В статье рассматривается проблема развития любознательности детей дошкольного возраста, выделяются психолого-педагогические условия развития любознательности у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: любознательность, развитие любознательности, познавательная деятельность, мотивация, дошкольник
Проблема любознательности неоднократно выступала предметом изучения. В работах Б. Г. Ананьева, Д. Е. Берлайна, Н. Б. Шумаковой и других отмечается, что исследователи на данный момент не достигли единого мнения в отношении природы данного феномена [1,3,8]. Понятие любознательности рассматривается с разных позиций.
Б. Г. Ананьев, Н. Б. Шумакова любознательность рассматривают как черту характера, которая тесным образом взаимосвязана с содержанием детских вопросов и проявляется в них [1,8]. По мнению А. М. Матюшкина, В. С. Юркевич, любознательность представляет собой определённый уровень развития познавательной потребности [5,9]. Д. Е. Берлайн акцентирует внимание на том, что любознательность выступает как важное условие мотивации поведения человека [3].
В рамках комплексного подхода любознательность рассматривают как системное свойство личности, которое характеризуется возрастной спецификой. Представители данного подхода рассматривают любознательность с точки зрения совокупности мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, благодаря которым создается готовность и постоянство стремления человека к освоению новой информации [6].
Исследователи отмечают, что в развитии любознательности важное значение имеет наличие определенного рода препятствий и трудностей, которые стимулируют проявление любознательности.
Существуют также трудности, которые препятствуют развитию любознательности. В системном подходе к таким трудностям относят следующие группы: операциональные трудности проявления любознательности указывают на недостатки развития познавательной сферы, неумение анализировать и обобщать информацию, эмоционально-личностные трудности отражают повышенную критичность человека к себе.
В изучении любознательности большое внимание исследователями уделяется анализу детских вопросов, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, П. П. Блонский считают, что детские вопросы являются необходимым вопросом их познавательного развития, в дошкольном возрасте многие вопросы стимулируются проявлением аффективного, то есть эмоционального любопытства и связаны с отсутствием желаемого предмета или невозможностью осуществить желаемое действие с предметом.
Авторы указывают, что в детских вопросах проявляется два пика любознательности: первый пик приходится на старший дошкольный возраст (5–7 лет), второй пик приходится на младший подростковый возраст (11–13 лет). Данный факт является очень важным в рамках нашего исследования, поскольку убедительно доказывает сензитивность старшего дошкольного возраста для развития любознательности. В развитии любознательности выделяется две основных линии, первая линия развития любознательности связана с тем, что вопросы выступают как необходимое звено в диалоге ребёнка со взрослым и другими детьми, в этом аспекте проявляется спонтанная любознательность. Вторая линия вопросов связана с развитием самостоятельного мышления ребёнка, когда он исследует проблемную ситуацию.
Ряд исследователей (Э. А. Баранова, Н. Г. Капустина) рассматривают любознательность как определённый уровень развития познавательной потребности, например, под любознательностью понимается познавательная деятельность, не связанная с внешним подкреплением [2,4].
Подход К. М. Рамоновой к пониманию развития любознательности в дошкольном возрасте, является наиболее адекватным содержанию нашего исследования, поскольку в нем определены критерии и уровни развития любознательности в дошкольном возрасте [7].
К. М. Рамонова выделяет в структуре любознательности три компонента:
- Когнитивный компонент. Отражает наличие внимания и интереса к предмету или деятельности.
- Эмоциональный компонент. Отражает положительное отношение к процессу познания.
- Деятельный компонент. Отражает самостоятельные действия познавательного характера [7].
В структуре любознательности Н. Т. Лобова выделяет три компонента: мотивационный, операционно-результативный, рефлексивно-оценочный.
Любознательность отражает меру избирательного отношения человека к предметному миру, к деятельности, его глубину, степень устойчивости.
Таким образом, обобщая результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что любознательность представляет собой сложное явление, которое может рассматриваться с разных позиций. Любознательность представляет собой интегративное качество, которое проявляется в стремлении к получению знаний, необходимости обладания способом и системой получения знаний, стремлении к обработке новой информации.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б. Г. Ананьев. М., 2009. — 25 с.
- Баранова, Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э. Л. Баранова. — СПб.: Речь, 2005. — 128 с.
- Берлайн, Д. Е. Любознательность и поиск информации [Текст] / Д. Е. Берлайн // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 54–60.
- Капустина, Н. Г. Психологические аспекты развития познавательного интереса у дошкольников [Текст] / Н. Г. Капустина // Детский сад от А до Я. Капустина Н. Г. 2009.- № 1.- С 118–126.
- Матюшкин, A. M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей [Текст] / А. М. Матюшкин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности: сб. статей / под. ред. O. K. Тихомирова. — М.: Изд-во МГУ, 2009. -232 с.
- Меньшикова, Е. А. О психолого-педагогической природе любопытства и любознательности детей [Текст] / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. 2009. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/o-psihologo-pedagogicheskoy-prirode-lyubopytstva-i-lyuboznatelnosti-detey (дата обращения: 04.04.2016).
- Рамонова, К. М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста [Текст] / К. М. Рамонова. СПб, 2007. — 187 с.
- Шумакова, Н. Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности дошкольников [Текст] / Н. Б. Шумакова / под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 2011. — С. 10–35.
- Юркевич, B. C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника [Текст] / B. C. Юркевич // Вопросы психологии. — 2008. -№ 2. — С. 83–92.