Авторы: Кузнецова Лейла Эдуардовна, Любченко Александра Анатольевна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 09.03.2017

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Любченко А. А. Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 372-374.



В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.

Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология, конфликтогенность, стратегии поведения в конфликте

Проблема социального конфликта всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества, любого человека. Конфликты в трудовых организациях, управление нередко оказывают определяющее влияние на качество деятельности человека, его эмоциональную удовлетворенность, социально-экономический статус. Согласие в семье и с самим собой, умение понять себя и адекватно удовлетворять свои потребности выступает важнейшим условием счастливой жизни каждого человека.

Все это говорит о решающей роли конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, организации, общества в целом.

Жизнь доказывает, что конфликты не относятся к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. А именно так в основном управляют социальными конфликтами сегодня руководители различных уровней. Сколько-нибудь эффективное воздействие на социальный конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и разрешения.

Одно из следствий реформирования российского общества — рост количества и разнообразия социальных конфликтов. Однако суть не в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы разнообразными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты должны разрешаться конструктивно, гуманными, цивилизованными способами [1].

Последствия конфликтов часто носят отдаленный затяжной характер, и казавшийся позитивный конфликт часто аннулируется негативными последствиями. Негативные эмоции, стрессовое состояние, нервно-психическое напряжение сопровождающее конфликт со временем приводит к истощению нервной системы, хронической усталости, невротизации личности, появлению неуверенности в себе, тревожности, неустойчивости поведения, неспособности добиваться сознательно поставленных целей.

Одна из причин усиливающегося социального напряжения в обществе состоит как в повышение агрессивности социальной среды, так и в нашем неумении конструктивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, ну и вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречий, а на взаимное противодействие, нанесение противнику максимального ущерба. Становясь самоцелью, борьба не может служить движущей силой развития личности и общества в целом.

Для того, чтобы оценивать конфликтогенность принимаемых решений, предупреждать возникновение и деструктивное разрешение конфликтов, каждый человек и особенно руководитель должен обладать необходимыми знаниями о конфликте как явление, постоянно сопровождающем человеческую жизнь и угрожающем ей.

Ключевая роль конфликтов в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества в целом вызывает необходимость создания и быстрого развития специальной науки, занимающейся изучением, прогнозированием, регулированием конфликтов. Основы такой науки — конфликтологии — в России уже созданы. Наиболее современным подходом в конфликтологии является информационный подход к изучению и регулированию конфликтов. Информация играет важную роль во взаимодействии сложных систем. В конфликтах она определяет возникновение, развитие и завершение ситуации противодействия оппонентов. У каждого из участников конфликта формируется своя информационная модель конфликтной ситуации. Особенности этих моделей определяются спецификой ценностей, мотивов и целей людей. В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу, может существенно искажаться и теряться. Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информации не только при общении оппонентов, но и в самом восприятии людьми окружающего мира. Человек часто видит мир сквозь призму своих личных интересов, что во многом естественно. Психика обрабатывает поступающую в нее информацию на основе принципа эгоцентризма. Эгоцентризм приводит к непониманию того, что у других людей, естественно могут существовать иные точки зрения, даже противоположные нашей [1].

Исследование информационных причин и последствий эгоцентризма важно для коррекции поведения человека в конфликтных ситуациях. Информация оказывает решающее воздействие на развитие конфликтологии как науки.

Таким образом, конфликтология при условии ее быстрого развития может сыграть в реформировании российского общества весьма прогрессивную роль, помочь руководителям всех уровней принимать менее конфликтогенные решения, более конструктивно вести себя в различных социальных конфликтах, сохранять здоровье, благосостояние и даже жизнь миллионам россиян, ежегодно несущим огромный ущерб в результате деструктивных последствий внутриличностных и социальных конфликтов.

Особое внимание в конфликтологии уделяется изучению социально-психологических факторов формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.

Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.

Модель американского психолога К. Томаса показывает, что выбор поведения в конфликте зависит как от интересов участвующих в конфликте сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Сам стиль поведения в конфликте определяется, во-первых, мерой осуществления собственных интересов (личных или групповых) и степенью активности или пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп — индивидуальные или совместные.

Американские ученые Р. Блейк и Дж. Мутон использовали несколько иную двумерную модель, измерениями которой явились направленность на достижение результата, на дело, и ориентация на человека, на взаимоотношения. Соответственно этим измерениям данные авторы по разным основаниям выделили сходные стратегии взаимодействия как способы урегулирования конфликтов: соперничество (конкуренция, противоборство) — открытая борьба как стремление добиться своих интересов в ущерб другой стороне; сотрудничество (кооперация) — удовлетворение интересов обеих сторон; компромисс — урегулирование конфликта посредством взаимных уступок, т. е. частичного удовлетворения одних интересов за счет отказа от некоторых других; избегание (уход) — желание выйти из ситуации, не настаивая на своем, но и не способствуя удовлетворению потребностей другой стороны; приспособление — отказ от своих интересов, сглаживание противоречий в пользу другой стороны и сохранение отношений [1].

Находясь в конфликтной ситуации, можно выбрать и реализовать тот или иной стиль поведения в конфликте в зависимости от того, насколько большое значение имеют для участников личные цели и хорошие взаимоотношения с другой стороной.

Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами, которые могут быть сведены в две группы: факторы ситуации и личностные факторы.

Выбор стратегии поведения зависит от конкретной ситуации, и даже соперничество, при определенных условиях, может являться единственно верной стратегией. Однако если рассматривать выбор стратегии поведения не как ситуативное действие, детерминированное обстоятельствами, а как стабильную, устойчивую характеристику личности, тогда ответ на вопрос о том, что более продуктивно в отношениях с другими людьми: конкуренция, конфронтация или кооперация, сотрудничество, будет иным. Конкуренция стимулирует активность, инициативу, напористость в достижении целей, но при этом игнорируется другой человек. Сегодня общемировые тенденции гуманизации общества, управления производством, образованием свидетельствуют о том, что особую ценность приобретает готовность сотрудничать с окружающими, налаживать совместную деятельность, находить компромиссы.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, иногда доминирует одна из них. Порой конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче в ход пускается соперничество, которое может также оказаться неэффективным. Тогда вновь происходит обращение к сотрудничеству, что приводит к успешному разрешению конфликта [2].

Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми.

Помимо низкой конфликтоустойчивости, типичной личностной причиной конфликтов выступает плохо развитая у человека способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию ему. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя неадекватно ситуации социального взаимодействия, поступает не так, как этого ожидают партнеры по общению. Оценка поведения человека, который не понимает эмоций и чувств партнера по взаимодействию, как нежелательного или недопустимого может вызвать конфликтную ситуацию.

Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностного конфликта. Уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная перспективная цель); во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате успеха или неудачи прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности. Человек нередко переживает внутриличностные конфликты, связанные с завышенными желаниями и недостаточными возможностями для их удовлетворения. Завышенная самооценка вызывает, как правило, негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная самооценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.

Одной из наиболее часто встречающихся причин конфликтов являются индивидуально-типологические особенности личности.

Проведенное нами психодиагностическое обследование показало, что наиболее распространенной стратегией поведения в конфликтной ситуации среди студенческой молодежи является соперничество. Для 15 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является сотрудничество; для 60 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является соперничество; для 5 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является избегание; для 10 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является компромисс; для 10 % студентов, доминирующей стратегией поведения в конфликте является приспособление.

Можно утверждать, что выбор стратегии поведения в конфликте обусловлен определенными индивидуально-типологическими особенностями личности.

Для студентов, стремящихся к сотрудничеству, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как уравновешенность процессов возбуждения и торможения нервной системы, выраженная подвижность нервных процессов.

Для студентов, стремящихся к соперничеству, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как преобладание возбуждения нервной системы над торможением, выраженная подвижность нервных процессов.

Для студентов, стремящихся к компромиссу, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как незначительное преобладание возбуждения нервной системы над торможением, выраженная подвижность нервных процессов.

Для студентов, стремящихся к приспособлению, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как преобладание торможения нервной системы над возбуждением, выраженная подвижность нервных процессов.

Для студентов, стремящихся к избеганию, в конфликте характерны такие психофизиологические особенности как преобладание торможения нервной системы над возбуждением, выраженная инертность нервных процессов.

Можно утверждать, что индивидуально-типологические особенности личности влияют на выбор стратегии поведения в конфликте. Осознанный анализ конфликтов и поиски путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон существенно продвигает человека по пути самопознания и помогает разобраться во многих особенностях внутренней жизни.

Литература:

  1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А. И. Конфликтология: Учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 551 с.
  2. Крогиус, Н. В. Личность в конфликте / Н. В. Крогиус. — Саратов: ГСУ, 1976. — 142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стратегии поведения, доминирующей стратегией поведения, конфликте характерны, выбор стратегии поведения, подвижность нервных процессов, нервной системы, стратегий поведения, стиль поведения, психофизиологические особенности, Выбор стратегии поведения, поведения человека, торможения нервной системы, конфликтной ситуации, конфликте сторон, жизни отдельного человека, преобладание возбуждения нервной, коррекции поведения человека, преобладание торможения нервной, социальных конфликтов, распространенной стратегией поведения.

Ключевые слова

социальный конфликт, конфликтология, конфликтогенность, стратегии поведения в конфликте

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос