Автор: Веретенникова Екатерина Александровна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 123 раза

Библиографическое описание:

Веретенникова Е. А. О социальной защите студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 244-245.

Каждый человек стремится предугадать свое будущее и предпринимает необходимые шаги, чтобы оно оказалось максимально благополучным. Поступая в университет, тратя лучшие годы на то, чтобы стать настоящим мастером своего дела, все мы лелеем надежду, что усилия не пропадут даром и спустя годы избранное ремесло останется востребованным и принесет заслуженные дивиденды в виде высокого социального статуса, достойной оплаты труда, морального удовлетворения и прочих преференций. Поэтому  научный интерес к социальной защите и поддержке студенчества является весьма актуальным: во-первых, в обществе всегда существует потребность в высококвалифицированных специалистах; во-вторых, возрастает значимость социальных функций вузов, направленных на успешную адаптацию студенческой молодежи в обществе и ее интеграцию в социум; в-третьих, студенчество объективно является носителем инновационного потенциала развития общества.

            Студенчество обладает высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, проявляет активный интерес к практическому участию в процессе преобразования России. У него имеется необходимый потенциал для того, чтобы выступать реальным партнером органов законодательной и исполнительной власти в решении задач экономического, культурного, социального и воспитательного характера.

            Данный потенциал может быть реализован лишь в том случае, если молодым людям будут предоставлены равные возможности и гарантии в получении образования, обеспечены условия для успешного профессионального старта в период перехода к информационному обществу. Это, в свою очередь, предполагает не только модернизацию существующей системы социальной поддержки молодежи, но и выработку новых стратегических ориентиров профессионального и социального становления студенчества.

 Социально-экономические преобразования в Российской Федерации привели к системным институциональным и стратификационным переменам в жизни молодежи, в том числе и студенческой. В стране имеются необходимые предпосылки для решения проблем студенческой молодежи.

 На сегодняшний день существует объективная потребность в комплексном подходе к решению проблем студенческой молодежи, в определении концептуальных основ государственной политики в отношении студентов вузов России, наконец, в принятии Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», закрепляющего направления и механизмы обеспечения жизнедеятельности студентов, их социальной защищенности и разностороннего развития.

            В условиях модернизации региональных систем социальной защиты и поддержки молодежи особую актуальность приобретает территориальный аспект. Изучение социального положения студенчества региона, специфики региональной жизнедеятельности позволит, с одной стороны, уточнить общие тенденции социальной защиты и поддержки в целом, с другой — создать типологический портрет молодежного регионального социума и на базе этого разработать основные принципы и направления региональной молодежной политики, определить цели и приоритеты регионального управления в сфере работы с молодежью.

 Однако, в решении студенческих проблем доминирует ситуативный подход, ориентированный на принятие частных решений, не связанных единой социально-экономической концепцией. Необходим поиск новых подходов к формированию системы социальной защиты студентов, и в целом развития молодежи. Ведь огромное количество студентов поддерживает свое материальное положение, прежде всего за счет материальной поддержки со стороны родителей. В то же время сдерживающим фактором этого процесса является постоянное повышение платы за обучение. Необходимо в отношении молодежной политики студенчества и особенностей ее реализации на федеральном, региональном и  вузовском уровнях разработать комплекс мер организационного, правового, экономического и социального характера, главной целью которых является обеспечение необходимых условий для получения студентами качественного образования и раскрытия их инновационного потенциала в интересах личности, региона и страны в целом;       также усилить возрастающую роль первичной профсоюзной организации студентов университетов в решении социальных проблем студенчества, а также молодежных студенческих общественных организаций в раскрытии инновационного потенциала будущих специалистов. И задуматься о создании профсоюзов в негосударственных коммерческих вузах. Ведь так как студенчество дифференцировано по самым различным основаниям, продуктивным представляется формирование отличающихся по содержанию, направленности, уровню и объему стратегий социальной защиты и поддержки молодежи:  защитной и развивающей. При этом первая должна реализоваться преимущественно через многоуровневую систему социальной защиты отдельных категорий молодежи с целью ее успешной адаптации и интеграции в социум, а вторая — через систему мер, направленных на раскрытие и поддержку творческого потенциала будущих специалистов с целью расширенного экономического, социального и интеллектуального воспроизводства социума. В комплексе реализация данных стратегий позволит оптимизировать процесс развития будущего специалиста, студенчества как особой социальной группы регионального социума и общества в целом.

            Основные интересы студенческой молодежи состоят в получении высшего профессионального образования, соответствующего интеллектуальным потребностям личности, позволяющего достойно состязаться на рынке профессионального труда и эффективно трудиться в избранной сфере деятельности. Одновременно уверенность студента — будущего специалиста в том, что его знания окажутся востребованными, является важным, базовым элементом социальной защищенности. Выходом из этой проблемы может служить созданные в государственных вузах центры содействия занятости студентов и трудоустройства выпускников, с использованием системы, позволяющей студенту получать информацию о вакансиях и сообщать о себе непосредственно в собственном вузе. Нужна интерактивная информационная система, содержащая не столько сведения с бирж труда (о вакантных рабочих местах), сколько информацию о реальных потребностях рынка труда.

            Такая поддержка поможет вернуть рабочие специальности и поднять производственный потенциал многих предприятий. А так же поможет сбалансировать количество таких специальностей, как «финансисты, экономисты, юристы» и к этим специальностям станут обращаться не из-за их престижа, а действительно люди желающие работать в этой сфере. Ведь именно выпускники таких специальностей страдают в последние годы от нетрудоустроенрости, не выдерживая конкурс на рынке труда. А как известно, если спросу отвечает предложение и делается это в качественном формате, то наступает баланс, устраивающий всех, но до следующего ветра перемен, ведь наш мир развивается семимильными шагами и современному человеку нельзя терять тонус.

 

Основные термины (генерируются автоматически): студенческой молодежи, социальной защиты, проблем студенческой молодежи, инновационного потенциала, социальной защите, социальной защите студенческой, социальной защищенности, молодежной политики, системы социальной, социальной поддержки молодежи, потенциала будущих специалистов, социальной защиты студентов, адаптацию студенческой молодежи, тенденции социальной защиты, стратегий социальной защиты, систему социальной защиты, систем социальной защиты, интересы студенческой молодежи, социальной группы регионального, элементом социальной защищенности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос