Библиографическое описание:

Чарова Ю. К. Функции лидера в успешном управлении командой в организации // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1399-1401.



Лидерство существует повсеместно, где есть власть и организация. Харизматические лидеры существовали во все времена. Они появлялись в тот этап времени, когда остро вставали политические, финансовые или же социальные проблемы в стране, либо, когда наставал переворот, кризис, который привел к новой власти.

Управленческая деятельность нуждается в образованных, активных кадрах, способных принимать ответственные решения в ситуации выбора, а также готовых проявлять инициативу и стремиться к самосовершенствованию в профессиональной деятельности. Изучение механизмов и следствий формирования лидерства современного человека является одной из фундаментальных научных проблем. В связи с этим, на сегодняшний день, существует необходимость в создании системы, которая будет обладать адекватными средствами оказания помощи в успешном управлении командой в организации [1].

Некоторые полагают, что лидером рождаются, а кто-то — наоборот, что лидером становятся под влиянием окружающей среды (ситуаций, общества).

Внимание к лидерству возникло еще в глубокой древности. Явление лидерства в течении многих веков тревожил сознание многих ученых.

До недавнего времени в нашем государстве не было обстоятельств для формирования лидеров и спроса на них, а значит, не было исследования вопросов, связанных с лидерством. В связи с этим большая часть работ в области изучения лидерства принадлежит западным ученым.

Впрочем, в настоящее время появляются труды российских ученых, относящиеся к проблемам лидерства.

Изучение вопросов лидерства необходимо для формирования методов успешного руководства, отбора и формирования лидеров.

Лидер не стремится к тому, чтобы собрать эффективную команду и поручить ей достижение определенной цели, никакой хороший лидер этого не может. Лидер, конечно, желает достичь цели, но он должен работать с каждым членом команды индивидуально, стремясь развить их способности к лидерству так, чтобы они, в свою очередь, овладели умением создавать эффективные команды.

Безусловно, в каждой копании есть лидер, вне зависимости от занимаемой им должности, поэтому у каждого лидера можно выделить следующие функции в организации:

‒ лидер формулирует вдохновляющие других участников группы цели;

‒ лидер находит ресурсы, необходимые для достижения целей. Он в состоянии мобилизовать внутренние ресурсы группы;

‒ лидер побуждает других участников группы к определенному типу поведения и корректирует уже осуществляемое поведение;

‒ лидер координирует и организует отдельные действия представителей группы в единую коллективную деятельность;

‒ лидер формирует единую картину мира для всех участников группы, он формулирует нормы групповой культуры [2].

Механизм формирования лидерства — это способ, при помощи которого группа признает одного из своих членов лидером и наделяет (или признает) его властью. На наделение человека властью влияют следующие факторы:

‒ роль человека в решении групповых задач;

‒ роль человека в удовлетворении участниками группы своих потребностей;

‒ роль человека в олицетворении, персонализации ценностей группы;

‒ роль человека в представительстве интересов группы при взаимодействии с другими группами;

‒ роль человека в разрешении конфликтов, возникающих в группе.

Брайан Трейси определяет типы лидерского поведения, в зависимости от факторов, влияющих на механизм формирования лидерства, лидер обретает свой особый стиль лидерского поведения. В зависимости от ситуации, складывающейся в группе, лидер может использовать наиболее подходящий стиль. Ему не следует забывать, что с изменением ситуации необходимо менять и стиль [3].

Существует очень много путей, которыми можно убить дух товарищества, который был или есть в команде. Но которыми не стоит пользоваться, дабы работа — главный показатель успешности человека в этой жизни. Ниже представлены рекомендации для успешного управления командой:

‒ Не следует постоянно и по любому поводу критиковать. Потому как никому не нравится критика в адрес выполняемой им работы. Критика может сформировать барьер между работниками и руководством, что очень плохо отразится на показателях.

‒ Нельзя говорить за спиной человека. Это так же относится и ко всем вашим подчиненным. Нельзя говорить одному из них о плохих показателях или чертах другого. Таким образом вы заслужите репутацию некомпетентного и «серого» человека, что никоим образом не пойдет на пользу вашей репутации [4].

‒ Нельзя говорить со своими подчиненными с точки зрения власти, которая относительно, сосредоточена в ваших руках. Это может ущемить их права и свободы, гордость. А такого рода ущемление не прощается, и грозит увольнением, иногда хороших и просто незаменимых специалистов.

‒ Стараться в курсе того, что беспокоит ваших сотрудников на данный момент, но не перебарщивайте с назойливостью. Такие движения с вашей стороны могут быть расценены ими, как вторжение на личную территорию, нарушение моральных границ, соблюдение которых является обязательным для любого человека, не зависимо от его ранга и годового оклада.

‒ Уметь признавать собственные ошибки и требовать это с остальных. Потому как если вы не сможете признать своих ошибок, соответственно, не сможете требовать этого и с остальных. Таким образом, вы «подмочите» свою репутацию честного человека. Никогда не обвиняйте в открытую ваших работников, даже если они сильно провинились. Необходимо четко и дипломатично объяснить суть создавшейся ситуации, от которой могут пострадать не только они, но вся компания в целом.

Таким образом, лидер существует ради своей роли лидера любой общности людей — группы, организации, партии, нации, государства, состоит в координации, аккумуляции потенциала данной системы ради ее нормального функционирования и беспрепятственного развития. Иными словами, лидер управляет, и оценить лидерство следует по тому, насколько эффективно он это делает — при минимальных затратах ресурсов обеспечивая максимальный эффект. Все остальные характеристики лидера и лидерства — вторичны. Потому и отличие понятий «управление» и «лидерство» относительно, поскольку, как мы неоднократно убедились, лидерство — это характеристика управленческой деятельности: хороший менеджер не может не быть также и хорошим лидером. Еще более существенно другое обстоятельство, а именно — в рамках парадигмы менеджментаXXI в., хороший управляющий в гораздо большей мере наделен лидерскими способностями, чем в прошлом веке.

Литература:

  1. Николаева А. А., Караханян К. Г. Влияние социальной идентичности на построение карьеры в управленческой деятельности / в сборнике: социально-экономические и психологические проблемы управления Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете. Под общей редакцией М. Г. Ковтунович. 2013. С. 260–270.
  2. Мирзоян В. А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства [электронный ресурс] URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=771&Itemid=52 (дата обращение 18.05.2016)

3. Брайан Трейси «Личность лидера» -М: Попурри, 2009, 50 с.

4. Дэвид Либерман «Психологические приемы управленца»-М: Эксмо, 2010, 236 с.

Основные термины (генерируются автоматически): формирования лидерства, роль человека, успешном управлении командой, лидерства современного человека, формирования лидеров, Механизм формирования лидерства, механизм формирования лидерства, Изучение вопросов лидерства, лидерского поведения, наделение человека властью, области изучения лидерства, хороший лидер, репутацию честного человека, Явление лидерства, анализ теорий лидерства, показатель успешности человека, формирования методов успешного, проблемам лидерства, участников группы, управленческой деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос