Республика Узбекистан живёт в условиях полного политического суверенитете. Однако политическая независимость и завоеванный нами суверенитет могут остаться пустыми словами без адекватного независимого экономического базиса.
В Узбекистане сейчас четко обозначены основные концепции и принципа создания независимого экономического базиса. Они сформулированы и доведены до всего народа Первым Президентом И. А. Каримовым. Эти концепции и принципы в полной мере базируются на максимальном учете исторического прошлого, на традициях и обычаях народа и современных реалиях социально-экономического и политического положения страны.
В них главным является положенное о собственном пути обновления и прогресса, а наиболее важной отличительной чертой — социальная ориентация на повышение жизни трудящихся.
Главное же сейчас — это целенаправленное ускоренное продвижение по пути их практической реализации. И здесь есть вопросы, имеющие принципиальное значение и определяющие налу стратегию и тактику в процессе создания этого экономического базиса.
Среди множества производственно-экономических комплексов АПК отведана особая роль. Он является самым крупным как по использованию ресурсного потенциала, так и по значимости формирования национального дохода, продовольственного фонда и фонда непродовольственных товаров народного потребления. [2]
АПК как важное структурное подразделение экономики в форме зародыша формировался давно. Мы считаем, что в условиях перехода к рыночным отношениям, настолько существенно меняется место и значимость сферы реализации, что нельзя не выделить его в самостоятельный блок в структуре АПК. В рыночных условиях хозяйствования, в силу отсутствия государственной монополии на реализацию, уже конечный потребитель сам или через соответствующие многообразные оптовые структуры диктует свои условия производителю, а последний обязан считаться с их конкретным спросом. Другими словами конечная цель производителей и в целом АПК может быть достигнута лишь при условии реализации его продукта, т. e. процесс воспроизводства завершается после полного прохождения продуктом всех его стадий. Поэтому неудивительно, что в развитых капиталистических странах агропромышленное производство ориентировано, прежде всего, на рынок, который является не только неотъемлемым элементом системы АПК, но и заключительной, и контролирующей функцией агропромышленного производства и выступает как система агробизнеса, в которой производство и рынок слита в единое целое, а конкурентная борьба выступает, прежде всего, как борьба за рынок, за покупателя и потребителя. [2]
В связи с этим особую актуальность приобретают два вывода: во-первых, что формирование и развитие служб маркетинга в структуре АПК для оптимального нахождения ответы на вопросы: что, как, когда и сколько производить, когда и как реализовывать товары, являются необходимым условием перехода на рыночные экономические отношения; во-вторых, что формирование обширной и многоукладной сети заготовительно-реализационных структур является одним из важных факторов нормального функционирования АПК в новых условиях.
С обретением Республикой политического суверенитета и переходом к рыночным отношениям перед АПК встали новые более сложные задачи, иные масштабы производства, возникла объективная необходимость ускоренного сокращения огромного разрыва между достигнутым и перспективным уровнем развития АПК, постепенного достижения сначала относительной, а затем, по некоторым видам, полной продовольственной и агросырьевой независимости. [1]
Для реализации стоящих целей в этих новых условиях, мощь агропромышленного комплекса, его производительные способности должны отвечать и соответствовать следующим пяти качественным характеристикам: насколько система экономических отношений в АПК обеспечивает экономическую свободу физическим и юридическим субъектам хозяйствования и учитывает роль человека как главного агента производства; насколько состояние АПК в целом и его различных структурных компонентов отражает уровень современного развития научно-технического процесса и отвечает требованиям прогрессивных технико-технологических и организационных основ аграрного производства; насколько полно соблюдены оптимальные количественные и качественные пропорции между всеми блоками и звеньями АПК на уровне горизонтальных и вертикальных связей с целью обеспечения синхронности его работы; какова обеспеченность АПК исходными производственными ресурсами, степень их вовлеченности в производственно-экономический оборот и уровень его использования; как учтены требования соблюдения экологического баланса и бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде. [2]
Переход к рыночной экономике объективно предполагает формирование и развитие всех его базовых основ, к которым относятся: многообразные формы собственности и прежде всего частная собственность на средства производства; свобода предпринимательства и выбора всех субъектов этой собственности; личным интерес как главный движущий мотив поведения каждой экономической единицы; свободная или совершенная конкурентная борьба; свободное рыночное ценообразование на товары и услуги.
Собственный путь социально-экономического развития независимого Узбекистана обусловлен целым рядом обстоятельств, в том числе реальной обстановкой, которая сложилась как тяжелое наследие тоталитарной системы с ее неэффективным хозяйственным механизмом и в котором приходиться обновлять все стороны экономики, национальным и историческим прошлым, особенностями жизненного уклада и менталитета узбекского народа.
Поэтому исключительную важность приобретает проблемы максимального учета этих особенностей и нестандартные подходы для обеспечения ускоренного и относительно безболезненного перехода к рыночным отношениям.
Среди них особую значимость представляют: демографическая динамика и высокая плотность населения на единицу обрабатываемых земель, а также дефицитный и лимитирующий водный фактор при сложившихся низких показателях их использования, в качестве острейшей задачи выдвигают объективно проблему качественного рывка в производительной силы каждого гектара земли, каждого кубометра воды; при формировании новой отраслевой структуры народного хозяйства надо учесть и то, что в АПК преобладает производство с незаконченным циклом, которое образовалось па стадии первичной обработки сырья и изготовления полуфабрикатов.
В этой связи следует ускорить процесс структурной перестройки экономики, где должны создаваться новые отрасли и новые виды производства. Следовательно, резко повышается роль и значимость глубокого учета закона абсолютных и сравнительных преимуществ, усиления интеграционных и кооперативных связей, внутри государственного экономического пространства. [1]
Вывод здесь однозначный: уровень и структура экономики Республики должны иметь такую основу, которая не только обеспечит успешное решение жгучих социально-экономических проблем, но и позволит вести со всеми, не оглядываясь по сторонам, самостоятельный политический диалог.
Литература:
- Азимов Р. АПК Узбекистана: проблемы развития. – Т.: Мехнат, 2011 г.
- Салимов Н. Р. Сельское хозяйство Узбекистана. – Т.: 2000 г.