В статье рассмотрены методические особенности организации и проведения виртуальных экскурсий и возможность их применения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класса.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, методические требования проведения виртуальной экскурсии, виртуальные экскурсии по ОБЖ.
Тенденции развития современного общества обуславливают необходимость организации личностно-ориентированного обучения, направленного на формирование школьника, обладающего творческим потенциалом, стремящегося к саморазвитию, способного к творческой самореализации [1,2].
Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является информатизация образовательного процесса. Информатизация образования рассматривается как процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [3].
В современных условиях в связи с внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс изменился подход к проведению экскурсий в школе. Виртуальные экскурсии являются новым видом экскурсий, которые отличаются от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов[4]. Виртуальные экскурсии основываются на компьютерном моделировании и создании искусственного мира, в котором можно действовать с помощью специальных сенсорных устройств.
Анализ литературы по вопросу методических особенностей организации и проведения виртуальных экскурсий показал, что требования к виртуальной экскурсии близки к требованиям реальной традиционной экскурсии. Так, например, выделяют подготовительный, основной этапы и этап подведения итогов экскурсии. Учитель на подготовительном этапе определяет цель и задачи экскурсии в соответствии с темой, отбор и изучение экскурсионных объектов, составляет маршрут экскурсии, осуществляет отбор экскурсионного материала, составляет вопросы и задания. Отличительной особенностью виртуальных экскурсий является составление маршрута на основе видеоряда, который учитель подбирает в соответствии с темой и задачами экскурсии; отображение реально существующих объектов, имитация объектов наблюдения и изучения. Маршрут экскурсии определяется видеорядом, который отобран учителем в определенной последовательности, продумывается техническая составляющая разработки (навигация, интерактивность) и методические рекомендации по использованию ресурса. Ученики просматривают объекты экскурсии и выполняют задания. Преимуществами виртуальной экскурсии являются доступность изучаемых объектов, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие заданий, создание условий для самостоятельных наблюдений.
В практике обучения различают виды виртуальных экскурсий: фотопутешествия (оформляются в виде электронных презентаций); видеоэкскурсии (видеозаписи, в том числе размещенные на сайтах музеев). Учителя-практики при создании виртуальных экскурсий выделяют следующие этапы: «постановка цели и задач экскурсии; выбор темы; изучение литературы по данному вопросу; отбор и изучение экскурсионных объектов; оцифровка фото и иллюстраций; составление маршрута экскурсии на основе видеоряда; подготовка плана ведения экскурсии; показ экскурсии» [5].
Проведение виртуальной экскурсии учителю следует начинать с вступительной беседы, в которой определяются цель и задачи экскурсии, учитель обращает внимание на способы навигации от одного объекта к другому. Правильный отбор объектов, их количество, которое может быть от 10 до 20, последовательность показа определяет успешность проведения виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда виртуальной экскурсии необходимо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему, соответствовал возрастным особенностям учеников. Показ объекта должен быть организован в логической последовательности, он может излагаться в хронологической, тематической, исторической последовательности. Характеристика объекта виртуальной экскурсии требует четких и кратких формулировок, необходимого количества фактического материала.
Итоги виртуальной экскурсии подводятся различными способами. Это может быть обобщающая беседа, письменные отчеты и т.д.
Для проведения виртуальной экскурсии требуется кабинет или лекционный зал и мультимедийная техника, что является основным преимуществом виртуальной экскурсии в отличие от традиционной экскурсии, которая требует дополнительного учебного времени, договоренности с администрацией школы, а иногда и согласия родителей школьников.
В виртуальной экскурсии доступны для наблюдения любые объекты, даже удаленные, ее проведение не зависит от погодных условий. При организации традиционной экскурсии учителю необходимо предварительно ознакомиться с маршрутом, отобрать объекты для наблюдения, продумать задания, рассчитать время не только на саму экскурсию, но и время, которое затрачивается на то, чтобы добраться до места экскурсии. Затраты времени на проведение виртуальной экскурсии минимальны, так как не нужно покидать класс (школу) и преподаватель сам устанавливает продолжительность экскурсии. Следует отметить, что значительный объем времени учитель затрачивает на создание самой виртуальной экскурсии, кроме того, учителю требуются специальные знания для этого. Достоинством виртуальной экскурсии является то, что ее можно многократно повторять в любое время, использовать на других уроках и во внеурочной деятельности, ученикам предоставляется возможность введения записей в приемлемом темпе и удобном режиме.
При изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе виртуальные экскурсии могут применяться для изучения многих тем. Так, например, в разделе «Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций» рассматриваются основные понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, геологического, метеорологического и гидрологического происхождения, пожары и ЧС биолого-социального происхождения. На основе изученного теоретического материала по вопросу применения виртуальных экскурсий в учебно-воспитательном процессе школы, в нашем экспериментальном исследовании разрабатываются следующие виртуальные экскурсии: «Пожарная часть»; «Музей пожарной охраны»; «Наводнение»; «Радиационное заражение»; «Землетрясения». Следует отметить, что перечисленные экскурсии разных видов, Виртуальные экскурсии в «Пожарную часть» и в «Музей пожарного дела» могут основываться на готовых фото и видеоматериалах, которые учитель формирует в соответствии с темой и задачами экскурсии. Формирование действий при чрезвычайных ситуациях происходит на виртуальных экскурсиях «Наводнение», «Землетрясение» и требует создания виртуальной реальности, в которой может оказаться ученик.
Таким образом, виртуальные экскурсии в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» являются важной частью учебно-воспитательного процесса и способствуют усвоению знаний, формированию умений и саморазвитию ученика.
Литература:
- Абрамова В.Ю. Киселева Э.М. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС //Мир науки, культуры, образования. 2016. №2 [57]. С.42-45.
- Попова Р.И., Елизарова И.С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности// Высшее образование сегодня. – М. – 2011. - № 4. – С. 83-86.
- Абрамова В.Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №3-2. С.162-165.
- Носов, Н.А. Виртуальная психология [Текст] / Н.А. Носов. – М.: Аграф, 2000. – 432 С.
- Силина Е. Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 213-214.