Автор: Калиновская Марина Александровна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (26) март 2011 г.

Статья просмотрена: 2800 раз

Библиографическое описание:

Калиновская М. А. Особенности социального интеллекта и выбора стратегий поведения подростков // Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 88-91.

Социальный интеллект – это понятие, которое вошло в современную психологию во второй половине двадцатого века усилиями таких известных исследователей, как Эдвард Ли Торндайк, Джой Пол Гилфорд, Роберт Дж. Стернберг и др. Социальный интеллект – способность правильно понимать поведение людей, поэтому эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации современных подростков.

Прорываясь к взрослости, подросток обнаруживает различия в самом себе и начинает отделять отношение к себе как к ребенку и отношение к себе как взрослому. В этот период происходит осознание и завоевание подростком своего места в широких социальных отношениях и взаимодействиях. Подросток бросает все свои усилия и энергию на то, чтобы добиться нового социального статуса [2]. Социально-интеллектуальные способности и социально-поведенческие действия приобретают качественно иной характер. Так, подросток начинает сравнивать основания товарищеских и дружеских отношений, которые возникают среди взрослых и среди детей; он сосредоточивает внимание на сходстве и различиях эмоциональных выражений при одной и той же ситуации у детей и взрослых; он выделяет и классифицирует особые стили поведения и общения в среде взрослых. Подростки стремятся не столько вслушиваться, сколько «всматриваться» в человеческие отношения. Следовательно, происходит переориентация функций социального интеллекта: от узнавания и отражения к анализу и сравнению. Меняется и качество социального интеллекта. Качественно иным становится социальный интеллект подростка, решающий задачи прогнозирования последствий социальных действий. Стремление к взрослости побуждает подростка отойти от прямолинейности и стремиться к вовлечению большого количества факторов, дающих возможность с достаточной четкостью предвидеть последействия. Усложняется и такое свойство социального интеллекта – как свойство проникать в социальные чувства (согласно Альфреду Адлеру «социальные чувства» или «социальный интерес» понимается как инстинктивная и в то же время сознаваемая и управляемая способность "видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого") и духовные ценности других людей. Как и в ситуации сравнения поведения взрослых и поведения детей, подростки начинают осознавать разницу между чувствами детей и чувствами взрослых. Они вникают в суть чувств, ранее им недоступных. Их начинают интересовать нюансы чувств [1]. Проявляются явно гендерные различия в социальном интеллекте. По результатам исследований, у девочек-подростков развивается стремление к развитию взаимоотношений и привязанности, а у мальчиков – способность предвидеть и контролировать окружение. Коммуникативно-личностный потенциал больше развит у девочек. Они чаще лучше мальчиков описывают свои чувства, точнее определяют чувства других и выражают сопереживание. Девочки-подростки демонстрируют большую коммуникативную совместимость и успешность в общении. Мальчики-подростки лучше владеют своими чувствами и способны контролировать собственные эмоциональные состояния [4]. Ощущая себя взрослыми, подростки становятся более чуткими к нуждам и желаниям других людей. Они становятся способными осмысливать соотношения внешнего поведения и внутреннего мира окружающих. Следовательно, социальный интеллект позволяет подросткам не только «всматриваться», но и «вчувствоваться» во взрослый мир [2].

Существенные изменения происходят и в содержании социальной компетентности подростков. Для подростков, стремящихся к взрослости, становится актуальным рационально вести себя в жизненных ситуациях, принимать решение со знанием дела. Компетентность начинает включать в себя способность преодолевать внутренние и внешние препятствия при выстраивании отношений с окружающими людьми, группами и социальной средой. Подростки начинают осознавать личностные качества, что позволяет им действовать компетентно. К способности взаимодействовать с другими людьми добавляются способность относиться к самому себе как субъекту жизнедеятельности. Добавляется способность принимать решение относительно самого себя и стремиться к пониманию собственных чувств и требований. Подростки вынуждены самостоятельно, без помощи взрослых, справляться с многочисленными задачами социального выбора. Это обостряет ценностно-смысловое отношение к содержанию компетенций и требует от подростка осознания своих способностей влиять на ход событий и на действия других людей. Социальная умелость подростка отражается не только на непосредственных отношениях со сверстниками и взрослыми людьми, но и на опосредованных (даже помимо своей воли) действиях и отношениях. По мнению Лаврентьевой Зои Ивановны, это ведет к тому, что в содержании компетентности востребованными становятся такие ее стороны, как умелость жить вместе и умелость жить вообще. Подросток учится понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права. Появляется система сложных социальных умений и навыков, отрабатываются сценарии поведения в типичных социальных ситуациях, совершенствуются механизмы самоконтроля и саморегуляции. Коммуникативная и вербальная компетентность определяют позицию подростка в группе сверстников и в умелости построения отношений со взрослыми [3]. Перед подростком стоит непростая задача – найти компромисс (гармонию) индивидуального и общественного в собственном интересе к обществу и людям. Движение происходит от интересов, обусловленных индивидуальными потребностями и индивидуальными мотивами, к интересам, связанным с решением общечеловеческих проблем. Подросток начинает осознавать, что от результатов решения общечеловеческих проблем зависит его индивидуальный социальный интерес. Социальный интерес сопрягается с неизбежностью в этом случае с социальной ответственностью. Влияет на социальный интерес активное стремление подростков к самопознанию, самовыражению и самоутверждению. Подростки, добиваясь признания во взрослом мире, стараются вникать в его нужды и потребности, пытаются скоординировать личные и общественные интересы. Они становятся особенно чуткими к мнению сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера. Эталоны межличностного восприятия, которыми пользуются подростки, оценивая интересы окружающих людей, становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнениями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и потребностями. Итогом этих процессов становится изменение всей системы отношений с окружающими людьми и самим собой: подростки стремятся выработать у себя полезные качества личности, характерные для достижения устойчивого положения в обществе. В этом возрасте становятся востребованными организаторские и лидерские способности подростков, что, несомненно, отражается на обогащении социального интереса. В подростковом возрасте расширяется объем социального интереса. Он выходит за пределы семьи, группы, региона, страны. Подростки начинают интересоваться судьбами мира, человечества, соотносить свою личную судьбу с судьбой человеческого общества, с изменениями, которые происходят в нем. Главной особенностью этого возраста является вхождение подростка в активную социальную жизнь. Чувство взрослости позволяет подросткам обнаруживать веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мысли и чувства. Получив свободу действий в группах сверстников, подросток требует расширения своих прав во взаимодействии с взрослыми. Он включается в формирование социальных ценностей, в обсуждение смыслов отношений. Все это и приводит подростков, находящихся под влиянием позитивных общественных образцов, к высокому уровню общественной активности. Вместе с тем, следует постоянно иметь в виду, что естественная активность и динамизм подростков, остающаяся без надлежащего управления, проявляется в открытой стихийности, спонтанности, неконтролируемых порывах и рискованных действиях. Другими словами, для подростков, предоставленных самим себе, характерен динамизм в себе, активность для активности, которые открывают путь к различным формам девиации. Поэтому так важна целенаправленная работа по поддержке активности подростка с целью его социального развития [2].

Подростковый возраст не только биологическая, но и социальная категория. Именно в этот период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной позиции, при этом психологические и личност­ные процессы развития подростка совершаются не плавно, а скачкообразно и противоречиво. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. Возникшее у подростка «чувство взрослости» выражается в стремлении к самостоятельности, желании, чтобы стар­шие уважали достоинство его личности, считались с его мнением [3].

Как показывают работы различных авторов в области поведения подростка в системе межличностных отношений, изучение негативных проявлений в поведении подростка необходимо начинать, прежде всего, с исследования системы его межличностных взаимоотношений со сверстниками, с изучения особенностей развития коммуникативных способностей личности.

Основываясь на проведенном анализе научной литературы, посвященной определению, содержанию, особенностям социального интеллекта подростков, мы пришли к выводу о том, что именно этот период наиболее сензитивен для выработки новых стилей взаимодействия с самим собой и социумом, обретения и развития коммуникативных стратегий. Коммуникативные стратегии, используемые в общении, являются важной характеристикой коммуникативного поведения ребенка.

Нами было проведено исследование по методике В.П. Пугачева «Диагностика коммуникативных стратегий» на базе МОУ СОШ №8 г. Сергиева Посада, в котором приняли участие 21 человек из 7-го класса, 25 человек из 8-го класса, 20 девятиклассников и 13 человек из 10-го класса. Данная методика, в отличие от наиболее часто используемого теста Томаса, разработана на материале пословиц, что позволяет избежать при диагностике феномена социальной желательности. Цель: изучение особенностей коммуникативных стратегий подростков. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике

Тип

7 класс (чел.)

8 класс

(чел.)

9 класс

(чел.)

10 класс

(чел.)

Всего

(чел.)

%

Тип 1. «Черепаха»

4

0

2

2

8

10,1

Тип 2. «Акула»

4

2

1

2

9

11,4

Тип 3. «Медвежонок»

3

7

6

4

20

25,3

Тип 4. «Лиса»

5

4

1

0

10

12,7

Тип 5. «Сова»

5

12

10

5

32

40,5

Анализ полученных результатов позволяет оценить степень выраженности у обследуемых тенденций к проявлению в конфликтных ситуациях соответствующих форм поведения: так, у учащихся 7-го класса в равной степени преобладают тип 4 (индивид, предпочитает в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же) и тип 5 (характерно сотрудничество, не забывают о своих интересах, но при этом учитывают и интересы другой стороны). Среди учащихся 8-10 классов преобладающим стал тип 5. Интересно, что среди учащихся 8-го класса не встретился тип 1, что дает нам предполагать, что учащиеся были не совсем искренни, либо среди них на самом деле не оказалось таких, которые предпочитают разрешать конфликты собственными силами и для которых на первом месте – собственные цели. Среди учащихся 10-го классов не встретился тип 4, который характеризует компромиссное поведение. По доминирующему стилю в целом, преобладает поведенческая стратегия 5. Таким образом, чем лучше подросток понимает собственные мотивы и мотивы поведения другого человека, тем ему легче урегулировать любой конфликт. Следует учитывать, что в данной методике индивид оценивает сам себя, и поэтому результаты не должны рассматриваться как истина в последней инстанции.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что социальный интеллект оказывает влияние на поведение подростков в различных ситуациях и обуславливает выбор стратегий поведения. Проведенное исследование не претендует на завершенность и требует дальнейшего изучения особенностей взаимосвязи социального интеллекта и коммуникативных стратегий, так как, несмотря на то, что высокий уровень развития социального интеллекта предусматривает высокий уровень развития конструктивного поведения в конфликтах, в частности, и в социальном взаимодействии, в целом, данных по этому поводу явно недостаточно.


Литература:
  1. Карпович Т.Н. Социальный интеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. – 2002, №3.
  2. Куницына Н.В. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1972.
Лаврентьева З.И. Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков// Автореферат диссертации, Новосибирск, 2009
  1. Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. – 2005, №6.


Основные термины (генерируются автоматически): социального интеллекта, социальный интеллект, коммуникативных стратегий, стратегий поведения подростков, социальный интеллект подростка, социального интеллекта подростков, области поведения подростка, свойство социального интеллекта, Особенности социального интеллекта, качество социального интеллекта, социального интереса, функций социального интеллекта, коммуникативных стратегий подростков, Социальная умелость подростка, развития социального интеллекта, исследование социального интеллекта, сравнения поведения взрослых, взаимосвязи социального интеллекта, подростка «чувство взрослости», Социальный интеллект.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос