Автор: Шайдуллин Ильфат Ульфатович

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Библиографическое описание:

Шайдуллин И. У. Сравнительный анализ использования моделей экономического анализа при стратегическом планировании в России и за рубежом // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 247-250.



В данной статье представлен сравнительный анализ моделей экономического анализа при стратегическом планировании. В сравнение вошли зарубежные страны и Россия. Изучен опыт зарубежных стран и России при стратегическом планировании.

Ключевые слова: система планирования, стратегическое планирование, профильное агентство, экономическое развитие, экономическая политика, прогноз

This article presents a comparative analysis of models of economic analysis in strategic planning. The comparison includes foreign countries and Russia. The experience of foreign countries and Russia in strategic planning has been studied.

Keywords: planning system, strategic planning, profile agency, economic development, economic policy, forecast

Основное назначение системы стратегического планирования заключается в том, чтобы направить усилия основных участников экономики на достижение долгосрочных целей социально-экономического развития.

Мировой опыт показывает, что стратегическое планирование может быть использовано для решения широкого круга управленческих задач — от развития отдельных компаний (микроуровень) до развития экономики в целом (макроуровень). При этом существует многообразие форм реализации этой системы. Так, системы стратегического планирования, применяемые для развития экономики разных стран, отличаются между собой по применяемым методам управления (соотношение между директивными методами и стимулированием), по охвату отраслей и компаний, по степени централизации принятия решений, по инструментам, используемым для установления стратегических ориентиров и построения планов и т. д. Определенные особенности реализации стратегического планирования связаны со спецификой целей развития и методов управления, сложившихся в конкретных странах в тот или иной период времени. Все это означает, что анализ мирового опыта стратегического планирования должен опираться прежде всего на конкретные примеры формирования таких систем.

Условия экономического развития предприятий в различных странах отличаются друг от друга. Это зависит от национального уклада жизни, исторических условий развития, а также, от нормативно-законодательной базы. У стран запада накоплен большой опыт планирования в условиях рыночной экономики, в отличии от России, где многие годы существовал административно-хозяйственный подход в условиях социалистического развития страны.

При планировании очень сложно учесть множество факторов внешней среды, которые зачастую, бывают непредсказуемы. В связи с этим, необходим переход предприятий на систему гибкого планирования, которая позволяла бы осуществлять быстрые изменения стратегии предприятия для достижения намеченных целей. Этим требованиям отвечает стратегическое планирование, которое отличается от классических видов планирования, применяемых в централизованной экономике.

В мировой экономике сложились определенные системы планирования: Североамериканская, Европейская, Азиатская. В таблице показаны страны, являющиеся представителями каждой из систем.

Таблица 1

Системы планирования вмировой экономике [1, c. 10]

Система планирования

Страны-представители

Североамериканская

США

Европейская

Франция, Германия, Англия

Азиатская

Япония, Южная Корея

Кратко рассмотрим особенности каждой из систем.

Американская система планирования. В США стратегические планы составляются на Федеральном уровне, уровне штатов и организаций. Первостепенной задачей в данном случае является развитие национальной экономики, где государство играет основную роль. Все стратегические решения предприятий должны быть согласованы с развитием общества и достижением социального единства страны. В Американских корпорациях широко применяется система планирования, направленная на составление текущих и стратегических планов. Разрабатывается стратегия компании на трехлетний период в соответствии с прогнозом рыночной ситуации.

Европейскую систему планирования рассмотрим на примере Франции. Стратегическое планирование возникло во Франции в начале 90-х годов, в результате сближения с рынками западных стран. Составлением стратегических планов и прогнозов занимается Генеральный комиссариат по плану, подчиняющийся премьер-министру. Стратегический курс определяется в форме целевых государственных программ, в которые входит набор стимулирующих финансовых преференций и льгот. Во Франции также осуществляется государственный контроль над уровнем цен, осуществляемый соглашением с союзами предпринимателей относительно уровня изменения цен на конкретные виды товаров и пр.

Азиатскую систему планирования рассмотрим на примере Японии. В Японии по приказу правительства составляются пятилетние планы. Для разработки стратегии развития экономики государства производится анализ каждой отрасли экономики. На предприятиях обязательным является выполнение краткосрочных планов, среднесрочные же часто корректируются в случае непредвиденных факторов изменения внешней среды. В дополнении к среднесрочному плану разрабатывается пятилетний план, где рассчитывается объем ресурсов для производственного процесса предприятия.

Основные преимущества и недостатки подходов к стратегическому планированию в России и за рубежом представлены в приложении [2, c. 155]. На основании таблицы в приложении 1 можно сделать следующие выводы. Подходы к стратегическому планированию за рубежом имеют некоторые существенные преимущества. Индикативность планов во Франции предоставляет свободу подведомственным структурам в выборе форм и целей, определяя при этом ориентир для возможных направлений развития. В скандинавских странах вовлечение в процесс стратегического планирования территории представителей бизнеса и науки дает возможность комплексно подходить к решению задач развития. Профессионализация деятельности по стратегическому планированию в США позволяет повысить качество разрабатываемых стратегий развития, а отсутствие административной власти у специалистов по развитию снижает вероятность злоупотребления полномочиями. Проведение единой политики стратегического планирования в Германии дает возможность согласовать направления развития различных уровней планирования, скоординировать общие усилия в решении общих задач. В стратегическом планировании в России также применяется данный подход, однако он в большей степени носит номинальный характер: часто соблюдение принципа единства целей и задач приводит к формальному проецированию стратегии вышестоящего уровня на стратегию нижестоящего. Недостатки же подходов зарубежных стран больше касаются вопросов сложности реализации подхода, координации действий различных структур, однако при грамотно организованном процессе планирования данные недостатки не влияют, как правило, на эффективность стратегического планирования.

Сравнение систем стратегического планирования в современной России и в рассмотренных ранее странах приведено в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение систем стратегического планирования всовременной России ив рассмотренных ранее странах [3, c. 34]

Характеристика системы

«Лучшие практики» зарубежных стран

В современной России

Постановка целей и задач

Руководство страны ставит цели и задачи стратегического характера

Руководство страны ставит цели и задачи стратегического характера

Разработка документов стратегического планирования

Разработана целостная система документов стратегического планирования, согласованных друг с другом и подлежащих регулярному обновлению Документы разрабатываются на основе взаимодействия госструктур, бизнеса, экспертного сообщества

Разработано множество документов стратегического планирования, часть из которых не согласована друг с другом и не обновлялась с момента утверждения Взаимодействие госструктур с бизнесом и экспертами часто происходит на поздних стадиях подготовки документа и в ряде случаев носит формальный характер

Создание профильного института

Формирование профильного института, имеющего высокий статус в госаппарате и отвечающего за разработку и исполнение стратегических планов и программ

Отсутствует профильный институт, задачи развития распределены между совокупностью госструктур и институтов развития, между которыми нет четкого разделения полномочий

Координация стратегий с проводимой политикой

Экономическая политика представляет собой совокупность мер, направленных на достижение стратегических целей и задач

Экономическая политика определяется исходя из разных задач, не обязательно тех, которые сформулированы в качестве стратегических

Содержание экономической политики

Сделан выбор в пользу создания благоприятных условий хозяйствования для компаний приоритетных отраслей

Экономическая политика, реализуемая разными ведомствами, направлена на достижение разных задач (в т. ч. не согласованных друг с другом)

Мониторинг и контроль достижения целей

Регулярный мониторинг ключевых показателей с оценкой результативности программ

Мониторинг носит формальный характер, оценка исполнения программ проводится в основном с т. з. использования бюджетных средств

Важнейшей характеристикой систем стратегического планирования во всех рассмотренных странах является активная роль специализированных (профильных) институтов, ответственных за разработку документов стратегического планирования и реализацию их содержания. Создание таких институтов, как правило, становилось первым шагом руководства стран, принявших решение о формировании национальной системы стратегического планирования. Первой задачей, поручавшейся этим профильным институтам, было формирование документов стратегического планирования, а в дальнейшем эти институты получали также и другие полномочия.

Так, в современной российской практике задачи развития распределены между совокупностью госструктур (министерства, ВЭБ, госкорпорации, фонды и др.). Это приводит, с одной стороны, к множественности планов и программ, часть из которых не связана друг с другом. С другой стороны, при такой организации стратегического планирования ее субъекты при разработке экономической политики исходят из разных задач, что приводит к отсутствию согласованности не только среди документов стратегического планирования, но и среди мер проводимой экономической политики. При этом формальные процедуры оценки исполнения планов, сосредоточенные в основном на вопросах использования бюджетных средств, фактически закрепляют ситуацию с «необязательностью» достижения стратегических целей и задач. По сути, ключевые проблемы в существующей российской системе стратегического планирования находятся в институциональной сфере. Это говорит о необходимости совершенствования институциональной среды в стране. Однако долгосрочный характер такой задачи, а также необходимость достижения поставленных целей и задач развития уже в обозримой перспективе указывают на то, что в краткосрочном периоде следует принять ряд принципиальных мер и решений, обеспечивающих формирование благоприятных условий хозяйствования в существующих институциональных условиях. Как представляется, в числе таких мер и решений могут быть следующие:

− создание профильного института (Агентства), ответственного за разработку документов стратегического планирования;

− обеспечение полноценного участия бизнес-сообщества и экспертного сообщества в обсуждении документов стратегического планирования уже на ранних стадиях их подготовки;

− формирование прозрачного механизма отчетности о ходе реализации поставленных стратегических целей и задач;

− совершенствование процедур разработки фискальной и денежно- кредитной политики, обеспечивающих согласование этих видов политики между собой [3, c. 35].

Создание нового профильного института (Агентства), ответственного за разработку, рассмотрение и мониторинг реализации задач, поставленных в системе стратегического планирования, является первоочередной проблемой. Потребность в формировании такой структуры возникает в связи с необходимостью координации процедур по разработке документов стратегического планирования и контролю за ходом выполнения поставленных в них целей различными федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Обеспечение полноценного участия бизнес-сообщества и экспертного сообщества в обсуждении документов стратегического планирования должно осуществляться путем закрепления обязанности органов власти, как федерального, так и регионального уровней, привлекать бизнес и экспертное сообщество к обсуждению готовящихся планов и программ уже на ранних стадиях их подготовки. Так, обязательным условием утверждения документа стратегического планирования должно стать прохождение этим документом формализованной процедуры общественного обсуждения. Общественные обсуждения должны проводиться на базе специальных «экспертных» комиссий, в состав которых должны входить представители госорганов, бизнеса и экспертного сообщества. Эти обсуждения должны происходить на стадии обсуждения технического задания на разработку документа стратегического планирования, на стадии обсуждения проекта документа и на стадии, предшествующей утверждению документа правительством или президентом. При этом наличие заключения «экспертных» комиссий должно быть обязательным условием официального утверждения документа.

Формирование прозрачного механизма отчетности о ходе реализации поставленных стратегических целей и задач целесообразно в виде установления обязанности государственных органов по открытой публикации подготовленных документов стратегического планирования, а также вносимых в них изменений и отчетности о ходе их реализации.

Совершенствование процедур разработки фискальной и денежно-кредитной политики должно быть направленно на обеспечение соответствия содержания проводимой политики поставленным стратегическим целям и задачам, а также согласованности реализуемых мер между собой. Как представляется, одним из основных механизмов для этого должны стать «Основные направления…» — документы, ежегодно разрабатываемые Министерством финансов и Банком России в пределах своих полномочий. Эти документы должны получить четкий юридический статус, относящий их к документам стратегического планирования и устанавливающий процедуру их обязательного рассмотрения, общественного обсуждения и одобрения Правительством РФ и Государственной Думой РФ. При этом процедуры разработки и обсуждения данных документов должны включать активное участие профильного института (Агентства) по стратегическому планированию.

Итак, из опыта европейских стран, мы видим, что стратегическое планирование — это многоуровневый процесс, предполагающий взаимосвязь между различными уровнями управления, в результате которого проводится анализ внутренней и внешней среды, анализ ресурсов, целеполагание, направленное на развитие экономики государства в целом.

Литература:

  1. Андрианова И. Д. Зарубежный опыт стратегического планирования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 4–5. С. 10–11.
  2. Войтишина М. А., Кистрина Э. И., Локтеева Г. Е. Подходы к организации стратегического планирования в России и за рубежом // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2016. № 2 (51). С. 150–160.
  3. Заверский С. М., Киселева Е. С., Кононова В. Ю., Плеханов Д. А., Чуркина Н. М. Стратегическое планирование развития экономики: мировой опыт и выводы для России // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 2. С. 22–40.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос