В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ходе уроков.
Ключевые слова: аудиоматериалы, самостоятельная работа учащихся, самостоятельная работа по ОБЖ, применение аудиоматериалов, основы безопасности жизнедеятельности.
Вопросы безопасности жизнедеятельности остаются приоритетными, особенно учитывая события, происходящие в современном мире, однако, дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», не всегда придается большое значение. Это характеризуется уменьшением количества часов, отводимых на дисциплину в общеобразовательных школах. В связи с этим, учителю приходится искать новые пути быстрого и эффективного разъяснения учебного материала учащимся.
Своеобразными помощниками для учителя в современном образовательном процессе являются технические средства обучения, систематическое применение которых уже считается повседневной нормой. Несмотря на то, что и учителя и учащиеся привыкли использовать информационные технологии, подход к их применению в образовательном процессе, по-прежнему, остается различным. Если у педагогов данный процесс чаще всего связан с демонстрацией материала (показ презентации, иллюстрации), то у учащихся он ассоциируется с поиском информации в учебных целях и развлечением, не имеющим отношения к учебе.
Учитывая данные факты, нами были определены следующие противоречия между:
требованием времени и событий в современном мире к повышению качества образования в области безопасности жизнедеятельности и сокращению количества часов, отводимых на дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности» в обязательном порядке;
необходимостью применения информационных технологий в образовательном процессе и отсутствием новых подходов к их использованию;
вовлечением учащихся в образовательный процесс (в том числе в самостоятельную работу) и отсутствием необходимой базы комплексных заданий, способствующих стремлению к самообразованию с применением технических средств обучения.
Попытка решения изложенных противоречий реализуется в рамках выпускной квалификационной работы по теме «Организация самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по ОБЖ с использованием аудиоматриалов» нами было проведено практическое исследование по совместному созданию и последующему применению аудиоматериалов в курсе ОБЖ в рамках организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов.
Исследование включает 3 этапа:
- Формирование рабочих групп в экспериментальных классах (7Д и 8В классы), создание учениками аудиозаписей по выбранным темам в рамках самостоятельной работы учащихся;
- Внедрение готовых аудиозаписей в образовательный процесс экспериментальных классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (7–8 класс);
- Проведение тестирования среди учащихся контрольных и экспериментальных классов после этапа внедрения аудиозаписей в образовательную практику дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Анализ готовых ответов и подведение итогов.
Первый этап был реализован на базе ГОУ СОШ № 546 Красносельского района.
Таблица 1
Контингент учащихся, принимавших участие в эксперименте
8 класс |
||
8В |
экспериментальный |
20 человек: 8 мальчиков, 12 девочек |
8Г |
контрольный |
21 человек: 9 мальчиков, 12 девочек |
7 класс |
||
7Д |
экспериментальный |
23 человека: 15 мальчиков, 8 девочек |
7А |
контрольный |
22 человека: 8 мальчиков,14 девочек |
Для организации экспериментального исследования нами были определено 2 цикличных (т. е. повторившихся в рамках эксперимента неоднократно) алгоритма организации образовательного процесса:
- Алгоритм организации образовательного процесса в экспериментальных классах: урок — самостоятельная работа с применением технологии разработки и созданием аудиозаписей с учащимися — домашнее задание — урок с применением созданных учениками аудиозаписей.
- Алгоритм организации образовательного процесса в контрольных классах — урок — самостоятельная работа — домашнее задание — урок.
В рамках преддипломной практики (01 сентября 2015 года — 26 октября 2015 года) нами были отобраны темы для проведения экспериментальной работы актуальные для текущего образовательного процесса (согласно тематическому планированию в данном образовательном учреждении):
7 класс: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера», «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».
8 класс: «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре», «Безопасное поведение на водоемах в различных условиях».
В каждом экспериментальном классе (8В и 7Д) была определена рабочая группа, состоящая из: 2-х ведущих (запись речи), 2-х редакторов (составление / корректировка текста для записи), 3-х экспертов со стороны учеников (наблюдение за процессом / оценивание записи), звукорежиссера (1 ученик). Состав каждой рабочей группы был сформирован по желанию учащихся. В каждом экспериментальном классе было создано по 2 рабочие группы (численность каждой рабочей группы составила 8 учащихся). Всего к работе по созданию аудиозаписей было привлечено 32 школьника (16 учащихся из 7Д класса и 16 учащихся из 8В класса)
Алгоритм выполнения задания в рабочей группе был определен следующим образом:
организация и проведение установочного собрания со всеми группами и участниками, изложение основной идеи, правил и требований к выполнению задания каждым участником группы;
составление подробного плана-сценария действий, определение необходимых технических средств; составление общего регламента аудиоматериала, самостоятельной работы редакторов, записи в целом;
определение источников информации для реализации творческого замысла (учебник по ОБЖ под ред. А. Т. Смирнов и Б. О. Хренников, материалы официального сайта МЧС РФ);
поиск информации, анализ, обработка, составление сценария редакторами;
ознакомление ведущих с текстом, тренировочные попытки записи;
запись аудиоматериала со звукорежиссером и оценка экспертами;
Самостоятельная работа по созданию аудиозаписей с каждой группой занимает от 1 часа до 1 часа 20 минут и была реализована на территории школы (класс ОБЖ).
Работа с учащимися показала, что разным группам интереснее было разрабатывать разные виды аудиозаписей. Таким образом, все полученные аудиозаписи, определены следующими видами:
аудиозапись — изучение нового материала — постановка домашнего задания;
аудиозапись — закрепление нового материала — постановка домашнего задания;
аудиозапись — повторение пройденной темы.
Также, необходимо отметить, что полученные аудиозаписи носят характер монолога или диалога. Особенно интересными получились записи, произведенные в стиле диалога, когда учащиеся «обсуждали» изучаемую проблему / тему и обменивались мнениями, что вызвало наиболее положительные отклики у класса и желание работать с таким материалом.
Вторым этапом стало внедрение аудиоматериалов в структуру уроков учащихся 7–8 классов (экспериментальные (8В,7Д)), которое было осуществлено в ходе изучения следующих тем:
7 класс: «Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера», «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».
8 класс: «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре», «Безопасное поведение на водоемах в различных условиях».
Считаем необходимым отразить краткий план одного из уроков по теме: «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия» (7 класс) с элементами внедрения готовых аудиозаписей.
Таблица 2
Краткий план урока с применением созданных аудиозаписей
Этап урока |
Краткое содержание |
Примечание по применению аудиозаписи |
Организационный момент |
Приветствие учащихся, проверка присутствующих, объявление темы урока |
|
Повторение пройденной темы |
Проверка домашнего задания |
|
Изучение нового материала |
Подробный разбор темы «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия». |
Прослушивание аудиозаписи (1й раз) Выполнение полученного задания |
Закрепление нового материала |
Повторение нового материала |
Прослушивание аудиозаписи (2й раз) Проверка выполненного задания. |
Подведение итогов урока |
Выставление оценок |
Прослушивание вариантов решения задания |
Постановка домашнего задания |
Домашнее здание |
Запись домашнего задания, представленного в аудиозаписи |
Третьим этапом экспериментальной работы стало проведение контрольной работы (ответить на вопросы по изученным нами в ходе эксперимента темам) среди учащихся 7 и 8 классов после этапа внедрения аудиозаписей в образовательный процесс обучения по дисциплине «ОБЖ».
Таблица 3
Описание контингента участников тестирования
Описание контингента |
||
8 класс |
||
8В |
экспериментальный |
18 человек: 8 мальчиков,10 девочек |
8Г |
контрольный |
20 человек: 9 мальчиков, 11 девочек |
7 класс |
||
7Д |
экспериментальный |
22 человека: 6 мальчиков, 16 девочек |
7А |
контрольный |
25 человек: 13 мальчиков,12 девочек |
Анализ проведенной контрольной работы позволяет сравнить результаты правильных ответов учащихся экспериментального и контрольного классов по всем изученным темам. Частично представим результаты тестирования 7 класса и 8 класса, выбрав для настоящей публикации по 1 теме: «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия» (7кл.), «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре» (8 кл.).
Рис. 1.
Рис. 2.
Проанализировав результаты контрольной работы учащихся 7 классов, мы пришли к некоторым выводам:
в экспериментальном классе на заданный нами вопрос об определении землетрясения правильные ответы составили на 30 % больше, чем в контрольном классе;
назвать пространство внутри Земли, где происходит разламывание горных пород, а также понять, что такое магнитуда, в контрольном классе смогли чуть больше 50 %, в то время как средний процент правильных ответов в экспериментальном классе более 75 %.
все ученики 7Д класса верно ответили на вопрос: «Как называется шкала, созданная для измерения силы землетрясений по его внешним проявлениям?», в то время как в 7А классе с этим вопросом справились только 47 % учеников;
ребята из нашего экспериментального класса (7Д) перечислили по количеству больше сейсмически опасных областей, имеющихся на территории России, тем самым продемонстрировав достойный уровень усвоения нового материала.
Также, проанализировав ответы учеников 8 классов, мы пришли к выводам:
на вопросы с выбором ответов учащиеся экспериментального и контрольного класса справились без затруднений, с разницей в 5 % в пользу 8В;
на вопросы с открытым ответом, учащиеся экспериментального класса справились с существенным успехом, в отличие от учащихся контрольного;
в вопросе перечисления средств для ликвидации пожара, ученики экспериментального класса указали большее количество необходимых предметов, чем в контрольном классе;
только 57 % учеников 8Г класса смогли дописать, что необходимо сделать при опасности поражения электрическим током, в то время, как на этот вопрос в 8В классе ответили все (100 %);
определить панику, как главную причину гибели большинства людей в общественных местах при пожаре в экспериментальном классе смогли 75 % учеников, а вот в контрольном классе, к сожалению, никто;
большинство учеников 8В класса (64 %) смогли перечислить основные права, обязанности, виды ответственности граждан в области пожарной безопасности, а вот средний показатель контрольного класса по данным вопросам составил примерно 47 %.
Своеобразным подведением итога экспериментальной работы послужил опрос среди учащихся 7–8 классов ГОУ СОШ № 546, направленный на выявление видимых участникам плюсов и минусов эксперимента.
Таблица 4
Положительные и отрицательные стороны, выявленные при внедрении аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ
Мнения учащихся 7 и 8 класса по проведенному эксперименту |
|
Отмеченные учащимися положительные стороны эксперимента |
1) Аудиозаписи лучше воспринимаются на слух, чем самостоятельное чтение литературы; 2) Большое количество новой информации, полезных фактов, необычный формат изложения; 3) Высокая подготовка рассказчиков (ведущих); 4) Желание сделать самостоятельную запись; 5) Четко структурированный рассказ ведущих; 6) Информация не утомляет, но и не воспринимается как развлечение. 7) Прослушивание аудиозаписей стимулирует уточнение более глубокой информации у тех, кто их готовил. |
Отмеченные учащимися отрицательные стороны эксперимента |
1) Отсутствие долгих пауз между репликами; 2) Ведущие пользовались шпаргалкой при рассказе; 3) Иногда была быстрая речь ведущих; |
Рекомендации от учащихся на перспективу продолжения работы |
1) Основательно подбирать технические средства; 2) Подбирать материал с обширными данными (например, добавить статистику и тд., чтоб было больше цифр); 3) Добавлять в рассказ примеры из жизни; 4) Усложнить тесты; 5) Добавить к аудиозаписи наглядные рисунки, схемы и тд. По которым можно выполнять работу по заданию аудиозаписи; 6) Сделать большее количество групп для подготовки заданий; 7) Придумать такие задания по другим темам и дисциплинам; 8) Предоставить ученикам самим выбирать темы в будущем. |
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
по данным тестирования экспериментальные классы намного лучше усвоили учебный материал;
реализация творческого задания позволила участникам эксперимента тщательно проработать данные темы, тем самым закрепив новые знания;
для улучшения восприятия учащимися аудиоматериала следует регулярно прослушивать с ними звуковые записи для тренировки памяти и слухового восприятия информации;
больше 80 % учащихся проявили высокий интерес к данному виду самостоятельной работы и хотели бы принять участие в создании аудиозаписей в будущем. Итоги проведенного исследования позволили нам определить направления работы и методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по ОБЖ с использованием аудиоматериалов, которые представлены в параграфе 2.2. выпускной квалификационной работы.
Примечания.
Перечень контрольных вопросов для 7 класса [1,3,4]:
- Что такое землетрясение?
- Как называется пространство внутри Земли, где произошло разламывание горных пород?
- Что такое магнитуда?
- Как называется условная точка на Земле, расположенная над очагом землетрясения?
- Как называется шкала, созданная для измерения силы землетрясений по его внешним проявлениям?
- Что такое сейсмические пояса?
- Какие сейсмически опасные области на территории России вы знаете?
Перечень контрольных вопросов для 8 класса [2]:
- В каком законе описаны правила пожарной безопасности?
- По какому номеру необходимо звонить, чтобы вызвать пожарных?
- Перечислите средства для ликвидации пожара: … …
- При опасности поражения электрическим током необходимо (допишите)
- Что НЕ рекомендуется делать во избежание притока воздуха к очагу пожара?
- Какое ядовитое вещество может привести к летальному исходу при возникновении пожара?
- Чем может быть усугублена опасность последствий пожаров в общественных местах (1 вариант ответа)?
- Перечислите основные права граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности.
- Каковы обязанности граждан РФ в области пожарной безопасности и в чем их значение для обеспечения личной безопасности?
- Какие виды ответственности предусмотрены за нарушения правил пожарной безопасности?
Литература:
- Смирнов А. Т.,Хренников Б. О. ОБЖ, 7 класс. 2011. c.22–30.
- Смирнов А. Т.,Хренников Б. О. ОБЖ, 8 класс. 2011. c.20–27.
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru [Электронный ресурс] http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2013/01/19/zemletryaseniya (дата обращения к ресурсу: 20.09.15г)
- Тесты по ОБЖ [Электронный ресурс] http://luda-zoj.ucoz.ru/index/chs_prirodnogo_kharaktera/0–10 (дата обращения к ресурсу: 20.09.15г)