Условия развития ученического самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (10) октябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 547 раз

Библиографическое описание:

Корозникова А. А. Условия развития ученического самоуправления // Молодой ученый. — 2009. — №10. — С. 360-362. — URL https://moluch.ru/archive/10/641/ (дата обращения: 23.07.2018).

         Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.

            Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально технические и кадровые возможности.

            Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т.д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.

            Рекомендуется активнее привлекать к организации выборов органов ученического самоуправления специалистов местных и региональных избирательных комиссий, работающих по программе Центризбиркома "Правовая культура молодого избирателя".

В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.

            Кадровые условия - возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления, в частности, должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.

            Нужен спецкурс по основам организации ученического самоуправления в педагогических вузах страны и специальные программы повышения квалификации в учреждениях профессионального дополнительного образования работников образования.

Важно активизировать участие педагогов в различных профессиональных конкурсах, тематика которых связана с вопросами организации и развития ученического самоуправления (конкурсы моделей самоуправления, воспитательных систем и др.). Кроме того, необходимо стимулировать включение педагогов в научную работу (описание своего опыта по организации ученического самоуправления в виде статей для педагогических журналов, поступление в аспирантуру различных научно-педагогических учреждений и т.д.).

            Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан" в рамках регионального взаимодействия.

   Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

            Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).

            Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком.

Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.

            Возможен отдельный курс в программе "Граждановедение", где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.

            Социально-психологические условия. Администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен "созреть" до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего, на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.

Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как "второсортной". Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.

Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Библиографический список

  1. Прутченков А.С. "Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении"  /Учебно-методическое пособие. Москва, 2003.
  2. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. /Под ред. Байкова Л.А. – М.: Центр «Педагогический поиск». 2002.
  3. Школьное самоуправление. Опыт Тверского региона. – Тверь: Избирательная комиссия Тверской области, 2002.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): ученическое самоуправление, общеобразовательное учреждение, развитие, педагогическая деятельность, местное самоуправление, воспитательная работа.


Похожие статьи

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится

Содержанием воспитательного пространства как фактора социального развития личности

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности...

Модель ученического самоуправления в структуре...

ученическое самоуправление, государственно-общественное управление, общеобразовательная организация, школа актива, школа, школьное самоуправление, педагогический коллектив...

Школьное самоуправления как средство развития потенциала...

– разработать план работы школьного самоуправления

Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление.

Портфолио как средство развития навыков самоуправления учебной деятельностью студентов, изучающих русский язык.

Развитие самостоятельности воспитанников училища

исследовательская деятельность, развитие самостоятельности воспитанников, воспитательная работа, саморазвитие личности, кадет, ученическое самоуправление, образовательное учреждение, интернатный тип, Московское...

Особенности муниципального управления образованием и его...

Цели развития образовательной среды на муниципальном уровне

В общеобразовательных учреждениях, а именно в школах, осуществляется

В нашей стране принята двухуровневая система местного самоуправления.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале...

Студенческое самоуправление – характеристика воспитательного пространства вуза.

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов

Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов.

Детское объединение «Северное сияние» - модель ученического...

Ученическое самоуправление – эта педагогическая технология используется в нашей школе-интернате.

Основные термины (генерируются автоматически): ученическое самоуправление, воспитательная работа, Совет

Условия развития ученического самоуправления.

Организация деятельности средней общеобразовательной...

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере

Второй уровень — заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, школьный

Четвертый уровень — уровень самоуправленияучащиеся, классные...

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Организованная структура системы школьного самоуправления способствует формированию и развитию у учащихся различных компетенций, в

Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Студенческое самоуправление как особая форма общественной...

К важным условиям организации воспитательной работы в университете относится

Содержанием воспитательного пространства как фактора социального развития личности

Студенческое самоуправление представляет особую форму общественной деятельности...

Модель ученического самоуправления в структуре...

ученическое самоуправление, государственно-общественное управление, общеобразовательная организация, школа актива, школа, школьное самоуправление, педагогический коллектив...

Школьное самоуправления как средство развития потенциала...

– разработать план работы школьного самоуправления

Рогаткин Д. В. Школьное ученическое самоуправление.

Портфолио как средство развития навыков самоуправления учебной деятельностью студентов, изучающих русский язык.

Развитие самостоятельности воспитанников училища

исследовательская деятельность, развитие самостоятельности воспитанников, воспитательная работа, саморазвитие личности, кадет, ученическое самоуправление, образовательное учреждение, интернатный тип, Московское...

Особенности муниципального управления образованием и его...

Цели развития образовательной среды на муниципальном уровне

В общеобразовательных учреждениях, а именно в школах, осуществляется

В нашей стране принята двухуровневая система местного самоуправления.

Студенческое самоуправление | Статья в журнале...

Студенческое самоуправление – характеристика воспитательного пространства вуза.

Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов

Студенческое самоуправление как особая форма общественной деятельности студентов.

Детское объединение «Северное сияние» - модель ученического...

Ученическое самоуправление – эта педагогическая технология используется в нашей школе-интернате.

Основные термины (генерируются автоматически): ученическое самоуправление, воспитательная работа, Совет

Условия развития ученического самоуправления.

Организация деятельности средней общеобразовательной...

Организация деятельности средней общеобразовательной школы в муниципальном районе РФ (на примере

Второй уровень — заместители директора школы по учебно-воспитательной работе, школьный

Четвертый уровень — уровень самоуправленияучащиеся, классные...

Развитие творческой личности ученика в рамках воспитательной...

Организованная структура системы школьного самоуправления способствует формированию и развитию у учащихся различных компетенций, в

Реализация образовательных проектов как системообразующая деятельность в рамках системы воспитательной работы гимназии.

Задать вопрос