К вопросу о взаимодействии следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 18.03.2017

Статья просмотрена: 1733 раза

Библиографическое описание:

Устинова, А. В. К вопросу о взаимодействии следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность / А. В. Устинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 377-380. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40769/ (дата обращения: 16.12.2024).



На протяжении последних лет в Российской Федерации наблюдается стабильно высокий уровень преступности, а также прослеживается тенденция к увеличению количества совершаемых преступлений. Так, в январе — марте 2016 года следственными органами Следственного комитета России возбуждено 39 991 [1] уголовное дело, что на 3,5 % больше показателя аналогичного периода прошлого года.

Безусловно, подобная ситуация требует от правоохранительных органов принятия ответных мер, одной из которых служит активное применение средств и методов оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД). Сейчас, пожалуй, уже практически никто не ставит под сомнение, что без инструментария ОРД отечественному уголовному процессу невозможно расследовать и раскрыть большинство тяжких и особо тяжких преступлений. К примеру, следователями совместно с оперативными подразделениями МВД и ФСБ России в 2015 году раскрыто 89 % убийств и 95 % изнасилований. Более того, благодаря целенаправленной совместной работе, удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений уменьшился (с 24 % до 22 %) [2].

Эффективность деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и следователей [3] определяется: во-первых, общностью целей работы, проявляющихся в виде защиты прав и законных интересов личности, общества и государства; во-вторых, наличием особых и только им присущих способов предупреждения, выявления, расследования и раскрытия преступлений.

В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК РФ «следователь» — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные данным Кодексом [4].

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (далее — ФЗ № 144-ФЗ) под оперативно-розыскной деятельностью понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то указанным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [5].

Вместе с тем не стоит забывать, что только в процессе взаимодействия данных государственных органов указанные законодательно регламентированные полномочия позволяют получить наибольший результат, который недостижим при самостоятельной и индивидуальной работе каждой из названных сторон.

В юридической литературе [6] традиционно выделяют следующие формы взаимодействия следователя и органов ОРД:

  1. Процессуальная, которая регламентируется УПК РФ. К таковой, например, относится выполнение поручений следователя, совместная деятельность в составе следственно-оперативных групп, оказание содействия при производстве процессуальных действий и др. Иллюстрацией к сказанному служит уголовное дело, в ходе производства которого следственно-оперативной группой был произведен осмотр квартиры. Итогом данного мероприятия стало изъятие шприца с жидкостью из холодильника, приборов и принадлежностей для изготовления дезоморфина [7]. А в другом деле — были выполнены данные следователем поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на получение образцов голоса у обвиняемых для проведения фоноскопических экспертиз [8].
  2. Организационно-тактическая (непроцессуальная) форма, предусмотренная ведомственными нормативными актами: согласованное планирование следственных, оперативно-розыскных и розыскных действий, совместное выступление перед населением и (или) проведение профилактических мероприятий, межведомственные оперативные совещания работников прокуратуры, следователей, сотрудников учреждений, наделенных статусом органа дознания, совместное проведение занятий и т. д. Так, 30 августа 2016 года в Карагайском районе Пермского края состоялось межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов по противодействию преступлениям экстремистской и террористической направленности. Участники круглого стола отметили необходимость оперативного и полного обмена информацией между органами государственной власти, представителями национальных диаспор по поводу возникающих проблем; а также составили график проведения совещаний на второе полугодие 2016 года по наиболее актуальным вопросам, возникающих в этой сфере [9].

При этом в ст. 3 ФЗ № 144-ФЗ подчеркивается, что оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств [10]. Анализ данного законодательного положения позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие между следователем и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, основано на том, что следователь не может обеспечить такую же конфиденциальность следственных действий, которую возможно достичь при проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

В связи с этим достаточно актуальным в настоящее время как в теории, так и практике является вопрос уголовно-процессуальных доказательств, содержанием или содержательным элементом которых являются результаты оперативно-розыскной деятельности, в частности, составляющие государственную тайну. Следует отметить, что к государственной тайне применительно к деятельности органов, управомоченным на производство ОРМ, относятся сведения о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность [11].

Необходимо обратить внимание: наработанные оперативными подразделениями некоторые материалы, перед тем как попасть в уголовное дело, должны пройти так называемую процедуру легализации, которая направлена на предание гласности (рассекречивание) оперативной информации с сокрытием при необходимости сведений и источников их получения.

Анализируя положения Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд от 27.09.2013 [12] (далее — Инструкция),на наш взгляд, саму процедуру легализации схематично можно представить состоящей из следующих этапов:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания как части, так и всех сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей. В рамках данного этапа происходит оценка возможности расшифровки лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе, разглашения сведений о времени и месте проведенных оперативно-розыскных мероприятиях, силах и средствах, задействованных для их проведения. Эти вопросы обычно обсуждаются с руководителем, начальником или его заместителем, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Более того, согласно п. 13 Инструкции представление результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий, используемых при их проведении технических средствах, о штатных негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений, должно в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий. Например, сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, или о лицах, оказывающих или оказывавших данным органам содействие на конфиденциальной основе, представляются только с письменного согласия перечисленных лиц.

  1. Руководитель органа, производящего ОРД (начальник или его заместитель), выносит постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей. Данный процессуальный акт составляется в двух экземплярах, одни из которых направляется соответствующим уполномоченным должностным лицам (органам), а другой — приобщается к материалам дела оперативного учета или, при отсутствии последнего — к материалам номенклатурного дела.
  2. Оформление необходимых документов, материалов и иных объектов, полученных при проведении ОРМ, с соблюдением мер по сохранности и целостности.
  3. Фактическая передача результатов ОРД посредством пересылки по почте, передачи нарочным или другим способом, который избирается органом, осуществляющим ОРД, в каждом конкретном случае с учетом требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию делопроизводства.

Поскольку результаты оперативно-розыскной деятельности находятся вне урегулированной уголовно-процессуальным законом сфере, то, получив их, следователь в силу со ст. 89 УПК РФ может использовать данные результаты в доказывании лишь при условии их соответствия доказательственным свойствам относимости, допустимости и достоверности. Кроме того, Инструкция определяет, что такие результаты должны содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на ОРМ, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.

По мнению некоторых учёных, свойства относимости и достоверности результатов оперативно-розыскной деятельности аналогичны свойствам уголовно-процессуальных доказательств [13]. Несколько иначе дело обстоит с допустимостью результатов оперативно-розыскной деятельности. Последняя правовая конструкция, на наш взгляд, обладает более широким смысловым содержанием, чем «допустимость уголовно-процессуальных доказательств», поскольку помимо всего прочего включает соответствие подзаконным нормативно-правовых актам применительно к субъектам, средствам и методам собирания информации.

Таким образом, использование в уголовном процессе доказательств, которые являются результатами оперативно-розыскной деятельности, должно осуществляться в направлении подробной регламентации отдельных форм взаимодействия следователя и органов ОРД, что позволит обеспечить реализацию назначения и принципов уголовного судопроизводства, гарантирующих защиту прав и законных интересов лиц и организаций, прав и интересов общества, государства от преступных посягательств, а также соблюдение установленного порядка производства по уголовным делам и правильного применения уголовного закона.

Литература:

  1. Сведения о деятельности Следственного Комитета Российской Федерации за январь — март 2016 года. [Электронный ресурс] / URL: http://sledcom.ru/activities/statistic (дата обращения: 15.03.2017).

2. Выступление Председателя Следственного комитета Российской Федерации А. Бастрыкина на Коллегии Следственного комитета Российской Федерации. [Электронный ресурс] / URL: http://sledcom.ru/№ ews/item/1019445 (дата обращения: 15.03.2017).

  1. Здесь и далее термином «следователь», если иное специально не оговорено, понимается целая группа субъектов уголовного процесса, состоящая из руководителя следственного органа, руководителя следственной группы, следователя, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 22.11.2001 № 174-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 06.07.2016 № 375-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. № 52 (ч. I). 24.12.2001. Ст. 4921.
  3. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 06.07.2016 № 374-ФЗ) // Российская газета. № 160. 18.08.1995.
  4. Кривенко А. И. Взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.03.2017); Попов И. А. Актуальные проблемы предупреждения, раскрытия и расследования террористических актов // Российский следователь. 2013. № 19. С. 40–42.
  5. Приговор Кизеловского городского суда Пермского края № 1–56/2016 от 09.06.2016 по делу № 1–56/2016 2 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.03.2017).
  6. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 17.03.2016 № 49-АПУ16–2 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.03.2017).
  7. Мероприятия прокуратуры Пермского края. [Электронный ресурс] / URL: http://prokuror.perm.ru/actions/2016/08/30/543. (дата обращения: 15.03.2017).
  8. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 06.07.2016 № 374-ФЗ) // Российская газета. № 160. 18.18.1995.
  9. ст. 5 Федерального закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485–1 (в ред. Федерального закона РФ от 08.03.2015 № 23-ФЗ) // СЗ РФ. № 41. 13.10.1997. С. 8220–8235.
  10. Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденная Приказом МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.03.2017).
  11. Рыжаков А. П. Новая Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: постатейный комментарий // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 15.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): оперативно-розыскная деятельность, государственная тайна, орган, РФ, конфиденциальная основа, мероприятие, проведение, орган ОРД, свобода человека, уголовное дело.


Похожие статьи

Некоторые проблемы взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при производстве по уголовным делам

Формы взаимодействия следователя с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

К вопросу о совершенствовании процессуального статуса дознавателя воинской части

Проблемы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе

К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений

Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Оперативно-розыскная деятельность, ее основные задачи, соотношение с уголовно-процессуальной деятельностью

Похожие статьи

Некоторые проблемы взаимодействия следователя и органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, при производстве по уголовным делам

Формы взаимодействия следователя с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

К вопросу о совершенствовании процессуального статуса дознавателя воинской части

Проблемы взаимодействия следователя и органов дознания в уголовном процессе

К вопросу о квалификации административных правонарушений, совершаемых физическими лицами в области таможенного дела

О проблемах функций прокурорского надзора при соотношении с процессуальным контролем в процессе проведения предварительного расследования по уголовному делу

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных подразделений

Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе

Правовые аспекты координационной деятельности органов прокуратуры по борьбе с преступностью

Оперативно-розыскная деятельность, ее основные задачи, соотношение с уголовно-процессуальной деятельностью

Задать вопрос