Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Бажданова Ю. В., Бережной Г. И. Тренинги командообразования как способ решения проблем лидерства в творческих коллективах // Молодой ученый. — 2017. — №11. — С. 416-418. — URL https://moluch.ru/archive/145/40841/ (дата обращения: 21.04.2018).



В данной статье автор рассматривает проблему командобразования и лидерства в творческих коллективах. Авторы предлагают пути решения с помощью тренингов командообразования.

Ключевые слова: творчество, командообразование, творческий коллектив, социальная психология, лидер

В наше время все чаще от разных компаний как небольших, так и гигантских приходит заказ на тренинг «командообразования». И зачастую это просьба о помощи от руководства к тренинговым компаниям. Эта просьба о помощи появляется в связи с тем, что в нынешнее время очень многие люди заняты больше развитием себя, а не команды и компании в целом. И именно из-за этого многие руководители обращается за помощью к внешнему ресурсу — тренеру, как к магу-чародею: «Приди и сделай из этого балагана — адекватных сотрудников, чтобы работали 24 часа, и не за деньги, а за командные ценности».

Особенно проблема командообразования ярко выражена в творческой сфере. Актеры театра, артисты балета, работники оркестра — все эти профессии требуют слаженной командной работы. Этим людям всегда нужно работать сообща для того, чтобы добиться успеха и в итоге представление удалось. Однако зачастую команды как таковой нет. Практически все артисты стремятся выделиться из коллектива и показать себя ярче своих коллег и участников представления. Такое случается, когда у артистов нет командного духа и желания работать ради общей цели.

Одной из составляющих любой деятельности является ее коммуникативная сторона. От того, каким образом будут строиться коммуникации при становлении группового взаимодействия, зависит успешность существования самой группы и эффективности достижения результатов каждого из ее членов в отдельности.

Как правило для достижения цели тренинга командообразования ставят следующие задачи: организация и проведение групповых заданий для более полного знакомства членов коллектива друг с другом; проведение групповой дискуссии, позволяющей участникам «погрузиться» в проблему поиска эффективного взаимодействия; анализ результатов дискуссии, обобщение данных; выявление ролевых позиций в группе, описание эффективности применения ролевого распределения; проведение мозгового штурма на проблемную тему; анализ результатов мозгового штурма, подведение итогов; выявление тренером «сильных» и «слабых» сторон группы; выявление тренером потенциального лидера коллектива, с возможной рекомендацией на руководящую роль.

Проблематика лидеров творческой команды пока не стала предметом крупных социологических исследований, хотя процесс становления корпоративных этических норм в России идет довольно интенсивно. Объясняется это прежде всего новизной такого явления, каким для россиян является бизнес в творчестве. Но основное препятствие на этом пути — «закрытость фирм» и их лидеров, нежелание допускать исследователей «внутрь» фирмы, неверие в целесообразность социологических измерений для оптимизации их деятельности.

Многие исследователи проблем лидерства пришли к необходимости выделения двух базовых факторов, обеспечивающих эффективность поведения лидера: направленность на достижение целей группы / организации (планирование, структуризация и организация деятельности, контроль, координация, прессинг и т. д.) и ориентация на поддержку и удовлетворение личных потребностей членов группы / организации, на ее сохранение как целостного сообщества. Различная степень актуализации указанных факторов позволяет сформировать типологию различных стилей поведения лидера. Исключительная ценность этого подхода состоит в том, что, предложив теоретическую модель, он, в отличие от других, оказался чрезвычайно продуктивным для создания целого ряда практикоориентированных методов, реально работающих в современных организациях.

Современная теория лидерства объясняет изучаемое явление, добавляя фактор, которому ранее не придавалось значения. В итоге результаты исследования дали положительный результат, что позволило лидерство рассматривать как трехфакторную модель. Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы и рассматривается как групповое явление. Лидерство выступает как способность влиять на группу, побуждая ее к достижению групповых целей. Разграничиваются понятия лидера и руководителя. Лидерство выступает как психологический феномен, руководство — как феномен социальный, как регламентированный обществом правовой процесс.

В изучении лидерства выделяют три подхода: структурный, поведенческий и ситуационный. В структурном подходе стараются выявить универсальную структуру личности эффективного менеджера. В поведенческом анализируют лидерство в контексте реализуемого лидером поведения и выявляют универсальные поведенческие особенности. Ситуационный подход синтезирует структурные и поведенческие концепции в контексте конкретных ситуационных переменных. Подойти к исследованию данного явления как организационного процесса можно, только рассматривая его в контексте целостной организации и ее системных характеристик.

В исследованиях последних лет лидерство впервые рассматривается как явление, неразрывно связанное с историей и принципами формирования современной организации. Существуют качественные различия в осуществлении эффективного лидерства на разных организационных уровнях. Одними из важных детерминантами эффективного лидерства выступают такие личностные переменные, как ценностные ориентации. В последние годы научное изучение формирует новый взгляда на содержание, функции и значение лидерства.

Творческие коллективы зачастую называю «исполнительскими». Иногда их ещё называют по принадлежности к тому или иному виду искусства: они ещё «симфонические», «камерные», «оперные», «балетные», «театральные». Т. е. один и тот же коллектив может одновременно называться — симфоническим, творческим и исполнительским. Творчество, субстанция неуловимая и измерению не поддаётся. И сказать, что вот этот коллектив «творческий», а этот «не творческий», не всегда представляется возможным. В области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов [1, с. 128].

Творческие коллективы достаточно имеют некоторые отличия от иных видов коллективов. Как одни из главных отличий творческого коллектива можно выделить:

  1. Творчество каждого члена коллектива, есть условие творчества всего коллектива.
  2. Двойственность или дуализм творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует комфортность.
  3. Лидер творческого коллектива совмещает в себе функции лидера формального (управленца) и неформального.

Наиболее интересны здесь последние два пункта. Потому что от них в основном и зависит продуктивная работа исполнительского коллектива. Фактически роль лидера на себя здесь берет человек, ответственный за творческую реализацию задач коллектива. Но при этом не стоит забывать, что коллектив продолжает функционировать и вне творчества. И лидеру такого коллектива крайне трудно разделить функции управленца и лидера из-за врожденного дуализма любого коллектива.

Если знать специфику творческого коллектива и особенности их работы, вполне возможно, опираясь на знания социальной психологии, планировать его деятельность и даже контролировать качество его творчества. Для полноценной работы исполнительского коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива. Особенно важно понимать закономерности образования в нём неформальных групп, которые могут, как помогать, так и препятствовать продуктивной работе коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:

  1. Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;
  2. Явления коммуникации и взаимодействия в парах;
  3. Взаимодействия внутри малых группах и взаимодействия групп друг с другом.

В ряде случаев артист, если это не солист, может исполнять деятельность исключительно в коллективе. Для социологии индивид — человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т. д. [2, с. 37]. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т. е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой — изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т. е. изучением феномена лидерства [3, с. 89]. Также встает проблема осознания индивидом того, что он является членом группы, и осознание происходящего [4, с. 150].

И именно с этими вопросами может помочь тренинг командообразования. Такой тренинг позволит лидеру увидеть основные проблемы группы и найти пути их решения. Так же с помощью этого тренинга лидер-управленец сможет разобрать ситуации, где от него потребуются не только организаторские способности, но и качества неформального лидера. И участвуя в этом, лидер сможет для себя понять, как лучше сплотить коллектив и как направить его на более продуктивную и качественную работу. Если управленец в творческом коллективе станет еще и неформальным лидером, это пойдет на благо коллективу, потому что группа будет чувствовать эмоциональную вовлеченность в процесс и желание сделать свою работу лучше. [5, с. 41]. В результате проведенных исследований или в результате проведения тренингов по выявлению лидера группы (коллектива) всегда стремятся к выявлению наиболее идеального лидера для данной ситуации, профессии, группы. При интенсивной и скрупулёзной работе в определенных случаях такой человек находится, но это как правило частные ситуации. Идеальной модели лидера, подходящей для всех направлений, или даже только для одной профессии, на данный момент пока не найдено и не разработано.

Таким образом, командообразование и лидерство в творческом коллективе имеет свою специфику и проблематику. Эти вопросы вполне решаемы с помощью различных командообразующих тренингов, где вся группа сможет проявить себя и определить важные моменты, которым требуется коррекция.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности одарённости. СПб. Питер.2009. — 304с.
  2. Дебердеева Н. А. Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном образовании: перспективы и развитие коллективная монография М. 2015.
  3. Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие, М, 2010.
  4. Шукшина Л. В. Иллюзорное сознание и его функции // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 149–153.
  5. Бережная М. С., Фузейникова М. Н., Криницына А. В. Самоопределение детей и молодежи в творческой деятельности // Педагогика искусств 2012, № 1.
  6. Палт Е. А., Корецкая И. А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии // «Вестник ГУУ» № 4, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): творческого коллектива, исполнительского коллектива, потенциального лидера коллектива, дуализм творческого коллектива, специфику творческого коллектива, отличий творческого коллектива, Лидер творческого коллектива, членов коллектива друг, поведения лидера, проблем лидерства, работа исполнительского коллектива, понятна структура коллектива, реализацию задач коллектива, работы исполнительского коллектива, продуктивной работе коллектива, эффективного лидерства, члена коллектива, стилей поведения лидера, эффективность поведения лидера, детерминантами эффективного лидерства.

Ключевые слова

творчество, лидер, социальная психология, командообразование, творческий коллектив

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос