых факторов является функциональный состав арендаторов.

Анализ показал, что тенденции к преобладанию определенного вида продукции во всех торговых центрах города не наблюдается. Каждый из рассмотренных ТЦ имеет свою специфику.

Магазины местного значения, занимающиеся обеспечением населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса, размещают в жилой зоне города. В Пензе представлены магазины следующих торговых сетей: «Магазин моего района», «Магнит», «Пятёрочка», «Караван», «Гроздь», «Спар», «Перекресток», «Бристоль», «Красное и белое», «Светофор», «Fix Price». Всего на территории города действует 170 магазинов торговых сетей. Анализ развития торговых сетей в городе Пенза представлен на рисунке 2.

Рис. 2.

Почти половину всего рынка (48 %) занимают магазины розничной сети «Магнит». Пензенская сеть магазинов «Караван» занимает ровно 25 % от общего количества сетевых магазинов. Далее идут магазины торгового союза «Магазин моего района» (8 %), сетей «Пятёрочка» (19 %), «Гроздь» (9 %), «Спар» (5 %), «Перекресток» (6 %), «Бристоль» (20 %), «Красное и белое» (24 %), «Светофор» (3 %), «FiX Price» (18 %).

Сам рынок насыщен предложениями. Казалось бы, это должно вести к снижению стоимости продажи и аренды торговой недвижимости, но, приведенный анализ показывает обратную ситуацию. Особенность отечественного рынка состоит в том, что уменьшение спроса приводит не к снижению ставок аренды, а к увеличению предложения.

Количество торговых объектов, предлагаемых в аренду за пределами центра, в январе 2017 г. снизилось на 8 %, а их общая площадь — на 10 %. Объем предложения составил 490 объектов общей площадью 178 тыс. кв. м. Средняя ставка за месяц выросла на 1 % и составила 28 177 руб./кв.м/год.

Судя по тому, что ставки по объектам в центре за год выросли, а за месяц снизились, можно говорить о ценовой коррекции, в то время, как по объектам за пределами центра ставки более стабильны.

Актуальные тенденции не только в кризис, но и в долгосрочной перспективе — это пересмотре концепции торгового центра. Это должно быть не просто местом совершения покупок, но и местом отдыха, проведения досуга, спортивной и оздоровительной деятельности. Постоянно увеличиваются площади развлекательной зоны. Пользуются спросом массовые виды досуга — катки, хоккейные площадки, аквапарки, роллердромы. Им начинают отводить роль якорных арендаторов. Рынок развлекательной недвижимости развивается весьма активно, среди последних, наиболее удачных идей, выделяют: фермерские ярмарки и фреш-маркеты, фудкорты, экспресс-услуги, центры искусств, контактные зоопарки, океанариумы.

В настоящее время развитие получили операторы fashion-сегмента эконом-класса, товары для детей, продуктовые сети, а также представители сетей быстрого питания и развлекательной индустрии.

Литература:

  1. Разработка вариантов эффективного управления объектами недвижимости в жилищно-коммунальном комплексе. Толстых Ю. О. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Пенза, 2007
  2. Особенности переоценки кадастровой стоимости земельных участков в современных условиях. Герасимова А. А., Толстых Ю. О., Савина Е. А., Константинова Ю. Р. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 471.
  3. Особенности формирования рынка и позиционирования торговых объектов в г. Пензе. Танаева Т. Н., Толстых Ю. О., Кашежева А. А., Учинина Т. В. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 414.
  4. Экономическое обоснование и управление проектом развития коммерческой недвижимости на примере проекта реконструкции первого этажа жилого дома. Толстых Ю. О., Милованова И. В. Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 5–2 (38). С. 335a-340.
  5. Основные функциональные модели сервейинговой деятельности и перспективы развития сервейинговых компаний при управлении коммерческой недвижимостью в условиях рыночной экономики. Толстых Ю. О., Зимина А. С. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 267.
  6. Возможности развития оценочной деятельности в российской федерации путем внедрения стандартов RICS в российскую практику оценки. Зимина А. С., Толстых Ю. О. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 271
  7. История развития и практика оценки недвижимости в россии и за рубежом. Смирнова Ю. О., Гудкова В. С. Аллея науки. 2016. № 4. С. 155–159.
  8. Анализ рынка коммерческой недвижимости. Смирнова Ю. О., Ряхимова Г. Р. Аллея науки. 2016. № 4. С. 22–25.
Основные термины (генерируются автоматически): торговой недвижимости, Толстых Ю, торговых площадей, новых торговых, новых торговых площадей, Современные проблемы науки, торговых центров, коммерческой недвижимости, Смирнова Ю, торговых сетей, торговые центры, рынка коммерческой недвижимости, новых торговых центров, ввода новых торговых, торговой недвижимости России, рынка торговой недвижимости, рынок торговой недвижимости, торговых объектов, ранка торговой недвижимости, высококачественной торговой недвижимости.

Ключевые слова

экономика, политика, рынок торговой недвижимости, сегмент

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос