В современных глобальных экономических отношениях стабильное развитие страной во многом зависит от эффективного планирования и прогнозирования экономическими отношениями как внутри страны так и за ее пределами. В этой связи прогнозирование рассматривается в качестве функции государственного управления. В конце ΧΧ в. государственное регулирование было неотъемлемой частью рыночного хозяйства, а различные формы прогнозирования — широкой практикой. Результаты разрабатываемых прогнозов учитываются органами власти при принятии практических решений в социально-экономической сфере [1.].
Важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование — это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики. Таким образом, задача социально-экономического прогнозирования состоит, с одной стороны, в том, чтобы выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, а с другой — способствовать оптимизации текущего и перспективного планирования и регулирования экономики, опираясь на составленный прогноз.
Прогнозирование в системе управления экономикой представляет собой инструмент реализации воспроизводства. В рыночных условиях уровень государственного вмешательства в решение проблемы общественного воспроизводства, в том числе и воспроизводства трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, значительно снизился. Отсутствуют надежные механизмы воздействия на всех стадиях воспроизводственного процесса, которые включают формирование (производство), распределение, обмен и использование (потребление).
Как пишет Бородушко И. В. «прогнозы социально-экономического развития разрабатываются на долгосрочную (10 лет), среднесрочную (3–5 лет) и краткосрочную (1 год) перспективу, а также по сферам деятельности (отраслевые, социальные, научно-технические, внешнеэкономические и др.) и территориальному горизонту (федеральные и региональные)» [2.].
Система государственных прогнозов, сложившаяся в Казахстане, включает:
- «прогнозы социально-экономического развития» на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
- «программа социально-экономического развития» — это рабочий документ правительства, в котором указывается «комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития страны, предлагаются конкретные мероприятия и средства их достижения»;
- «государственные программы», направленные на преодоление отдельных острых проблем социально-экономического развития страны [3.].
Основные положения о порядке разработки государственных прогнозов, а также материалы научных разработок находят непосредственное применение в практике определения перспектив развития экономики. Соответствующую деятельность осуществляют органы исполнительной власти на всех уровнях — от центрального до местного исполнительного органа.
Большой интерес в реальной практике управления представляет действующая «Стратегия развития Казахстана до 2050 года».
Прогнозированием, по мнению А. Г. Мокроносова, занимается каждый агент хозяйственной жизни. «Прогнозирование, и в частности кадровое прогнозирование, выполняет три основные функции в государственном регулировании рыночной экономики:
- предвидение возможных тенденций и цикличных колебаний социально-экономического развития страны или региона в контексте общемировой динамики и направлений трансформации общества;
- предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;
- своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков» [4, c. 39].
Одной из важнейших теоретических проблем экономического прогнозирования является построение типологии прогнозов. Последняя может строиться в зависимости от различных критериев и признаков — целей, задач, объектов, методов организации прогнозирования и т. д. Сущность прогнозирования в рыночной экономике состоит в научном предвидении развития всех форм хозяйствования с использованием специального инструментария количественных оценок, имеющейся в наличии информации о состоянии экономики и ее развитии в прошлом, знаний закономерностей функционирования.
К. Маркс считал, что «в условиях рыночного капиталистического хозяйства рабочая сила является товаром особого рода. Рабочий продает работодателю свою способность к труду. В процессе производства создается новая стоимость, которая больше стоимости рабочей силы. Таким образом, оплачивая рабочему полную стоимость его рабочей силы, работодатель получает взамен стоимость продукта, содержащую стоимость рабочей силы и прибавочную стоимость» [5, c. 5–6].
Выделим следующие общие особенности, характерные для рассмотренных систем прогнозирования спроса на наемный труд [6, 59]:
1) В отдельных странах (США, Франция) прогнозы строятся министерствами труда, в других — эта задача поручается независимыми исследовательскими организациями. В ряде государств существует конкуренция между прогнозами рынка труда: в Германии два научных института строят два независимых прогноза, кроме того существуют и альтернативные исследования; в Канаде, где также накоплен значительный опыт прогнозирования, разрабатываются три конкурирующие модели.
2) Результаты разрабатываемых прогнозов регулярно публикуются, размещаются в Интернете, находятся в свободном доступе для всех заинтересованных сторон. В США на соответствующих профильных сайтах имеется возможность получить подробные консультации о текущем спросе на различные профессии и их перспективы на будущий период. А также большинство штатов на сайтах министерств труда размещают региональные прогнозы будущего спроса на профессии и квалификационные требования к ним.
3) Помимо количественных оценок прогнозов все чаще вводятся дополнительные качественные характеристики рынка труда. В последнее время в развитых странах при построении прогноза для рынка труда отмечается важность общих способностей: навыки общения, обращения с числами, умение мыслить в категориях решения задач и работать с другими людьми, готовность нести ответственность за развитие своего интеллектуального потенциала, знание информационных технологий (компьютерная грамотность). К примеру, в Великобритании, важность этих характеристик отслеживается в регулярных мониторингах.
Изучение опыта и проблем формирования трудовых ресурсов в экономике позволили сформулировать следующие выводы:
1. Неравномерные темпы процесса технико-технологической модернизации в различных отраслях экономики приводят к формированию дифференцированной потребности в отношении профессионально-квалификационного состава работников. В сельском хозяйстве данные процессы во многом определяются наличием секторов отрасли, для которых характерны существенные различия в профессиональном разделении и кооперации труда.
2.Переход на рыночную экономику привел к существенному изменению в системе информационного обеспечения и ее управления, в которой основную роль стала играть информация, полученная на основе выборочных обследований с использованием социологического метода.
Проведенное исследование показало, что в настоящее время сложились определенная организационная и методологическая основа формирования трудовых ресурсов. Для совершенствования данной практики необходимо учитывать как международные разработки, так и отечественный опыт.
Воспроизводство в сельском хозяйстве подчинено общим экономическим законам, но в то же время, имеет ряд существенных особенностей, обусловленных характером производства. На современном этапе сельское хозяйство является многоукладным, и как отрасль экономики, существенно отличается от других отраслей, и эта специфика должна учитываться и при формировании трудовых ресурсов в сельском хозяйстве [7, c. 105–109].
Кроме того, сельскохозяйственный труд имеет особенности, оказывающие влияние на воспроизводство трудовых ресурсов на стадии их использования:
− эффективность труда во многом определяется природно-климатическими условиями, плодородием почв, расположением сельхозпредприятия, что обуславливает наличие существенных различий в трудоемкости производства и доходности труда;
− процесс труда в сельскохозяйственной отрасли носит ярко выраженный сезонный характер (в большей степени в растениеводстве), что приводит к неравномерному использованию рабочей силы по временам года, это приводит к дополнительным финансовым затратам для обучения работников по нескольким смежным специальностям и обусловливает сравнительно низкий уровень квалификации;
− многообразие видов работ и сжатые сроки их выполнения требуют универсальной квалификации работников.
Таким образом, методику прогнозирования потребности сельского хозяйства в трудовых ресурсах необходимо формировать с учетом комплексного подхода, основанного на сочетании различных методических подходов к прогнозированию, с учетом особенностей аграрного сектора экономики.
Литература:
- Варгин Н. Л. Прогнозирование рынка труда и занятости населения в регионе / монография / Н. Л. Варгин, А. К. Осипов. — Ижевск: Изд-во ИжГСХА. – 2003. — 194 с.
- Бородушко И. В. Стратегическое планирование и контроллинг. Краткий курс, 1-е изд. / И. В. Бородушко, Э. К. Васильева. — Спб.: Питер. — 2006. — 192 с.
- Новикова Н. В. Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое пособие / Н. В. Новикова, О. Г. Поздеева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та. — 2007. — 138 с.
- Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: моногр. / А. Г. Мокроносов [и др.]. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та. — 2010. — 111 с.
- Кулешова Е. В. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов / Е. В. Кулешова. — Томск. – 2012. — 264 с.
- Зарубежный опыт стимулирования инновационной деятельности частного бизнеса (по материалам экспертных интервью и научных публикаций). Ч. 2 / Мониторинг государственной молодежной политики (19 октября 2015 года), 23-й выпуск [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/files/vipusk23–146–2.rtf (дата обращения 11.01.2017)
- Ивантер В. В. Прикладное прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие / В. В. Ивантер. — М.: — Экономистъ. – 2007. — 869 с.