Автор: Жданова Мария Юрьевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 05.04.2016

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Жданова М. Ю. Формирование лидерских качеств подростка в процессе организации досуговой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 77-78.



Наиболее значимыми качествами личности в современном динамичном мировом сообществе становятся активность, мобильность, конкурентоспособность. Подростку же самоопределиться и следовать требованиям постоянно меняющегося общества достаточно сложно, для него именно это время является определяющим в развитии и становлении его личности. Большое значение имеет то, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Подростковый возраст — это время, когда развиваются важнейшие качества личности, позволяющие ей шагнуть во взрослую жизнь. Работая с подростками, к сожалению, сегодня можно наблюдать безынициативность, пассивность, неумение организовать жизнь коллектива, социальную апатию и даже равнодушие к жизни общества. Результаты проведенного нами исследования только подтверждают это. Например, по результатам анкетирования, лишь 20 % респондентов проявляют инициативу в общении с людьми. Согласно этому же исследованию, 27 % считают, что умеют убеждать, а смелыми себя назвали около 14 % опрошенных. Что касается организаторских способностей, то высокий уровень отмечен у 22 % подростков. Стоит сказать, что приведенные выше данные являются одним из показателей проблемной ситуации: таково положение современных школьников в общественной жизни.

Успех в социуме требует набор определенных знаний и умений, которые могут помочь подростку определить собственную жизненную позицию и благополучно реализовывать ее в рамках той или иной деятельности. Чтобы быть конкурентоспособным в этой деятельности, нужно быть человеком с особой энергетикой, остро чувствовать проблему, иметь своеобразный набор качеств, свойств. Эти люди — лидеры. Те, которые могут проявить инициативу и стать ответственными за принимаемые решения. Понятие «лидер» можно толковать с точки зрения политики, философии, психологии, педагогики, однако нет единого подхода к изучению лидерства. За основу можно взять следующее определение лидерства: «феномен групповой жизни людей, который проявляется в наделении одного индивида (или нескольких) правом <…> оказывать определяющее влияние на решение важных групповых задач и на поведение членов группы, а также признание группой (в той или иной степени) такого права за данным индивидом, что приводит к обладанию одного или нескольких видов власти у данного индивида и занятию им центральной позиции в статусной иерархии группы» [1, 408]. Также мы придерживаемся точки зрения на проблему лидерства канадских ученых Питера Урса Бендера и Эрика Хеллмана. Они рассматривали лидерство как внутреннее свойство личности, которое необходимо постоянно развивать, самосовершенствовать [2].

Как правило, лидер — это личность, которая деятельная, любознательная, реалистичная, целеустремленная, смелая, оптимистическая, честная, ответственная, творческая. Лидер всегда успешно преодолевает трудности и достигает успеха. Кроме того, на плечи молодого поколения лидеров будет возложена ответственность не только за себя, за свое дело или ближайшее окружение, но и за мир в целом, включая решение глобальных проблем: это и охрана окружающей среды, и сохранение современной цивилизации, и многое другое.

На наш взгляд, ребенок начинает приобретать лидерские качества в детском коллективе, чаще всего — в детском саду или школе. Здесь, несомненно, школьному самоуправлению отводится первое место по развитию лидеров. Формирование лидеров в обществе не может быть стихийным процессом, он требует организации. Настоящего лидера необходимо выявить еще в младшем школьном возрасте и помочь ему развить свои лидерские качества, учитывая его возрастные особенности. В процессе школьного самоуправления необходимо установить преемственность между активистами-учащимися начальных классов и среднего (или старшего) звена для развития школьного органа самоуправления и привлечения детей среднего школьного возраста к общественной деятельности, ведь именно деятельность как ни что другое формирует лидерские качества личности [6], [7]. Если ребята проявляют инициативу, активно участвуют в школьных мероприятиях и т. д., то они, тем самым, учатся самостоятельно принимать решения. Процесс формирования лидерских качеств у ребенка может включать в себя: во-первых, выработку установки ребенка на лидирующую позицию; во-вторых, обучение моделированию, планированию деятельности и, в-третьих, реализацию актуальных и потенциальных способностей и потребностей.

Необходимо уже на этапе школы помочь подросткам сформировать свою активную позицию, чтобы в будущем они могли успешно использовать свои возможности и достигли того уровня социальной зрелости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества. Самоуправление — это лишь один из путей формирования лидерских качеств, также с данной задачей может справиться любой вид досуговой деятельности, например,

система мастер-классов по разнообразным направлениям;

игры и игровые тренинги;

клубы (например, дискуссионный), объединения;

творческие мастерские;

различные виды театрализации: театральная студия, праздничные вечера и т. д.;

конкурсы и соревнования;

и др.

Навыки, которые ребята получат в результате досуговой деятельности, при условии, что она будет грамотно организована педагогом, могут помочь им в самосовершенствовании, улучшении организации своей жизни, помогут стать социально активными, приобрести черты лидера, развить организаторские способности. Педагогам всегда следует иметь в виду, что лидера формирует и выдвигает деятельность, поэтому через профессионально грамотную организацию внеклассной работы можно создать благоприятные условия для успеха учеников, оказывающих положительное влияние на других детей в коллективе. В процессе развития коллектива может происходить смена лидеров в зависимости от деятельности, которая наиболее полно раскрывает их потенциал. Таким образом, в роли лидера могут побывать разные дети.

Литература:

  1. Бендас Т. В. Психология лидерства: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. 448 с.
  2. Бендер П. У., Хеллман Э. Лидерство изнутри. — Мн.: Попурри, 2010. — 304с.
  3. Викулова М. А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка / М. А. Викулова. — М.: Автореферат кандидат пед. наук, 1990.
  4. Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология. — М.: Евразийский открытый институт, 2010. — 119 с.
  5. Мокшина Н. Г. Формирование лидерских качеств у детей и подростков как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-liderskih-kachestv-u-detey-i-podrostkov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 27.02.2016).
  6. Шубина И. В. Понятия «деятельность», «деятельностный подход» в отечественной науке // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 6. С. 313–327.
  7. Шубина И. В. Теория деятельности в педагогической науке ХХ века // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития. — М.: МЭСИ, 2013. С. 186–191.
Основные термины (генерируются автоматически): формирования лидерских качеств, лидерские качества, качества личности, лидерских качеств личности, лидерские качества личности, важнейшие качества личности, значимыми качествами личности, Формирование лидерских качеств, досуговой деятельности, своеобразный набор качеств, точки зрения, внутреннее свойство личности, Процесс формирования лидерских, путей формирования лидерских, проблему лидерства канадских, собственную жизненную позицию, современном динамичном мировом, следующее определение лидерства, вид досуговой деятельности, результате досуговой деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос