Библиографическое описание:

Иванько А. Ф., Иванько М. А., Алексеева А. С. Компьютерные сети в практике образовательного процесса // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 23-26.



В работе приводится статистика пользователей социальных сетей по различным признакам; рассматриваются основные социальные сети, которые используются и могут применяться в образовательном процессе, выделяются их особенности; затрагивается вопрос о дистанционном обучении, высказываются перспективы применения социальных сетей в образовании.

Ключевые слова:компьютерные сети, социальные сети, образовательный процесс, ВКонтакте, Твиттер, Живой Журнал, дистанционное обучение

The paper provides statistics of social network users on different grounds; It discusses the main social networks, which are used and can be used in the educational process, highlighted their features; addresses the issue of distance learning, voiced perspectives of social networking in education.

Keywords: computer networks, social networks, educational process, VKontakte, Twitter, LiveJournal, distance learning

Анализ социальных сетей.

Цель нашего исследования- использовать все возможные средства для того, чтобы процесс обучения стал интегрированным и увлекательным. Именно социальные сети становятся для этого незаменимым инструментом.

Приведем анализ статистических данных. Статистка приведена за 2015–2016 гг.

  1. Самой популярной сетью в России вновь стала сеть ВКонтакте. Ее ежемесячная аудитория, т. е. количество пользователей, который зашли на свою страницу хотя бы раз за месяц, составила 46617000 человек. Статистика по гендерному признаку следующая: 43,7 % — мужчины, 56,3 % — женщины.
  2. Второе место занимает самая «возрастная» социальная сеть России — Одноклассники. Ежемесячная аудитория — 31514000 человек, причем преобладают в ней представительницы прекрасного пола: 30,9 % пользователей — мужчины и 69,1 % — женщины.
  3. Третье место занимает Facebook. Аудитория этой сети составила 21684000 человек. Статистка по гендерному признаку отличается от ВКонтакте всего лишь на 1,7 %: 42 % пользователей Facebook — мужчины, 58 % — женщины.
  4. Четвертое место досталось социальной сети Мой Мир саудиторией в 16636000 человек. 41,8 % мужчин и 58,2 % женщин.
  5. Пятое место занимает Живой Журнал (LiveJournal), ежемесячная аудитория которого составляет 15180000 человек. В этой социальной сети, в отличие от предыдущих, преобладают мужчины: 55,9 % против 44,1 % женщин.
  6. Шестое место у Instagram. Ежемесячная аудитория социальной сети составляет 12305000 человек. Причем поделиться фотографиями больше всего хотят женщины, у этой социальной сети самый большой процент пользователей женского пола: 77,1 % против 22,9 % мужчин.
  7. Замыкает семерку самых популярных в России социальных сетей Twitterсаудиторией в 7750000 человек. Здесь, как и в Живом Журнале, преобладают мужчины, но не намного: 51,6 % мужчин против 48,4 % женщин.

Теперь рассмотрим самый важный фактор для нашего исследования: возрастной состав пользователей в тех социальных сетях, где это возможно:

Таблица 1

Возраст/Сеть

До 18

18–24

25–34

35–44

45–54

55 истарше

ВКонтакте

24 %

32,3 %

32,1 %

7,1 %

2,4 %

2,1 %

Одноклассники

6,7 %

9,1 %

26,6 %

20,7 %

15,9 %

20,9 %

Facebook

0 %

6,1 %

35,3 %

32,6 %

16,8 %

9,3 %

Мой Мир

6,5 %

8,5 %

23,9 %

25,4 %

18,5 %

17,3 %

Живой Журнал

5,1 %

37,2 %

35,8 %

14,8 %

7,1 %

0,1 %

Таким образом, можно сделать вывод о том, какие социальные сети выбирают преподаватели и обучающиеся и использовать эти данные в образовательных целях. Можно заметить, например, что наиболее актуально на данный момент может быть взаимодействие студентов (32,3 %) и молодых преподавателей (32,1 %) в ВКонтакте или в Живом Журнале (37,2 % и 35,8 %)

Последовательность описания социальных сетей и их выборка определены анализом статистических данных, который был произведен выше, и их совершенной непохожестью друг на друга, что позволяет нам выделить наиболее интересные и полезные для различных аспектов образовательного процесса.

ВКонтакте.

Сеть ВКонтакте дает следующие возможности, которые могут быть полезны для пользователей при выполнении различного рода заданий и вообще в любом аспекте деятельности в образовательном процессе:

− Оперативно узнавать различную информацию относительно предметов, заданий и пр. Достаточно написать собеседнику — и вот у тебя уже есть вся необходимая информация.

− Создавать опросы с вариантами ответов (только лишь после ответа респондент может просмотреть статистику распределения голосов). Эти опросные данные могут быть использованы в качестве подтверждения какой-либо идеи.

− Создавать обсуждения, в комментариях к которым можно собрать всю нужную информацию, которая, в отличие от диалога с его скоростью обмена сообщениями, точно не потеряется.

− Хранить различные документы (Word, Excel, PowerPoint, gif-анимации и пр.), фотографии, аудиозаписи, видеофильмы и др.

ВКонтакте в разы упрощает общение между участниками образовательного процесса, способствует быстрой передаче информации, служит для хранения документов, фото-, видео- и аудиофайлов, а также способствует сбору информации (с помощью тех же опросов, например.)

Живой Журнал. Живи иучись.

Живой Журнал — это блог-пространство, на котором публикуются как сугубо личные записи, так и коллективные блоги (так называемые «сообщества».)

В данной социальной сети есть следующие возможности: комментировать чужие блоги, добавлять блоггеров в друзья, следить за их записями в своей ленте.

Особенности данной социальной сети, которые делают ее полезной и удобной для использования в образовательном процессе:

− Рейтинги постов (ТОП ЖЖ), которые могут быть отфильтрованы по различным признакам: например, по языку, на котором данный пост был написан, территориальные рамки и пр.

− Широкий круг актуальных тем: от поста по кулинарии «как приготовить ежевичный зефир» до постов о проблемах глобализации и «жизни» межпланетных станций.

− Возможность настроить ленту блогов под свои предпочтения или найти посты про интересующую вас лишь только в данный момент информацию.

Живой Журнал — это вообще словно бы и не кончающийся сборник статей, в котором есть абсолютно все. А самое главное — вы тоже можете попробовать себя в качестве журналиста или написать какую-либо работу по неизученной теме, в которой вы хорошо ориентируетесь.

Twitter.

Твиттер — это социальная сеть для микроблоггинга, там публикуют небольшие (140 символов) посты различной направленности. В Твиттере очень много известных личностей: от ютьюберов развлекательных каналов до политиков.

Можно привести ряд преимуществ использования Twitter’a в образовательных целях:

− Ограниченность символов. Да-да, именно то, что так критикуют, можно использовать как невероятное преимущество. 140 символов — это все, что есть у автора поста, чтобы заинтересовать читателя. Именно благодаря этому так популярны различные новостные ленты СМИ, микроблоги о достижениях науки и техники¸ микроблоги, состоящие из цитат известных литературных произведений и т. д.

− Распространенность в данной среде интернет-пространства использования фотографий, иллюстраций, анимаций, видео и пр. Причем, они не входят в установленное в 140 символов ограничение. Это — ориентированность на практическую деятельность учащихся, на формирование компетенций (умение применять свои знания на практике.)

− Простая поисковая система социальной сети. ВКонтакте с каждым днем набирает популярность использование хэштегов (особенно — под записями одних и тех же пабликов, например.) В Twitter’е это очень просто, ведь большинство пользователей ими пользуются. Также в социальной сети есть поиск по ключевым словам с двумя возможными списками: самые популярные твиты и все твиты (список начинается с последних опубликованных.)

− Возможность сохранить интересующие вас твиты (различные фото- и видеоматериалы, ссылки, новости и др.) путем добавления их в избранное.

Пожалуй, важнейшая особенность Twitter’a — это актуальность публикуемой информации, возможность в «прямом эфире» следить за интересующими пользователя событиями (от новостных сводок, которые могут обновляться буквально каждые 5 минут, до публичных переписок известных лиц.) Таким образом, вы сможете, прочитать твиты на любую из этих тем.)

YouTube.

Пользователи YouTube могут совершать различные действия с видео: загружать и просматривать их, создавать различные списки с ними (по темам, например), оценивать, оставлять комментарии и получать отклик непосредственно от автора видео.

Преимущества данного веб-сервиса для использования в образовательных целях следующие:

− Широчайший тематический спектр видео.

− Практическая направленность видео (видео, которые можно условно назвать как-сделать-что-угодно.)

− Стирание границ между разными социокультурными группами и разрушение стереотипов.

YouTube — это невероятный формат, который обязательно должен быть использован в образовании.

Во-первых, это будет очень удобно для всех обучающихся: в любой момент времени, он может открыть нужное ему видео на его гаджете.

Во-вторых, около 50 процентов всей запоминаемой человеком информации представляет собой визуальный ряд с использованием звука, лишь около 20 процентов составляет визуальная информация, не сопровождающаяся звуковым оформлением.

В-третьих, появляются новые продуктивные задания для обучающихся: возможность создания видео.

Дистанционное обучение.

Дистанционное обучение, в отличие от всех других видов, совершенно невозможно без использования компьютерных сетей. Образовательный процесс может выходить не только за пределы города, в котором проживает обучающийся, но и за пределы страны.

Из-за территориальной удаленности обучающегося в дистанционном обучении можно обозначить ряд преимуществ, которые выделяют его по сравнению с другими формами обучения:

− Первая и наиболее очевидная — это отсутствие финансовых затрат, связанных с передвижением к месту обучения.

− Отсутствие временных затрат, требующихся для того чтобы добраться к месту обучения.

− Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, который заключается в возможности преподавателя давать различные по глубине исследования задания, учитывать особенности обучающихся.

− Возможность для обучающегося самостоятельно заниматься планированием своего учебного процесса.

− Получение доступа к локальной сети учебной организации (например, объемные электронные библиотеки или высланные преподавателем ссылки на различные необходимые электронные ресурсы.)

− Работа с современными средствами информационных технологий возможность использовать различные программы, использующиеся в разных дисциплинах (развитие межпредметных связей.)

− Гибкость учебного процесса (возможность менять глубину изучаемого материала, его объем.)

− Рост количества обучающихся (так как нет необходимости учитывать площадь учебных помещений.)

− Возможность обучения различных групп (в т. ч. людей с различными заболеваниями и физическими несовершенствами, которые не позволяют им быть мобильными.)

В итоге можно говорить о том, что использование сети Интернет открывает для обучающихся новые возможности, которые еще совсем недавно казались неосуществимыми.

Перспективы развития.

Социальные сети -это свершившийся факт, нужно помнить о том положительном влиянии, которое они оказывают на нашу жизнь, в том числе на образовательный процесс.

Нужно развивать использование социальных сетей. И хорошо, что большинство образовательных учреждений и других организаций это понимают и создают на данной «основе» различные проекты, которые способны «стереть» территориальные рамки, ограничивающие нас. Это особенно важно для такой большой страны, как Россия.

Литература:

  1. Иванько А. Ф., Иванько М. А. Информационные технологии в издательском деле. Учебное пособие. Москва-МГУП им. Ивана Федорова, 2013, – 136 с. ISBN 978–5-8122–1268–1.
  2. Зайнудинов С., Землянский А. А., Тинякова В. И., Иванько А. Ф., Иванько М. А. Прикладные аспекты информационных технологий. Учебное пособие, М: Издательство РГАУ-МСХА им. Тимирязева, 2014. – 324 с. ISBN 978–5-9675–1074–8.
  3. Информационные системы в издательском деле: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 42.03.03 — Издательское дело, квалификация выпускника — бакалавр / А. И. Винокур, Иванько, А.Ф., Иванько, М.А.; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Моск. гос. ун-т печати имени Ивана Федорова». — М.: МГУП имени Ивана Федорова, 2015. — 196 с.
  4. Иванько А. Ф., Иванько М. А., Маркова Н. В. Образование и социальные сети. Новая наука: Проблемы и перспективы. Международное научно-периодическое издание по итогам международной научно-практической конференции (26 декабря 2016 г., г. Стерлитамак). В 3 ч. Ч. 3. Стерлитамак: АМИ, 2016. – с. 170–175.
  5. Достоинства и недостатки дистанционного обучения // Образование: путь к успеху. — Уфа, 2010.
  6. Максим Капинус. Открываем блог: секреты и советы // Домашний ПК: журнал. — 2011. — № 6 (150). — С. 64–67.
  7. Российские педагоги в зеркале международного сравнительного исследования педагогического корпуса (TALIS 2013) [Текст] / под ред. Е. Ленской, М. Пинской; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 36 с. — (Современная аналитика образования. Вып. 1). — 200 экз. — ISBN 978–5-7598–1326–2 (в обл.).
  8. Социальные сети и виртуальные сетевые сообщества / отв. ред. Верченов Л. Н., Ефременко Д. В., Тищенко В. И. — М: ИНИОН РАН, 2013. — 360 с. — ISBN 978–5-248–00644–1.
Основные термины (генерируются автоматически): социальной сети, социальных сетей, социальные сети, Живой Журнал, образовательном процессе, social networks, образовательного процесса, Социальные сети, аудитория социальной сети, Ежемесячная аудитория, ежемесячная аудитория, of social, дистанционном обучении, гендерному признаку, различным признакам, distance learning, Живом Журнале, educational process, основные социальные сети, Ивана Федорова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос