Основные этапы исследования и повышения эффективности системы технической эксплуатации автомобильного транспорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пискачев, И. А. Основные этапы исследования и повышения эффективности системы технической эксплуатации автомобильного транспорта / И. А. Пискачев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.3 (145.3). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40901/ (дата обращения: 17.12.2024).



Основными этапами исследования проблемы повышения эффективности сложных организационно-технических систем являются: проблемный анализ; концептуальное исследование; операциональное исследование; детальное исследование; принятие решения [1,2,3].

Этап проблемного анализа включает в себя следующую совокупность действий:

определение существования проблемы (установление, есть ли проблема в действительности или она является мнимой); установление причин ее возникновения и взаимосвязи с другими проблемами; уяснение и формулировка проблемы, определение ее актуальности, разрешимости и срочности решения;

выявление, анализ и описание ситуации, т. е. комплекса условий, в которых возникла или может возникнуть проблема;

формирование и анализ проблемной ситуации с использованием эвристических и формальных методов; определение степени полноты и достоверности информации о проблемной ситуации и ее достаточности для оценки действительной необходимости и возможности решения проблемы с учетом сложившихся условий, а также для формирования целей деятельности, решающих проблему; выработка при необходимости комплекса мер для получения недостающей информации и дополнительного определения проблемной ситуации;

формирование и анализ альтернативных целей, достижение которых решает проблему, и выбор одной из них в качестве целей операции;

анализ путей достижения цели и определение существенных ограничений (экономических, технических и др.), влияющих на выбор средств и способов достижения цели; декомпозиция сложной цели, расчленение ее на подцели и задачи;

выбор средств достижения цели, обоснование уровня их качества в ряду усложняющихся уровней качества, оценка наличных или потребных ресурсов для проведения исследований;

общая постановка задачи исследования проблемы управления эффективностью технической системы.

Этап концептуального исследования включает в себя следующее:

описание метасистемы, анализ ее деятельности; вычленение процесса, подлежащего реализации посредством технических систем, в рамках которой проводится операция; оценка информационной достаточности; обоснование методологического уровня исследования эффективности операции; установление типа операции, исходя из уровней усложняющегося поведения; обоснование концепции рационального поведения технических систем; выдвижение гипотез поведения субъектов системы; обоснование состава и содержания внешнего дополнения, формирование требуемого результата операции для субъектов системы, выбор пространства их стратегий и основных ограничений (дисциплинирующих условий), вытекающих из деятельности системы в метасистеме; выбор обобщенных показателей качества реализации процесса, описание результата операции; обоснование принципа выработки концептуального решения и введения на этой основе критерия эффективности; концептуальное моделирование, инженерно-кибернетическое описание операции, уточнение и конкретизация задач исследования проблемы управления качеством.

Последовательность операциональных исследований может быть представлена следующим образом:

- постановка задачи операционального исследования;

- оценка информационной достаточности; формирование (уточнение) множества стратегий по результатам концептуальных исследований;

- уточнение характеристик активных средств: описание их свойств, влияния на качество реализации целевого процесса при различных структурах и способах применения системы, оценка наличных или потребных ресурсов; выбор способа и средств операционального моделирования;

- формирование операциональной модели, установление перечня исходных данных, введение операторов перехода и выхода, уточнение ограничивающих условий, проверка операциональной модели; уточнение показателей качества проведения операций субъектами системы при реализации ею целевого процесса в метасистеме; обоснование принципа выработки операциональных решений и формирование критериев качества, обеспечивающих эффективную реализацию целенаправленного процесса;

- операциональное моделирование, выработка рекомендаций для принятия решения в различных вариантах задачи исследования эффективности операции.

Первые четыре этапа решения задачи рационального моделирования выполняются способами, аналогично описанным выше при выполнении этапов концептуального моделирования. Однако отличительной особенностью их проведения является то, что в ходе операционального моделирования необходимо определить взаимоотношения между структурой системы и функциями, возложенными на ее субъекты и определенными в ходе концептуального моделирования [1,4,5,6,7].

Данные взаимоотношения определяют выбор средств, обеспечивающих управление качеством целевого процесса на различных стадиях жизненного цикла организационно – технических систем.

Заключительной фазой исследования проблемы управления эффективностью сложных организационно-технических систем является принятие решения с целью достижения максимальной эффективности (действенности) вырабатываемых управляющих воздействий. Рекомендуется следующая последовательность решения данных зада [8,9,10,11,12]:

Постановка задачи детального исследования; уточнение внешнего дополнения по результатам операционального исследования (требования к качеству элементов, требования к управлению качеством и т. д.); согласование и выбор показателя и критерия оценки качества элементов организационно-технических систем; определение характеристик качества по результатам эксперимента (физического или математического); решение задачи удовлетворения качеству или управления эффективностью элементов организационно-технической системы; принятие решения; анализ результатов проведенных исследований; планирование контрольных мероприятий по внедрению принимаемого решения; утверждение принятого решения.

Как следует из приведенной последовательности, детальный уровень исследований проблемы управления эффективностью технических систем предполагает анализ эффективности элементов подсистем и их свойств, степени удовлетворения последних поведенческим принципам различных вариантов структуры системы при реализации целевого процесса в метасистеме. При необходимости осуществляется решение задачи нового инженерного синтеза на техническом уровне, если оно является наиболее целесообразным для решения проблемной ситуации. Таким образом в ходе принятия решения выявляются противоречия и “узкие” места на различных методологических уровнях исследований и областей возможных вариантов разрешения проблемной ситуации и производится возврат в направлении “снизу в верх” с цель коррекции принятых решений.

Для детального уровня принятия решения существенным является принцип функционально-структурного анализа эффективности. Согласно этому принципу необходимо проводить оценку соответствия эффективности имеющихся элементов или предъявлять к ним обоснованные требования с тем, чтобы обеспечить выполнение заданных функций подсистемами, образованными из элементов посредством организации элементных структур или элементарных подпроцессов. Для этого вновь формируется структурно-элементный базис, на основе которого синтезируются элементные структуры (или элементарные подпроцессы) и решается задача оценки эффективности элементов.

Принцип функционально-структурного анализа эффективности индуктируется принципами операционального уровня.

Такая процедура предусматривает уточнение принимаемых частных решений и модели предпочтений на основе выявления тех элементов модели проблемной ситуации, которые были определены не до конца. Подобная корректировка с движением “снизу вверх” представляет собой обратные связи в “вертикальной” декомпозиции. Именно они обеспечивают непротиворечивость получаемой новой информации для принятия решения. Полнота этой информации обеспечивается в результате пошагового расширения моделей принятия решения при “горизонтальной” декомпозиции процесса концептуального уровня.

Этот процесс обеспечивает “вложенность” эффективного множества альтернатив, обеспечивающих разрешение проблемной ситуации по управлению эффективностью технических систем, реализующей целенаправленный процесс в метасистеме. При этом “вложенность” достигается не просто некоторым расширением априорной информации в результате различного рода непротиворечивых и содержательных сообщений с выше- и нижележащих уровней, но и получением качественно новой информации путем эвристического (интеллектуального) анализа имеющейся информации. Именно лицо принимающее решение обеспечивает концептуальную согласованность всей информации при выработке решения.

Приведенная информационно-логическая схема принятия решения (”вертикальная” декомпозиция) носит универсальный характер в том смысле, что она может быть применена для анализа системы процесса любой степени детализации ( до тех пор, пока она остается системой, реализующей целевой процесс, в понимании исследователя). В этом случае сама исследуемая техническая система (подсистема) фиксируется на операциональном уровне, концептуальный уровень формируется для вскрытия целей ее функционирования на основе установления общих тенденций развития метасистемы (установления комплекса условий функционирования) и привлекается информация об элементах технической системы и их возможностях с нижележащего детального уровня.

Методы решения задачи на детальном уровне аналогичны рассмотренным в ходе описания этапов концептуального и операционального моделирования и достаточно подробно изложены в научно-технической литературе.

Приведенная схема основных этапов исследования проблемы управления эффективностью технических систем отражает смысл логической схемы решения данной задачи [1,4,5,8,11,12]. Проблемный анализ предваряет исследование эффективности решения данной задачи, являясь необходимым его начальным этапом. Этап принятия решения носит больше организационный характер, чем исследовательский, являясь завершающей стадией всей работы. Приведенный порядок пунктов внутри каждого этапа в зависимости от конкретного исследования может быть изменен, а часть пунктов – опущена. Кроме того, внутри этапов, а также между этапами возможны циклы, т.е. возвраты после выполнения определенных пунктов (этапов) к предшествующим пунктам в зависимости от получаемых промежуточных результатов.

Литература:

  1. Кокорев Г.Д. Основные принципы управления эффективностью процесса технической эксплуатации автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедр «Эксплуатация машинно-тракторного парка» и «Технология металлов и ремонт машин» инженерного факультета РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 128-131.
  2. Кокорев Г.Д. Программы технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов к 55-летию РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 136-139.
  3. Кокорев Г.Д. Основы построения программ технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедр «Эксплуатация машинно-тракторного парка» и «Технология металлов и ремонт машин» инженерного факультета РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 133-136.
  4. Кокорев Г.Д. Классификация критериев эффективности при управлении техническими системами. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – №10. – С. 13-19.
  5. Кокорев Г.Д. Некоторые аспекты теории комплексного проектирования сложных организационно-технических систем. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – №10. – С. 19–21.
  6. Кокорев Г.Д. Принципы поведения технических систем на этапах их жизненного цикла. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – № 10. – С. 22–26.
  7. Кокорев Г.Д. Математические модели в исследованиях сложных систем. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – № 10. – С. 8–12.
  8. Кокорев Г.Д. Подход к формированию основ теории создания сложных технических систем на современном этапе. // Сборник научных трудов РГСХА, (вып. 4) ч.2. – Рязань, 2000. – С. 54-60.
  9. Кокорев Г.Д. Обосновани6е выбора показателей эффективности поведения сложных организационно-технических систем. // Сборник научных трудов РГСХА, (вып. 4) ч.2. – Рязань, 2000. – С. 60–70.
  10. Кокорев Г.Д. Моделирование при проектировании новых образцов автомобильной техники. // Сборник научных трудов РГСХА. – Рязань, 2001. – С. 423–425.
  11. Кокорев Г.Д. Состояние теории создания объектов современной техники. // Сборник научных трудов РГСХА. – Рязань, 2001. – С. 425–427.
  12. Кокорев Г.Д. Основные принципы исследования проблемы управления качеством сложных организационно-технических систем. // Сборник научных трудов ВАИ. – Рязань, 2002. – Вып. 12. – С. 135–141.
  13. Моудер Дж., Элмаграби С. Исследование операций. // Методологические основы и математические методы: Пер. с англ. М.: Мир,1981.712 с.
  14. Флейшнан Б.С. Основы системологии. – М.: Радио и связь,1982. – 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемная ситуация, принятие решения, целевой процесс, операциональное моделирование, проблема управления, проблемный анализ, система, этап, детальный уровень, концептуальное моделирование.


Похожие статьи

Анализ теории исследования и создания систем технической эксплуатации автомобильного транспорта

Основные понятия и принципы системного управления технико-экономическим развитием предприятия

Основные направления формирования инновационной структуры сельскохозяйственного процесса производства

Основные принципы и задачи инновационной деятельности организаций в современных условиях

Пути решения вопросов эксплуатации технических устройств в химической промышленности в условиях отсутствия возможности глобальной модернизации предприятия

Основные направления совершенствования учета, анализа и аудита оплаты труда

Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации

Критерии и показатели оценки эффективного развития промышленных предприятий

Общая характеристика организации системы охраны труда и техники безопасности в организации

Методы повышения уровня надежности систем АСУЗ

Рассмотрены вопросы оценки уровня надежности систем АСУЗ и современные методы повышения ее уровня для проектирования и использования уже существующих систем.

Похожие статьи

Анализ теории исследования и создания систем технической эксплуатации автомобильного транспорта

Основные понятия и принципы системного управления технико-экономическим развитием предприятия

Основные направления формирования инновационной структуры сельскохозяйственного процесса производства

Основные принципы и задачи инновационной деятельности организаций в современных условиях

Пути решения вопросов эксплуатации технических устройств в химической промышленности в условиях отсутствия возможности глобальной модернизации предприятия

Основные направления совершенствования учета, анализа и аудита оплаты труда

Основные проблемы системы менеджмента качества медицинской организации

Критерии и показатели оценки эффективного развития промышленных предприятий

Общая характеристика организации системы охраны труда и техники безопасности в организации

Методы повышения уровня надежности систем АСУЗ

Рассмотрены вопросы оценки уровня надежности систем АСУЗ и современные методы повышения ее уровня для проектирования и использования уже существующих систем.

Задать вопрос