Текст-биография на уроке русского языка как иностранного | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 06.03.2017

Статья просмотрена: 3151 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, И. А. Текст-биография на уроке русского языка как иностранного / И. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40256/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлена модель урока РКИ на основе текстов биографического характера. Рассмотрена последовательность работы с текстами такого типа. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного, а также всем, изучающим русский язык.

Ключевые слова: текст, текст-биография, урок русского языка как иностранного, подготовительный факультет

На подготовительном факультете в иноязычной аудитории особое значение придаётся тексту биографического характера. Данный тип текста носит повествовательный характер, сообщает информацию о конкретном человеке. Большое значение тексты такого рода имеют в силу того, что первое, чему должны научиться студенты, — это составление монологических высказываний-представлений. Так называемый рассказ о себе всегда стоит на первом месте в списке тем общего владения, которые должен освоить учащийся подготовительного факультета. Однако, прежде чем строить собственные монологические высказывания, студентам необходимо видеть образцы таких текстов.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока, посвящённого работе с тремя текстами, рассказывающими о трёх российских императорах. Тексты объединены по тематическому принципу и взяты из учебника «Русский язык. Учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов» (авт. Московкин Л. В., Сильвина Л. В.) [2]. Использование таких текстов на уроке РКИ методически целесообразно, так как они наполнены страноведческой информацией, а следовательно, будут легче запоминаться студентами. «Чем больше текст содержит страноведческих сведений, чем существеннее он для нашей культуры, тем выше его содержательная ценность» [1, с. 116].

Представленная методическая разработка поможет организовать урок внеаудиторного чтения, а также может быть использована в рамках занятий по изучению научного стиля речи на исторических материалах (например, в тех группах, где студенты готовятся сдавать вступительный экзамен по истории России). Тексты могут быть использованы как в комплексе, так и отдельно. Часть заданий может быть отдана на самостоятельную работу или предложена в качестве домашнего задания.

В качестве предтекстовой работы студентам предлагается ответить на вопросы общего характера, которые помогут понять, что учащиеся знают о этих исторических деятелях:

  1. Знаете ли вы кого-то из русских императоров (императриц) или царей? Что вы можете онём (или оней) рассказать?
  2. Вы знаете, кто такие Пётр Первый, Екатерина Великая, Александр Второй? Что вы можете оних рассказать?

Также на данном этапе возможно провести работу с портретами российских императоров. Показать учащимся наиболее известные изображения и попросить их описать внешность Петра, Екатерины и Александра. Также можно дать задание высказать свои предположения насчёт характеров исторических деятелей, а после всей работы с текстами вернуться к портретам и узнать, совпали ли предположения студентов с тем, что они узнали об этих людях.

Далее начинается непосредственно работа с первым текстом. Чтение каждого текста должно сопровождаться необходимым лингвострановедческим комментарием преподавателя. Также студенты могут заранее прочитать тексты дома, выписав все незнакомые слова.

  1. Прочитайте тексты. Выполните задания после текстов. Читая тексты, обращайте внимание на выделенные курсивом слова. При необходимости обращайтесь ксловарю.

ПЁТР ПЕРВЫЙ

Пётр Алексеевич Романов (1672–1725) был необычным человеком. Он удивлял своих современников умом и эрудицией. В детстве он получил скромное образование: научился читать и писать, изучил несколько церковных книг и книг по истории. Учёба Петра началась, когда ему было пять лет, а закончилась, когда было десять, но царь продолжал учиться всю свою жизнь. Ещё в молодости Пётр решил создать в России сильную армию и флот. Он начал интересоваться военным делом. Молодой царь хотел знать, как строят военные крепости, как проводят военные сражения. Все эти знания передал ему голландский офицер Франц Тиммерман, служивший в то время в России. Но сначала они занимались математикой: Пётр учился складывать, вычитать, умножать и делить числа.

В 1697 году Россия направила в Европу большое посольство. В его составе были не только дипломаты, но и молодые люди, ехавшие для изучения наук. Среди них был дворянин Пётр Михайлов, который на самом деле оказался царём Пётром. Он не хотел, чтобы европейцы знали, кто он, поэтому ехал как простой дворянин.

В Голландии и Англии Пётр учился строить корабли. Он работал на верфях плотником. Голландцам нравилась его работа, и уже скоро они называли его мастером. Но любознательный русский царь изучал в Европе не только кораблестроение. Он интересовался всем, бывал на фабриках и заводах, в университетах и академиях, в музеях и больницах, в кабинетах учёных и врачей. Пётр часто говорил, что он учится, чтобы показать пример и научить других людей работать.

Больше года царь жил за границей. Он привёз из Европы книги, инструменты, станки — всё то, что ему было интересно и нужно. Он пригласил на работу лучших иностранных специалистов. Только из Голландии в Россию приехало 900 человек.

После возвращения в Россию царь продолжал учиться. Он изучил четырнадцать рабочих профессий. О Петре говорили, что он лучший корабельный мастер в России. Царь работал каждый день и развил в себе большую физическую силу: он легко мог свернуть в трубку серебряную тарелку.

Большие знания помогли Петру изменить Россию. По его приказу в стране строили заводы и фабрики, дороги и каналы, новые города и торговые порты. Пётр создал профессиональные армию и флот и во время Северной войны со шведами (1700–1721) освободил от врагов северные русские земли. В петровское время стала издаваться первая русская газета, был создан первый русский музей, была основана Академия наук. В крупных городах открывали школы и военные училища. Пётр посылал для продолжения обучения за границу лучших учеников и студентов, а когда они возвращались, сам принимал у них экзамены.

Русский царь был скромным человеком. Он носил недорогую удобную одежду, не мешавшую ему работать. Обычно он жил в невысоких маленьких дворцах. Когда начинали строить Санкт-Петербург, он жил в маленьком доме из трёх комнат, который сохранился до настоящего времени. Сейчас там находится музей. Петр начинал Северную войну капитаном, и только через девять лет он стал генералом русской армии и адмиралом русского флота.

Смерть царя, как и его жизнь, была необычной. Осенью 1724 года Петр плыл на корабле в город Сестрорецк и увидел, что потерпело аварию небольшое судно. Матросы и солдаты, которые были на нём, тонули и просили о помощи. Царь бросился спасать их, простудился и в начале 1725 года умер.

После прочтения и анализа текста, а также проведения соответствующей лексико-грамматической работы предлагается выполнить следующие послетекстовые задания. Первая часть заданий направлена на проверку понимания содержания текста, а вторая часть — на активизацию речевых навыков, на развитие умений в построении монологических высказываний.

  1. Ответьте на вопросы:

1) Когда родился Петр Первый?

2) Какое образование было у Петра Первого?

3) Где царь научился строить корабли?

4) Сколько времени Петр Первый прожил за границей?

5) Как изменилась Россия во время правления Петра Первого?

6) Почему смерть Петра Первого можно назвать необычной?

  1. Составьте несколько вопросов по тексту (3–5). Запишите их. Задайте их товарищам по группе.
  2. Скажите, какой характер был у Петра Первого. Аргументируйте своё мнение примерами из прочитанного текста.
  3. Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина «Стансы», посмотрите в словаре незнакомые слова.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Как вы думаете, о ком говорится в этих строках? Как вы это поняли?

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Русская императрицаЕлизавета Петровна, дочь Петра, правила в России с 1741 по 1761 год. У неё не было детей, она назначила наследникомпрестола своего племянника Карла Петра Голштинского (Петра Третьего), который до 14 лет находился при дворе прусского короля Фридриха Второго. Елизавета Петровна долго искала для него жену и наконец выбрала принцессу Софью Фредерику Августу из немецкого княжества Анхальт-Цербст. Софья Фредерика Августа приехала в Санкт-Петербург, приняла православие, получила новое имя Екатерина Алексеевна и стала женой будущего русского царя Петра Третьего. Ей было тогда шестнадцать лет.

С первых лет жизни в России Екатерина поставила перед собой две задачи: во-первых, выучить русский язык и усвоить русские обычаи, во-вторых, научиться нравиться. Многие её враги скоро стали её друзьями.

Жизнь Екатерины при царском дворе была нелёгкой. Елизавета Петровна, ревнивая и завистливая, приказала следить за каждым её шагом. Если Екатерина проявляла симпатию к какой-нибудь фрейлине, этой фрейлине не разрешали больше видеться с Екатериной; если ей нравился какой-нибудь слуга, его выгоняли.

Семейная жизнь Екатерины Алексеевны тоже не была счастливой. В 1754 году у неё родился сын Павел, но ребёнка забрали у матери в комнаты императрицы Елизаветы Петровны. Пётр Третий редко виделся со своей женой. Всё своё время он проводил с другой женщиной — Екатериной Воронцовой. Таким образом, Екатерина Алексеевна была лишена и материнской радости, и супружеской любви.

В это время Екатерина стала много читать. Она читала по-русски, по-немецки и по-французски. Особенный интерес у неё вызвали работы историков, философов, французских энциклопедистов. «Никогда без книги и никогда без горя, но всегда без развлечений», — писала Екатерина о том времени.

В декабре 1761 года императрица Елизавета Петровна умерла. Царём стал Пётр Третий. Хотя его долго готовили к роли на российского императора, он не интересовался жизнью России, презирал всё русское и восхищался только прусским королём Фридрихом Вторым в то время, когда Россия вела с Пруссией войну. В день смерти Елизаветы Пётр Третий прекратил войну с Пруссией и начал войну с Австрией, которая раньше была союзницей России.

Антирусская деятельность Петра Третьего вызывала открытое недовольство русских дворян. В 1762 году они организовали заговор против царя, во главе которого встала Екатерина. Пётр Третий был арестован, а через некоторое время убит. Екатерина стала русской императрицей.

34 года Екатерина руководила огромной страной. Хотя по происхождению она была немкой, прежде всего она соблюдала интересы России. При Екатерине успешной была внешняя политика России, которую проводили дипломат Александр Безбородко, полководцы Пётр Румянцев, Александр Суворов, Григорий Потёмкин, адмирал Фёдор Ушаков. Россия провела несколько удачных войн с Турцией и Польшей, освободила Украину и Белоруссию, завоевала Крым.

Екатерина считала, что большую пользу России могут принести только образованные люди, поэтому она открывала школы, училища и воспитательные дома. При Екатерине в Санкт-Петербурге открылся Смольный институт благородных девиц, в котором воспитывались и учились девушки из благородных семей.

Каждый день Екатерина занималась писательским трудом: писала сказки для детей, педагогические инструкции, комедии и пьесы, статьи в журналы, автобиографические заметки. С помощью лучших историков она составила для своих внуков учебник по русской истории. Её пьесы ставились в Эрмитажном театре. Полное собрание сочинений Екатерины Великой составляет 12 томов.

При Екатерине Великой Россия стала мощной мировой державой. Русские люди стали гордиться своей страной. «Царствование Екатерины, — писал А. С. Пушкин, — имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России».

  1. Ответьте на вопросы:

1) Как и почему немецкая принцесса Софья Фредерика стала русской императрицей Екатериной Алексеевной?

2) Какой личностью была Екатерина Великая? Что вы можете сказать о её характере?

3) Какой была политика России при Екатерине Великой?

  1. Подумайте!

1) Почему Екатерина, когда приехала в Россию поставила перед собой именно такие задачи: выучить русский язык, усвоить русские обычаи и научиться всем нравиться?

2) Что означают слова Екатерины: «Никогда без книги и никогда без горя, но всегда без развлечений»?

3) Почему Пётр Третий не смог стать хорошим императором?

  1. Вы согласны со словами А. С. Пушкина: «Царствование Екатерины имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России». Почему?

АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ

Одним из самых известных государственных деятелей России XIX века был император Александр Второй. Он отменил крепостное право, осуществил важные реформы и освободил южнославянские народы от власти турок.

Александр Второй стал императором в 1855 году после смерти своего отца Николая Первого. В это время политическая обстановка в России была очень сложной. Каждый год происходило более восьмидесяти выступлений крестьян против помещиков. Александр понимал, что в России может произойти революция. Он говорил: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, как оно само начнёт отменяться снизу». 19 февраля 1861 года он отменил крепостное право. Теперь помещики уже не могли продавать крестьян, менять их на собак, проигрывать в карты. Крестьяне получили право жениться без разрешения помещиков, поступать на службу, заниматься торговлей, работать в промышленности. Но крестьяне получили земли меньше, чем у них было до реформы. И даже за эту землю они должны были 49 лет платить деньги, которых у них не было. Поэтому крестьяне были не довольны реформой. Многие из них оставляли свои деревни и уходили работать в города.

Александр Второй осуществил в России военную реформу. Он ввёл обязательную военную службу для всех граждан России. Более ста лет дворяне были освобождены от обязательной военной службы. Теперь они тоже должны были служить в армии.

При Александре Втором в России были созданы новые институты и университеты, гимназии и училища, особенно много появилось сельских школ. Развивалась промышленность, строились железные дороги. В промышленности и строительстве работали инженеры, которые закончили российские технические институты.

При Александре Втором закончилась война на Северном Кавказе, которая продолжалась более полувека. Таким образом были укреплены границы страны. На Дальнем Востоке был основан город-порт Владивосток.

В 70-е годы XIX века южные славяне (болгары и сербы) подняли восстание против турок, которые захватили их земли. В России борьба южных славян вызвала большое сочувствие. Русские люди собирали деньги для поддержки восставших. Тысячи добровольцев отправились сражаться против турок. Александр Второй решил помочь болгарам и сербам в их борьбе. В 1877 году Россия объявила войну Турции. Эта война была очень тяжёлой для России, но в результате победы русской армии Сербия, Болгария и Румыния получили независимость.

Александр Второй сделал много для России. Он мог сделать ещё больше, но в 1881 году он погиб от рук террористов. Революционная организация «Народная воля» давно приняла решение убить императора. Члены этой организации считали, что его убийство приведёт Россию к революции. 1 марта 1881 года в Санкт-Петербурге в Александра Второго террористы бросили бомбу. Они тяжело ранили его и через несколько часов он умер. На месте, где был ранен император, построили храм Воскресения Христова, который чаще называют Спас на Крови.

  1. Ответьте на вопросы.

1) Какой была политика России при Александре Втором?

2) Охарактеризуйте Александра Второго как личность.

  1. Как вы думаете, почему террористы решили убить императора?
  2. Как вы понимаете слова императора: «Лучше отменить крепостное право сверху, чем дожидаться того времени, как оно само начнёт отменяться снизу». Вы согласны с ним?
  1. Кто, на ваш взгляд, из российских императоров является хорошим политиком, акто нет? Докажите свою точку зрения.
  2. Согласитесь или опровергните:

Пётр Первый — лучший правитель для России.

Екатерина Вторая — великая императрица.

–Александр Второй — добрый человек, но не лучший правитель для России.

–Идеальный правитель одинаков для всех стран.

VI. ПОДУМАЙТЕ!

–Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать идеальный правитель?

–Кто из современных правителей, на ваш взгляд, является хорошим политическим деятелем? Аргументируйте свою точку зрения.

  1. Вы прочитали краткую информацию об известных российских императорах. Оком из них вы захотели узнать больше? Что именно вы хотите узнать?
  2. Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из политиков.

Литература:

  1. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Рус. яз., 1990. — 246 с.
  2. Московкин Л. В., Сильвина Л. В. РУССКИЙ ЯЗЫК. Учебник для иностранных студентов подготовительных факультетов. — СПб.: СМИО Пресс, 2010. — 528с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Александра Второй, русский язык, текст, время, Санкт-Петербург, ваш взгляд, Первое, подготовительный факультет, Пушкин.


Похожие статьи

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Профориентация обучающихся на уроках русского языка в 6-м классе

В статье автор пытается решить задачу органичного включения материала учебника Русского языка 6 класса для профессиональной ориентации в процесс обучения.

Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного

В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языко...

Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений

В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей)

В данной статье автор делится опытом организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному в условиях пандемии.

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы

В статье автор пытается определить возможные пути развития учебных пособий по литературе.

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Похожие статьи

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Профориентация обучающихся на уроках русского языка в 6-м классе

В статье автор пытается решить задачу органичного включения материала учебника Русского языка 6 класса для профессиональной ориентации в процесс обучения.

Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного

В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языко...

Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений

В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Проблемы организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному (из опыта подготовительных курсов для иностранных слушателей)

В данной статье автор делится опытом организации дистанционного обучения по русскому языку как иностранному в условиях пандемии.

Обучение химии и выбор профессии

В статье уделяется внимание обучению химии на подготовительных курсах в единстве дидактического и профориентационного аспектов.

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы

В статье автор пытается определить возможные пути развития учебных пособий по литературе.

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Задать вопрос