Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан в конфликтных ситуациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Шварева Л. В., Раскачкина Е. В., Масалим И. Е. Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан в конфликтных ситуациях // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 578-582. — URL https://moluch.ru/archive/138/38810/ (дата обращения: 14.11.2018).



В статье проводится анализ стратегий поведения в конфликте курсантов казахской национальности. Особое внимание уделяется уточнению и расширению представлений о факторах, влияющих на стратегию поведения в конфликтных ситуациях курсантов государства Казахстан. В статье делается вывод об особенностях поведения курсантов казахской национальности в конфликтных ситуациях, отличающихся стремлением к сотрудничеству и ответственностью за имидж нации в глазах другого государства.

Ключевые слова: Вооружённые силы, стратегии поведения, курсанты казахской национальности, конфликтные ситуации

Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 02.01.2017) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» в пункте 19 прямо ориентирует военнослужащих на уважение чести и достоинства других военнослужащих, выручение их из опасности, помощи им словом и делом, удерживании от недостойных поступков, не допущении в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействии командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. От военнослужащих требуется соблюдение правил воинской вежливости, и поведения [3].

Однако практика показывает, что построение бесконфликтных отношений в курсантской среде является весьма сложной задачей, поскольку зависит от множества не только внутренних, но и внешних факторов образовательной среды военного учебного заведения.

Данная статья посвящена управлению конфликтами среди курсантов казахской национальности военного вуза. В учреждениях военного образования существуют подразделения разных уровней. Это влечёт присутствие разных социальных групп с разным уровнем материального обеспечения, развития, возрастного и национального состава, преобладание курсантов мужского пола в вузе военно-инженерного профиля. На фоне этих особенностей возможность появления конфликтов разных видов и уровней очевидна.

Социальная напряженность в коллективе курсантов военного вуза зависит также и от динамичных реформ военного образования, сопровождающихся радикальными изменениями всей системы военных социальных отношений, что, в свою очередь, обостряет и порождает новые противоречия. У курсантов происходит серьёзная переоценка ценностей, и вследствие этого кардинально меняется мотивационно-ценностная структура личности военнослужащего, что может стать потенциальной основой конфликтной напряженности. Особое внимание следует обращать также на поведение курсантов стран СНГ, поскольку смена традиционных установок, менталитета, форм взаимодействия основных субъектов образовательного процесса в военном вузе неизбежно приводит к возникновению социальных конфликтов внутри этнической группы.

Проблемная ситуация для учреждения военного образования состоит в сложности выбора методов управления конфликтами, координации всей многосложной структуры. Конфликты любого рода могут повлиять на снижение успеваемости курсантов, снижение престижа (статуса) отдельной личности и учреждения в целом, вызвать снижение продуктивности и работоспособности. По роду своей работы каждый курсант вынужден общаться с себе подобными. От индивидуально-поведенческих особенностей, таких как темперамент, коммуникативные и организаторские способности, уровень агрессивности в отношениях зависит выбираемый стиль и стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Следовательно, военная педагогика нуждается в разработке научно обоснованных рекомендаций по оптимизации различных социальных процессов в военном вузе и формировании конфликтной компетентности будущих офицеров. В этом проявляется актуальность выбранной темы научного исследования.

Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения: недостаточный уровень образованности и воспитания; устарелость организационной структуры, нечёткое разграничение прав и обязанностей; ограниченность ресурсов; необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим курсантам; противоречие между функциями, входящими в круг учебных обязанностей курсантов, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя или преподавателя; различия в манере поведения и жизненном опыте; недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя или преподавателя.

Анализ состояния практической стороны в среде курсантов стран СНГ свидетельствует о росте числа конфликтных ситуаций между ними. Молодые люди в военном образовательном учреждения находятся в постоянном состоянии риска возникновения конфликтов, которые можно условно разделить на две группы: конфликты, произошедшие вследствие решения учебно-предметных задач, и конфликты, возникающие из-за личностных особенностей курсантов.

Н. Н. Саппа, называет основные внешние факторы, влияющие на развитие конфликтов в курсантской среде:

‒ специфические особенности обучения будущих офицеров;

‒ относительная пространственная ограниченность жизнедеятельности и ограниченность разнообразия социальных связей курсантов в военных вузах;

‒ высокая интенсивность и нередко формализованный характер социального взаимодействия в курсантском коллективе;

‒ преимущественно административно-командный стиль взаимоотношений офицеров — командиров курсантских подразделений и преподавателей с курсантами [2, с.44].

Внутриличностный конфликт возникает, когда перед человеком встаёт проблема выбора, который он не может сделать. Это борьба потребностей и социальных условий, желаний и ограничений, необходимости и возможностей, это спор между «хочу» и «нельзя», между «должен» и «не хочу». При потере трудоспособности вследствие травмы или тяжелого заболевания внутриличностный конфликт может выразиться в растущем несоответствии между потребностями и снизившимися возможностями. Если курсанту одновременно дают противоречивые поручения преподаватели разных дисциплин, это может вызвать эмоциональное напряжение. Когда курсант сталкивается с дилеммами, где «за» и «против» для него равны и трудно сделать выбор, он сталкивается с внутриличностным конфликтом. Неумение разрешать внутриличностные конфликты ведёт к нарастанию эмоционального напряжения, агрессии. При развитии аутоагрессии человек «уходит» в болезнь, либо, направляя агрессивность вовне, разряжается на окружающих (тогда внутриличностный конфликт перерастает в межличностный).

Если межличностный конфликт не разрешается тем или иным путём, его участники обращаются за поддержкой, вербуют себе сторонников, и конфликт перерастает в межгрупповой или в конфликт между личностью и группой. Конфликт между личностью и группой как следствие межличностного конфликта возникает, когда один из участников нашёл поддержку своей позиции: это может быть конфликт внутри курсантской группы, между двумя или несколькими курсантскими группами и т. д. Этот вид конфликта может возникнуть и тогда, когда личность не принимает групповые ценности, не придерживается норм поведения, принятых в группе, учреждении, не удовлетворяет социальным ожиданиям группы, то есть приходит «со своим уставом в чужой монастырь». Примерами могут служить молодой человек, совершающий одну из типичных ошибок при подготовке к семинарам или коллоквиумам, когда новый курсант переносит свои прежние стереотипы в новые условия: «А нас так учили!», «Ваши методы устарели!», или курсант, который настаивает на изменении порядков, заведённых в коллективе курсантов или в образовательном учреждении в целом. При этом, к сожалению, конфликт возникает независимо от того, прав или нет «реформатор».

Причиной конфликта между личностью и группой может быть также конфликт между руководителем и подчинёнными, когда первый занимает авторитарную позицию, не считаясь с мнениями, желаниями, потребностями курсантов. Обычно сначала такой конфликт протекает в скрытой форме, прорываясь отдельными, локальными вспышками. Если руководство не заметит и не предпримет мер по прояснению и выходу из данной ситуации, конфликт может привести к катастрофическим последствиям.

К основным внутренним факторам, приводящим к межличностным конфликтам, Н. Н. Саппа относит:

‒ личные антипатии и психологическую несовместимость с отдельными членами замкнутого коллектива;

‒ психологическую усталость от взаимодействия с ограниченным кругом людей;

‒ низкую культуру общения и взаимоотношений;

‒ психологические особенности юношеского возраста — борьба за престиж и влияние в коллективе, маскулинность поведения [2, с. 45].

Исследование стратегий поведения в конфликте осуществлялось на базе Пензенского филиала Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва

Экспериментальная группа состояла из 25 курсантов казахской национальности. Возрастной состав членов группы: от 18 до 25 лет. По образовательному статусу в группе из числа опрошенных наблюдалось преобладание курсантов казахской национальности со средним полным образованием.

Для определения предрасположенности курсантов из Казахстана к конфликтному поведению использовалась диагностика К. Томаса.

В своём подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. По методике К. Томаса были опрошены 25 курсантов казахской национальности. Результаты диагностики представлены на рис. 1.

Рис. 1. Стратегия поведения курсантов в ситуации конфликта с членами группы (в %)

Данная гистограмма показывает, что в разрешении конфликтов в среде иностранных военнослужащих казахской национальности доминирует стратегия сотрудничества (47,8 %).

Соперничество, равно как и избегание, предпочитает наименьшее количество опрошенных курсантов (8,7 % и 4,4 % соответственно). Стратегия поведения, направленная на поиск компромисса в отношениях военнослужащих в конфликте проявляется у 13 %.

У курсантов, ориентированных на стратегию сотрудничества при возникновении конфликтной ситуации (47,8 %), наблюдалась склонность к согласию, поиску и приумножению общих интересов. «Наш интерес состоит в том, чтобы наилучшим образом обеспечить интересы другой стороны» — провозглашают сторонники партнерской стратегии поведении (то есть при её доминанте). Для такой модели поведения в конфликте характерен совместный и откровенный анализ разногласий в ходе выработки решений. Инициатива, ответственность и исполнение распределяются по взаимному согласию

У курсантов, чья тактика поведения диагностировалась какприспособление (26, 1 %) наблюдалось стремление сохранить или наладить благоприятные отношения, обеспечить интересы товарища путем сглаживания разногласий. Готовность уступить, пренебрегая собственными интересами, уйти от обсуждения спорных вопросов, согласиться с требованиями, претензиями. Стремление поддержать партнера, чтобы не затронуть его чувств путем подчеркивания общих интересов, замалчивания разногласий. Если данная стратегия станет для курсанта доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно строить взаимодействие.

У иностранных военнослужащих, чья тактикаповедения заключается в избегании, уходе и уклонении от конфликта (4,4 %), наблюдалось стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным. Часто обнаруживалось стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позицииЭффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

8, 7 % курсантов из Казахстана предпочли стратегию соперничества в конфликтной ситуации. Это выражалось в стремлении настоять на своём путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого антагонизма в случае сопротивления. Применение власти, принуждения, давления, использование зависимости партнёра. Тенденция воспринимать ситуацию как вопрос победы или поражения. Существенным недостатком данной стратегии является подавление инициативы и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

Стратегию компромисса в конфликтной ситуации предпочли 13 % курсантов филиала Военной академии. Это проявлялось в стремлении урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого. Поиск средних решений, когда никто много не теряет, но и много не выигрывает. Интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт.

Очевидно, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха, а при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

Анализ конфликтов в курсантской среде позволяет разделить их на две группы:

‒ связанные с нарушением дисциплины и правил распорядка курсантами;

‒ межличностные (между курсантами, их командирами и преподавателями).

Таким образом, результаты анализа поведения курсантов казахской национальности показали, что ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации является сотрудничество. Это указывает на высокий уровень сплочённости курсантов казахской национальности в ситуации конфликта, ответственности за «имидж» нации в глазах другого государства, стремление сгладить противоречия не за счёт других, а путём цивилизованного решения проблемы.

Количественный состав курсантов казахской национальности и многообразие восприятия приводит к разногласиям в курсантском коллективе. Не редко различие во взглядах, отсутствие согласия между сторонами приводит к конфликтным ситуациям.

Причинами конфликтности могут служить следующие факторы:

‒ график учёбы;

‒ начисление денежного довольствия;

‒ составление графика нарядов на территории военного учебного заведения;

‒ отношение к выполнению обязанностей;

‒ требования к условиям обучения;

‒ личностные особенности курсантов др.

К основным способам и приёмам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:

‒ умение определить, что общение стало предконфликтным;

‒ стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента;

‒ снижение своей общей тревожности и агрессивности;

‒ умение оценивать свое актуальное психическое состояние;

‒ постоянная готовность к неконфликтному решению проблем;

‒ конфликтоустойчивость и чувство юмора.

Для предотвращения межличностных конфликтов начальникам, курсовым офицерам необходимо оценивать, в первую очередь то, что удалось сделать, а затем — то, что не удалось:

‒ оценивающий должен сам хорошо знать деятельность (профессионализм);

‒ оценку давать по существу дела, а не по форме;

‒ оценивающий должен отвечать за объективность оценки;

‒ выявлять и сообщать курсантам причины недостатков;

‒ чётко формулировать новые цели и задачи;

‒ воодушевлять друг друга.

Соблюдение этих рекомендаций поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.

Литература:

  1. Садчикова Я. В., Шварева Л. В. Особенности построения взаимоотношений иностранных военнослужащих в условиях обучения в военном вузе Российской Федерации. Материалы Международной научно-практической конференции «Россия в мире: проблемы и перспективы развития Международного сотрудничества в гуманитарной и социальной сфере» (Москва — Пенза, 11 декабря 2016 г.), С. 203–212.
  2. Саппа Н. Н., Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2 (65). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-konflikty-v-kursantskoy-srede-i-ih-preodolenie (дата обращения: 09.01.2017).
  3. Указ Президента РФ от 10.11.2017 № 1495 (ред. От 02.01.2017). Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru -(дата обращения:12.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): казахская национальность, конфликт, курсант, стратегия поведения, ситуация, конфликтная ситуация, военный вуз, Казахстан, курсантская среда, группа.


Ключевые слова

вооруженные силы, конфликтные ситуации, стратегии поведения, курсанты казахской национальности

Похожие статьи

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале...

Исследовать типы поведений при конфликтных ситуациях в группе студентов

Рассмотреть различные типы конфликтов.

Определить способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

Особенности социально-психологической адаптации...

Военные высшие учебные заведения Российской Федерации выделяются в отдельную обособленную группу среди высших учебных заведений.

Эти процессы могут быть связаны с конфликтными ситуациями, а также такие, которые оказываются в свободной среде от...

Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

Библиографическое описание: Шварева Л. В., Раскачкина Е. В., Масалим И. Е. Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан в конфликтных ситуациях

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности.

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений...

В своей работе мы рассматривали курсантов военных вузов как субъектов социальной адаптации, которые часто сталкиваются с тем, что для решения самых разных социально-психологических проблем необходимы разные стратегии.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы межличностного взаимодействия курсантов.

При возникновении конфликтных ситуаций, психолог должен немедленно устранять возникшее напряжение и помочь конфликтующим.

Межличностные отношения как фактор самоактуализации...

При этом военнослужащий с положительным отношением к ситуации переживает сильнее создавшуюся обстановку, чем остальные члены группы.

Похожие статьи. Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского...

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

...вуза, с учетом специфики военно-профессиональной подготовки, текущей ситуации в гражданской среде [6].

Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов.

Некоторые вопросы международного гуманитарного права...

Данные нормы применяются к законным комбатантам, участвующим в боевых действиях в рамках вооруженного конфликта, и обеспечивают им

Некомбатанты не уполномочены государством или МГП участвовать в военных действиях, и они в них участия не принимают.

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале...

Исследовать типы поведений при конфликтных ситуациях в группе студентов

Рассмотреть различные типы конфликтов.

Определить способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

Особенности социально-психологической адаптации...

Военные высшие учебные заведения Российской Федерации выделяются в отдельную обособленную группу среди высших учебных заведений.

Эти процессы могут быть связаны с конфликтными ситуациями, а также такие, которые оказываются в свободной среде от...

Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

Библиографическое описание: Шварева Л. В., Раскачкина Е. В., Масалим И. Е. Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан в конфликтных ситуациях

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности.

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений...

В своей работе мы рассматривали курсантов военных вузов как субъектов социальной адаптации, которые часто сталкиваются с тем, что для решения самых разных социально-психологических проблем необходимы разные стратегии.

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

...вуза, с учетом специфики военно-профессиональной подготовки, текущей ситуации в гражданской среде [6].

Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы межличностного взаимодействия курсантов.

При возникновении конфликтных ситуаций, психолог должен немедленно устранять возникшее напряжение и помочь конфликтующим.

Межличностные отношения как фактор самоактуализации...

При этом военнослужащий с положительным отношением к ситуации переживает сильнее создавшуюся обстановку, чем остальные члены группы.

Похожие статьи. Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского...

Некоторые вопросы международного гуманитарного права...

Данные нормы применяются к законным комбатантам, участвующим в боевых действиях в рамках вооруженного конфликта, и обеспечивают им

Некомбатанты не уполномочены государством или МГП участвовать в военных действиях, и они в них участия не принимают.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале...

Исследовать типы поведений при конфликтных ситуациях в группе студентов

Рассмотреть различные типы конфликтов.

Определить способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

Особенности социально-психологической адаптации...

Военные высшие учебные заведения Российской Федерации выделяются в отдельную обособленную группу среди высших учебных заведений.

Эти процессы могут быть связаны с конфликтными ситуациями, а также такие, которые оказываются в свободной среде от...

Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

Библиографическое описание: Шварева Л. В., Раскачкина Е. В., Масалим И. Е. Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан в конфликтных ситуациях

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности.

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений...

В своей работе мы рассматривали курсантов военных вузов как субъектов социальной адаптации, которые часто сталкиваются с тем, что для решения самых разных социально-психологических проблем необходимы разные стратегии.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы межличностного взаимодействия курсантов.

При возникновении конфликтных ситуаций, психолог должен немедленно устранять возникшее напряжение и помочь конфликтующим.

Межличностные отношения как фактор самоактуализации...

При этом военнослужащий с положительным отношением к ситуации переживает сильнее создавшуюся обстановку, чем остальные члены группы.

Похожие статьи. Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского...

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

...вуза, с учетом специфики военно-профессиональной подготовки, текущей ситуации в гражданской среде [6].

Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов.

Некоторые вопросы международного гуманитарного права...

Данные нормы применяются к законным комбатантам, участвующим в боевых действиях в рамках вооруженного конфликта, и обеспечивают им

Некомбатанты не уполномочены государством или МГП участвовать в военных действиях, и они в них участия не принимают.

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале...

Исследовать типы поведений при конфликтных ситуациях в группе студентов

Рассмотреть различные типы конфликтов.

Определить способы предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций.

Особенности социально-психологической адаптации...

Военные высшие учебные заведения Российской Федерации выделяются в отдельную обособленную группу среди высших учебных заведений.

Эти процессы могут быть связаны с конфликтными ситуациями, а также такие, которые оказываются в свободной среде от...

Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан...

Библиографическое описание: Шварева Л. В., Раскачкина Е. В., Масалим И. Е. Анализ стратегий поведения курсантов государства Казахстан в конфликтных ситуациях

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности.

Совершенствование рефлексивных и прогностических умений...

В своей работе мы рассматривали курсантов военных вузов как субъектов социальной адаптации, которые часто сталкиваются с тем, что для решения самых разных социально-психологических проблем необходимы разные стратегии.

Особенности процесса обучения и военно-профессиональной...

...вуза, с учетом специфики военно-профессиональной подготовки, текущей ситуации в гражданской среде [6].

Основные принципы моделирования процесса формирования ценностно-смыслового отношения к военной службе у курсантов военных вузов.

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации...

В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы межличностного взаимодействия курсантов.

При возникновении конфликтных ситуаций, психолог должен немедленно устранять возникшее напряжение и помочь конфликтующим.

Межличностные отношения как фактор самоактуализации...

При этом военнослужащий с положительным отношением к ситуации переживает сильнее создавшуюся обстановку, чем остальные члены группы.

Похожие статьи. Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского...

Некоторые вопросы международного гуманитарного права...

Данные нормы применяются к законным комбатантам, участвующим в боевых действиях в рамках вооруженного конфликта, и обеспечивают им

Некомбатанты не уполномочены государством или МГП участвовать в военных действиях, и они в них участия не принимают.

Задать вопрос