Особенности организации домашней учебной работы в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Морозов, Владислав. Особенности организации домашней учебной работы в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс / Владислав Морозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40624/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрены особенности организации и проведения домашней учебной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса.

Ключевые слова: домашняя учебная работа; цели, задачи, функции, виды домашней работы; виды домашних заданий по ОБЖ.

Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена при условии хорошо организованной домашней учебной работы. В современных условиях возрастает роль самостоятельной работы школьника, повышается его ответственность за результаты учебной деятельности. В Федеральном государственном стандарте при описании «портрета выпускника школы» отмечается необходимость овладения учеником основными умениями учиться и организовывать собственную деятельность [1]. Домашняя работа, являясь видом самостоятельной работы школьника, направлена на формирование умения ориентироваться в потоке информации, способствует накоплению знаний по предмету и способности к самообразованию.

В современной литературе домашняя учебная работа определяется как самостоятельное выполнение заданий учеником по повторению и усвоению изучаемого материала, его применению на практике, развитию творческих способностей, совершенствованию умений и навыков по предмету. Как хорошо бы не проводились уроки, знания, полученные на них учениками, переводятся лишь в кратковременную (оперативную) память. Для того чтобы эти знания перевести в память долговременную необходимо осуществлять их последующее повторение, которое осуществляется при выполнении домашней учебной работы.

Домашняя учебная работа школьников способствует углублению, усвоению и закреплению знаний, умений и навыков по предмету; формированию самостоятельности в учебно-воспитательном процессе; развитию познавательных способностей и интереса к предмету.

Следует отметить, что домашняя учебная работа является средством сближения обучения и самообразования, так как овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности — это условия формирования самообразования.

Домашняя работа школьников по ОБЖ рассматривается и как форма организации, и как вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, обладающий следующими признаками: наличие познавательной и практической задачи; проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленной задачи; наличие результатов. Целью домашней учебной работы школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является мотивирование к освоению учебной программы и повышение ответственности за свою учебу. Среди условий, обеспечивающих успешное выполнение домашней работы школьников, выделяют следующие: мотивированность на выполнение учебного задания; выбор оптимального объема; четкая постановка познавательных задач; алгоритм выполнения работы; обеспечение учащихся необходимыми методическими материалами; определение учителем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; наличие критериев оценки.

Домашняя учебная работа должна получить дальнейшее развитие на уроке ОБЖ в различных учебных целях: повторение ранее изученного; создание проблемной ситуации; ознакомление с новым учебным материалом; обобщающее повторение.

Анализ практики обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе выявил недостаточное внимание к организации домашней работы, а именно однотипность и однообразность заданий. Следствием этого является понижение интереса к предмету у учеников и ухудшение их успеваемости по предмету.

В связи с этим, одной из задач экспериментального исследования явилась разработка разнообразных домашних заданий по ОБЖ в 8 классе. Предлагаемые ученикам задания для домашней работы разнообразны — это работа с учебными пособиями, со справочными материалами, с интернет-источниками и др.

Таблица 1

Виды заданий для домашней работы при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс.

Изучаемая тема

Виды учебных заданий для домашней работы

1.

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1) Составьте таблицу причин пожаров в жилых и общественных зданиях.

2) Составьте схемы-рисунки причин пожаров в быту.

3) Составьте текст объяснения однокласснику «Что такое пожар и его причины».

2.

Профилактика пожаров и организация защиты населения.

1) Проанализируйте план эвакуации в вашей школе.

2) Составьте схему эвакуации и план ваших действий при пожаре в вашем жилище.

3) Подготовьте аннотацию книги «30 советов по пожарной безопасности» Р. Виже.

4) Подготовьте конспект по теме «Организация пожарной безопасности в Российской Федерации»

5) Решите ситуационные задачи, отражающие правила противопожарных действий.

3.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

Ознакомьтесь с Федеральным законом «О пожарной безопасности», определите права, обязанности и ответственность.

Домашнее задание «Составьте таблицу с указанием причин пожаров в жилых и общественных зданиях» подразумевает самостоятельный анализ учениками причин пожаров и требует систематизации полученных знаний по данной теме. Задание «Составьте схемы-рисунки причин пожара в быту» требует схематического фиксированного отображения некоторой части предметного содержания данной темы. Задание «Составьте текст объяснения однокласснику «Что такое пожар и его причины» подразумевает внимательное ознакомление учеников с текстом учебника, определение структуры текста, плана, основных понятий, необходимых для раскрытия данной темы.

Задание для домашней работы «Проанализируйте план эвакуации вашей школы» требует от ученика самостоятельных действий в нахождении плана эвакуации школы, а также внимательного анализа данного плана. Задание «Составьте схему эвакуации и план ваших действий при пожаре в вашем жилище» направлено на закрепление знаний и умений, изученных в данной теме, их творческого применения в новых условиях.

Для выполнения домашнего задания «Подготовьте конспект по теме «Организация пожарной безопасности в Российской Федерации» учитель должен разъяснить требования к конспекту. Конспект должен содержать исходные данные источника, в нем должны найти отражение основные положения текста. Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста. Ученики знакомятся с основными правилами конспектирования: 1) внимательно прочитайте текст — параграф; 2) выделите информативные центры прочитанного текста; 3) продумайте главные положения, сформулируйте их и запишите; 4) подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста. Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста; способствует формированию умений и навыков переработки любой информации.

Таким образом, домашняя работа учащихся по ОБЖ направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений; формирование умений самостоятельно работать; развитие творческой самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления

Литература:

  1. Абрамова В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3–2. С.162–165
  2. Абрамова В. Ю. Киселева Э. М. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 [57]. С.42–45.
  3. Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности// Высшее образование сегодня. — М. — 2011. — № 4. — С. 83–86.
  4. Михайлова Е. В. Домашняя работа учащихся в условиях введения ФГОС// Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VII Международной научной конференции — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С.105–107.
Основные термины (генерируются автоматически): домашняя учебная работа, домашняя работа, пожарная безопасность, ваша школа, ваше жилище, домашнее задание, домашняя работа школьников, закрепление знаний, Российская Федерация, самостоятельная работа школьника.


Ключевые слова

функции, цели, задачи, , , домашняя учебная работа, виды домашней работы, виды домашних заданий по ОБЖ

Похожие статьи

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ

В статье поднимаются вопросы использования разнообразных форм, видов и методов проведения внеклассной работы по ОБЖ. В статье также выявлены особенности внеклассной работы по ОБЖ.

Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий по курсу ОБЖ в 7 классе

В статье рассмотрены методические особенности организации и проведения виртуальных экскурсий и возможность их применения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класса.

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

Организация деятельности курсантов военных вузах по выполнению самостоятельной работы по иностранному языку

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с самостоятельной подготовкой курсантов военных вузов по иностранному языку и условиями ее управления, развитием навыков и умений у курсантов по выполнению самостоятельной работы, а также приемам...

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...

Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения

В статье обозначены проблемы обучения школьников основам здорового образа жизни и рассмотрены вопросы методики обучения на примере учебно-методического комплекса по ОБЖ для 10-11 классов, разработанного под руководством С.В. Алексеева.

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведени...

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Похожие статьи

Особенности внеклассной работы с учащимися в школьном курсе ОБЖ

В статье поднимаются вопросы использования разнообразных форм, видов и методов проведения внеклассной работы по ОБЖ. В статье также выявлены особенности внеклассной работы по ОБЖ.

Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий по курсу ОБЖ в 7 классе

В статье рассмотрены методические особенности организации и проведения виртуальных экскурсий и возможность их применения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 7 класса.

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

Организация деятельности курсантов военных вузах по выполнению самостоятельной работы по иностранному языку

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с самостоятельной подготовкой курсантов военных вузов по иностранному языку и условиями ее управления, развитием навыков и умений у курсантов по выполнению самостоятельной работы, а также приемам...

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...

Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения

В статье обозначены проблемы обучения школьников основам здорового образа жизни и рассмотрены вопросы методики обучения на примере учебно-методического комплекса по ОБЖ для 10-11 классов, разработанного под руководством С.В. Алексеева.

Некоторые особенности физической подготовки курсантов высших образовательных учреждений ФСИН России в процессе занятий физической культурой с применением психофизических практик

В данной статье нами были рассмотрены цели и содержание психофизических практик, применяемых в сфере физической подготовки курсантов образовательных учреждений ФСИН, проведена параллель использование стандартной программы физической подготовки и с пр...

Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведени...

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Особенности проектной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС основного общего образования

В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии в условиях реализ...

Задать вопрос