Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 12.03.2017

Статья просмотрена: 791 раз

Библиографическое описание:

Егорова Д. С. Теоретические основы управления затратами на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) на автотранспортном предприятии // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 224-226. — URL https://moluch.ru/archive/144/40372/ (дата обращения: 21.05.2018).



В статье рассматриваются понятие и виды затрат применительно к автотранспортному предприятию. Подробно исследуется состав статьи затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильного транспорта и факторы, влияющие на их планирование. Предложены способы снижения себестоимости услуг транспортного предприятия, в той части, которая зависит от затрат на работы по ТО и ТР.

Ключевые слова: классификация затрат, транспортное предприятие, техническое обслуживание, текущий ремонт, снижение себестоимости, факторы, планирование затрат

Управление затратами на автотранспортных предприятиях (АТП) включает множество проблем, которые рассматриваются обязательно с учетом особого места транспорта в экономике. Отраслевая позиция предполагает влияние управления затратами на уровень конкурентоспособности АТП за счет использования политики более гибких тарифов, основанных на снижении себестоимости единицы транспортных услуг.

Затраты характеризуют фактический объем ресурсов в денежном выражении, использованных в определенных целях.

Термин «затраты» употребляют, если речь идет о фактическом использовании ресурсов на производство и формировании себестоимости единицы транспортной услуги.

Три важных положения формируют базовое представление о сущности затрат предприятия [7, c. 147]:

− затраты всегда определяются в соотношении с конкретными задачами, целями, то есть расчет объема использованных ресурсов производится в денежном выражении в целом по предприятию, по его производственным подразделениям или по основным функциям производства услуг (продукции);

− объем ресурсов, использованных для производства услуг (продукции) допускается выражать в денежных и натуральных единицах, но в экономических расчетах затраты получают зачастую денежное выражение;

− использование ресурсов определяет затраты, отражая, виды и количество израсходованных ресурсов при производстве и реализации услуги (продукции) в определенный период времени.

В настоящее время выделяют множество видов группировок затрат на АТП, в частности, по признакам различного характера [3, c. 1028]:

− экономическая роль в процессе производства: накладные и основные;

− вид услуг: возникающие в процессе складского хранения, осуществления логистических и экспедиционных услуг, транспортировки, грузопереработки, погрузочно-разгрузочных операций и др.;

− периодичность возникновения: единовременные и текущие;

− вид перевозок: километровые, повременные, сдельные;

− элементы затрат: амортизация основных средств, отчисления на социальные нужды, на оплату труда, материальные и др.;

− целевое назначение затрат: коммерческие, прочие производственные, потери от брака, общехозяйственные, общепроизводственные, отчисления на социальные нужды, заработная плата производственных рабочих, энергия и топливо на технологические цели, услуги сторонних предприятий производственного характера, а также возвратные отходы, материалы и сырье;

− время возникновения и отнесения на себестоимость: будущих периодов, предстоящие, текущие;

− метод отнесения затрат на производство: косвенные и прямые;

− отношение к объему производства: условно-переменные, условно-постоянные.

В процессе образования себестоимости транспортной продукции затраты принимают прямое или косвенное участие, поэтому они делятся соответственно на прямые и косвенные.

Затраты на техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) относятся к прямым и включаются непосредственно в себестоимость единицы транспортной продукции. В то же время величина данного вида затрат зависит от изменения общего пробега автомобилей и потому являются переменными, рассчитываются на 1 км пробега.

Статья затрат «ТО и ТР подвижного состава» состоит из нескольких разнородных экономических элементов и называется комплексной, включает планирование затрат на выполнение ежедневного обслуживания (ЕО), ТО-1, ТО-2 и ТР (капитальные ремонты агрегатов, прицепов и автомобилей производятся за счет средств амортизационного фонда), а также затраты на ремонт и ТО прицепов и автомобилей своими силами, оплату услуг по ТО и ТР, оказываемых сторонними организациями, стоимость материалов и запасных частей к автомобилям (рисунок).

Рис. 1. Затраты на ТО и ТР в общей структуре затрат [1, c. 139]

ТО и ТР, выполняемые собственными силами транспортного предприятия, образуют следующие виды затрат [5, c. 193]:

− заработная плата и премии водителей и рабочих, осуществляющих текущий ремонт и заняты на проведении ТО;

− отчисления от затрат на оплату труда водителей и рабочих, занятых в процессе проведения ТО и ТР, в Фонд занятости населения, в Пенсионный фонд отчисления на социальное страхование и в Фонд обязательного медицинского страхования;

− стоимость материалов, воды для технологических нужд, смазочных материалов и запасных частей;

− наценки снабженческо-сбытовых организаций в части, приходящейся на стоимость материалов, запасных частей и прочих расходных материалов, используемых в процессе выполнения ремонта и технического обслуживания в отчетном периоде, а также транспортно-заготовительные расходы;

− амортизационные отчисления по соответствующим основным производственным фондам;

− плата за аренду помещений, оборудования и прочих необходимых для процесса осуществления ТО и ТР активов, износ соответствующих нематериальных активов.

АТП, образуя ремонтный фонд, плановые и фактические затраты, связанные с оплатой проводимых по ТО и ТР подвижного состава работ, относят на ремонтный фонд в определяемых нормативом отчислений размерах, базой исчисления которых является балансовая стоимость подвижного состава.

Общая сумма затрат на выполнение работ, связанных с ремонтом и ТО, специализированными предприятиями (сторонними организациями), слагаются из сумм, указанных в выставленных ими счетах за выполненные работы [4, c. 249].

Факторами, влияющими на планирование затрат по статье «ТО и ТР», являются как модификация подвижного состава, цены на запчасти и комплектующие, срок эксплуатации подвижного состава, условия эксплуатации, так и природно-климатические условия.

Главный фактор, позволяющий снизить объем затрат на ТО и ТР — увеличение коэффициента использования пробега и грузоподъемности. При этом повышается выработка на 1 км пробега и 1 час работы автомобиля, в результате чего снижается уровень затрат на содержание автомобильного парка по всем статьям затрат, в особенности по статье затрат на ТО и ТР, что обеспечивает значительное снижение себестоимости перевозок.

Снижение себестоимости от сокращения затрат на ТО и ремонты определяют как произведение разницы в стоимости ТО и ТР, приходящейся на 1 км пробега в планируемом и отчетном периодах, и общего количества километров пробега по плану [2, c. 56].

Значительная экономия также может быть получена в результате снижения затрат на ТО и ТР за счет совершенствования организации ТО, механизации работ и т. д. Сокращение объема работ или количества технических воздействий может вызвать повышенных износ автомобилей и в результате снижение межремонтных пробегов, что явится причиной увеличения расходов на ТР.

Снижение расходов на эксплуатационные ремонты достигается путем увеличения межремонтных пробегов при своевременном и высококачественном проведении всех видов ТО, соблюдения правил технической эксплуатации подвижного состава и выполнения ТР в необходимые сроки и с высоким качеством [6, c. 72].

Увеличение межремонтных пробегов автомобилей снижает себестоимость перевозок не только из-за снижения стоимости ТР, но и за счет увеличения коэффициентов технической готовности и выпуска автомобильного парка, а следовательно, повышения производительности подвижного состава (при этом уменьшается доля накладных расходов на единицу транспортной продукции).

Литература:

  1. Гилева А. П., Лерман Е. Б., Эйхлер Л. В. Экономическое обоснование затрат автотранспортного предприятия: Учебно-методическое пособие. — Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, 2016. — 80 с.
  2. Горбунова З. В., Колчин В. С. Экономика отрасли: автомобильный сервис. — Иркутск: Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2016. — 102 с.
  3. Куликова Г. А., Малашенко В. М. Модификация методики анализа доходов и расходов транспортных предприятий в условиях кризиса российской экономики. //Экономика и предпринимательство. — 2016 — № 2–2 — С. 1027–1034.
  4. Логинова Н. А. Планирование на предприятии транспорта: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2014. — 320 с. (249).
  5. Туревский И. С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. — М.: Инфра-М, 2015. — 288 с. (193).
  6. Шпильман Т. М., Стрельникова Л. М., Горбачев С. В. Экономика автотранспортного предприятия: учебное пособие. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014. — 142 с. (72).
  7. Экономика и организация автотранспортного предприятия: учебник и практикум для академического бакалавриата /под ред. Е. В. Будриной. — М.: Юрайт, 2016. — 268 с. (147)
Основные термины (генерируются автоматически): подвижного состава, планирование затрат, текущий ремонт, виды затрат, техническое обслуживание, эксплуатации подвижного состава, км пробега, сущности затрат предприятия, метод отнесения затрат, состав статьи затрат, классификация затрат, затрат автотранспортного предприятия, целевое назначение затрат, ТР подвижного, видов группировок затрат, снижение себестоимости, общей структуре затрат, Статья затрат «ТО, следующие виды затрат, результате снижения затрат.


Ключевые слова

планирование затрат, техническое обслуживание, факторы, классификация затрат, транспортное предприятие, теку-щий ремонт, снижение себестоимости

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос