Представления родителей детей дошкольного возраста о робототехнике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Болотова А. К. Представления родителей детей дошкольного возраста о робототехнике // Молодой ученый. — 2017. — №10.1. — С. 15-16. — URL https://moluch.ru/archive/144/40438/ (дата обращения: 24.05.2018).



15 декабря 2016 года распоряжением Правительства Республики Коми утверждена концепция создания и функционирования детских технопарков. С 2015 года Министерством образования, науки и молодёжной политики Республики Коми совместно с «Ассоциацией работников и организаций, использующих конструкторы образовательной робототехники в учебно-воспитательном процессе» (РАОР) реализуется проект по развитию кадровой, методической и технической составляющей технического творчества, в частности, робототехники. В рамках данного проекта осуществляется внедрение модельных программ по образовательной робототехнике для детей, обучающихся в общеобразовательных организациях — «ИКаР» (Инженерные кадры России») и для детей дошкольного возраста — «ИКаРёнок».

Начиная с 2016 года в Республике Коми проведены региональные отборочные туры Всероссийских соревнований «ИКаРёнок» сезонов 2015–2016 и 2016–2017, а в г. Ухта в 2016 году был проведен первый муниципальный фестиваль «Мой первый робот» среди дошкольных образовательных организаций.

Команды-победители региональных отборочных туров с достоинством представляют Республику Коми на Всероссийских соревнованиях «ИКаРёнок».

Эффективность обучения основам робототехники в дошкольном возрасте зависит от многих факторов, в том числе и от отношения родителей к исследуемой нами проблеме.

В своем исследовании мы задались целью выявить уровень осведомленности родителей о робототехнике и выяснить отношение родителей к внедрению робототехники на уровне дошкольного образования.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

 разработать вопросы для анкеты «Степень осведомленности родителей детей дошкольного возраста о робототехнике»,

 провести анонимное анкетирование родителей детей дошкольного возраста,

 проанализировать результаты анкетирования.

Для проведения анкетирования родителей было подготовлено 157 анкет. На момент обработки количество анкет составило 103 экземпляра.

В анкетировании приняли участие родителей детей 3–4 лет (14 %), 4–5 лет (32 %), 5–6 лет (17 %) и 6–7 лет (37 %). Из числа опрошенных 63 % составили родители мальчиков и 37 % — девочек. 42 % родителей не имеют представления о робототехнике, 58 % опрошенных отметили что имеют.

Различные варианты ответов написали родители на вопрос «Напишите слова, которые ассоциируются у Вас с понятием «робототехника»?» Среди ассоциативных связей выделены «много маленьких деталей», «мастерство», «сложность конструкции», «изобретение», «колёса», «логичность» и др.

У 89 % родителей не возникло затруднений при выборе положительного ответа на вопрос «Знакомы ли Вы с робототехническими конструкторами?» и перечислением конкретных линеек робототехнических конструкторов в следующем вопросе (Lego Bionicle — 12 %, ТРИК — 12 %, Lego — 37%, железный конструктор — 13 %, «бытовая робототехника» — 13 %, «механика» — 13%)

Положительное отношение к внедрению робототехники в дошкольном детстве высказывают 80 % опрошенных родителей, 2 % — отрицательное и 18% нейтральное.

Несмотря на то, что в г. Сыктывкаре функционируют кружки по робототехнике для детей дошкольного возраста 57 % родителей не знают об их существовании и соответственно не посещают их. В то же время 43% родителей, ответивших положительно на вопрос «Знаете ли Вы о существовании в г. Сыктывкаре кружков или секций для детей дошкольного возраста, связанных с конструированием роботов?» на вопрос о том, посещает ли ребенок кружок по робототехнике также ответили положительно, период посещения составляет менее 1 года. Решение родителями посещать кружок по робототехнике обусловлено способностями и интересами ребенка (67%) и будущим профессиональным выбором (33%).

26% родителей детей, не посещающих кружок по робототехнике, планируют в дальнейшем записать ребёнка записать на занятия по робототехнике, 25 % записывать не планируют и 26% — затрудняются ответить.

Ожидания родителей от занятий детьми робототехникой самые различные: приобретение определенных умений (22%), возможность участия в конкурсах, соревнованиях, конференциях (6%), пребывание ребенка в ситуации успеха (7%), расширение кругозора, получение новых знаний (22%), приобретение новых друзей (9%), возможность творчества (20 %), приобретение профессиональных знаний и умений (14 %).

Наряду с включением собственного ребенка в образовательную робототехнику сами родители также выражают желание включиться в подобную деятельность в режиме мастер-классов (44%). Не готовность включения в мастер-классы по робототехнике проявили 22% и 34% затрудняются ответить.

Один из итоговых вопросов «Интересна ли была для Вас тема опроса?» подтвердил, что 56% родителей интересуются данной темой, а значит готовы к сотрудничеству, 32% опрошенных родителей затрудняются ответить, для 12% — тема не интересна.

На основании результатов анкетирования было установлено, что родители имеют достаточные представления о линейках образовательных робототехнических конструкторов, осведомлены о существовании кружков по робототехнике в г. Сыктывкар, возлагают самые различные ожидания на занятия робототехникой и даже проявляют желание к ее освоению. Полученные данные свидетельствуют о том, что родители готовы включиться в процесс внедрения робототехники на уровне дошкольного образования. В связи с этим на следующий учебный год перед нами встал ряд новых задач:

  1. создать базу данных организаций, оказывающих услуги по организации и проведению занятий по робототехнике для детей дошкольного возврата,
  2. разработать и провести серию мастер-классов по робототехнике для родителей детей дошкольного возраста,
  3. разработать цикл экскурсий в Музее игрушки при ГПОУ СГПК им. И. А. Куратова на тему «История Lego» для дошкольников и родителей,
  4. привлечь родителей дошкольников к подготовке к региональному отборочному туру Всероссийских соревнований «ИКаРёнок» сезона 2017–2018.

Литература:

  1. Концепция создания и функционирования детских технопарков в Республике Коми на период 2017–2019 годов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://law.rkomi.ru/files/56/22332.pdf. Дата обращения: 24.02.2017.
Основные термины (генерируются автоматически): детей дошкольного возраста, родителей детей, родителей детей дошкольного, осведомленности родителей, уровне дошкольного образования, Представления родителей детей, проведения анкетирования родителей, участие родителей детей, осведомленности родителей детей, уровень осведомленности родителей, образовательной робототехнике, отношение родителей, 43% родителей, внедрению робототехники, отношения родителей, родителей дошкольников, Ожидания родителей, 56% родителей, Республики Коми, детей дошкольного возврата.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос