1
Статья предназначена для актуализации проблемных вопросов о комплексном подходе к противодействию коррупции.
Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, коррупция, информация, правонарушения.
К вопросу о комплексном подходе к противодействию коррупции в разные исторические этапы развития России складывались различные точки зрения. Это, несомненно, сказалось на формировании современных подходов к противодействию коррупции в России в целом.
Государственное противодействие коррупции может осуществляться и осуществляется на разных уровнях, в разных сферах общественной жизни и с применением самых разных организационных форм и правовых средств. Чтобы такое противодействие было эффективным, должна формироваться специальная система мер и приоритетов противодействия — антикоррупционная государственная политика (стратегия) [1, с. 41].
Комплексный подход к противодействию обусловлен самой природой коррупции.
Сегодня под коррупцией понимается социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом служебного положения для личного обогащения [2, с. 7].
Данный подход к пониманию коррупции даёт возможность рассматривать коррупцию в узком смысле. Более полным и широким представляется подход, в котором коррупция является незаконным, противоправным, общественно-опасным деянием, проявляющемся в сфере экономики, политики, социальной и целом ряде других областей или государственного управления, за которое нормативно-правовыми актами установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность [11, с. 64]. Целесообразно отметить, что подобный подход присутствует в некоторых зарубежных странах [4, с. 42-49; 5, с. 378-384; 6, с. 374-378].
В российской и зарубежной юридической науке остро стоит вопрос комплексном подходе к противодействию коррупции, об эффективной ответственности государства перед институтами гражданского общества [7, с. 184; 8, с. 50-54], с одной стороны, и равнозначной ответственности институтов гражданского общества перед обществом и государством, с другой стороны [9, с. 49-55; 10, с. 111-114].
Полагаем, что для увеличения эффективности борьбы с коррупцией необходимо планомерно обновлять российское законодательство в сфере борьбы с коррупцией, поскольку своевременная модернизация сможет укрепить организационные основы проводимой государственной политики, а также сможет на ранних этапах выявить личную заинтересованность тех, кто недобросовестно распоряжается бюджетными средствами, скрывает факты недобросовестного обогащения, пользуясь служебным положением и исключить конфликт интересов [11, с. 113-114].
За 12 месяцев 2016 г. прокуратурой Аскизского района установлено 136 нарушений закона, выявлено 33 незаконных правовых акта, принесено 33 протеста, которые рассмотрены и удовлетворено, в суд направлено 2 заявления, внесено 16 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 13 должностных лиц, к административной 2, в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного следствия направлен 1 материал, на основании которого возбуждено 1 уголовное дело.
Приведенные результаты надзорной деятельности свидетельствуют об увеличении количества выявленных прокуратурой района нарушений. Рост количества нарушений обусловлен изменениями действующего законодательства, а также низким уровнем знаний должностных лиц органов местного самоуправления норм закона, в том числе о противодействии коррупции, что в свою очередь привело к увеличению принесенных протестов. Несвоевременный мониторинг изменений действующего законодательства органами местного самоуправления приводит к тому, что муниципальные нормативные правовые акты (далее по тексту - НПА) приводятся в соответствии с изменившимся законодательством, только после вмешательства прокуратуры района.
Также в 2016 г. отмечено увеличение количества внесенных представлений об устранении нарушений в сфере противодействия коррупции. Основанием для внесения представлений, послужили выявленные нарушения при трудоустройстве граждан на муниципальные должности. Так, в 4 поселениях установлено, что граждане при трудоустройстве не предоставляли сведения о доходах как на себя, так и членов семьи. В двух случаях установлено, что при назначении директоров муниципальных унитарных предприятий не учитывалось, что назначаемые директора являлись учредителями и директорами иных юридических лиц, что в свою очередь требовало принятия мер прокурорского реагирования. Также прокуратурой района проведены проверки соблюдения законодательства при предоставлении сведений о доходах, по результатам которых выявлены существенные недостатки, выразившиеся в предоставлении не достоверных сведений. Так, например, заместителем главы Аскизского сельсовета в справке о доходах не были отражены сведения о продаже в 2015 году двух автомобилей, другим заместителем не отражены сведения о наличии в собственности двух земельных участков.
В целом влияние органов прокуратуры носит положительных характер, в том числе приводит к недопущению и предотвращению коррупционных преступлений.
В 2016 г. прокуратурой района в Аскизский районный суд направлено два исковых заявления о признании договоров социального найма и договоров безвозмездной передачи жилья в собственность двум работникам администрации ничтожными и возвращения квартир в муниципальную собственность. Оба исковых заявления рассмотрены удовлетворены, решения суда вступили в законную силу, фактически исполнены, муниципальные квартиры возвращены в муниципальную собственность.
При осуществлении надзора за соблюдением законодательства о противодействии коррупции прокуратурой района установлено, что в органах государственной и муниципальной власти, контрольно-ревизионных органах ведется планомерная работа по борьбе с коррупцией, созданы и функционируют комиссии по урегулированию конфликта интересов.
Роль органов прокуратуры в организации работы по борьбе с коррупцией, наряду с надзорной деятельностью, сводится к обобщению и анализу результатов «прокурорских» проверок, которые в последующем, по итогам года (полугодия) доводятся до сведения должностных лиц, путем направления информаций.
Кроме того, прокуратурой района в системном порядке проводятся проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в органах местного самоуправления, в том числе в органах, осуществляющих контрольно-надзорные функции и реализующие разрешительные полномочия, а также в иных организациях различной организационно – правовой формы.
Прокуратурой района организовано взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами района, осуществляется координация работы органов, расположенных на поднадзорной территории, осуществляются совместные плановые проверки.
Так, прокуратурой района утвержден план совместных мероприятий правоохранительных и контролирующих органов (прокуратура Аскизского района, ОМВД России по Аскизскому району, СО по Аскизскому району СУ СК РФ по РХ, КРК Аскизского района), в том числе направленных на выявление и пресечение коррупционных преступлений.
Оценивая работу органов государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных органов следует отметить значимость органов прокуратуры в данном направлении деятельности, поскольку благодаря работе прокуратуры удается существенно снизить уровень коррупционных правонарушений, что указывает на последовательность действий в данном направлении.
Вместе с тем, в ходе проверок в органах местного самоуправления прокуратурой района в 2016 г. выявлены факты неисполнения утвержденных планов противодействия коррупции.
Так, при проверке администрации Аскизского сельсовета установлено, что в администрации разработан план по противодействию коррупции. Изучение плана показало, что его отдельные положения не исполнены.
Так, планом предусмотрены: проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных правовых актов, включение вопросов на знание антикоррупционного законодательства при проведении квалификационного экзамена и аттестации муниципальных служащих, издание и распространение брошюр или буклетов, содержащих антикоррупционную пропаганду и правила поведение в коррупционных ситуациях, организация и проведение заседаний с участием представителей органов местного самоуправления, правоохранительных органов и предпринимателей (по согласованию) с целью предупреждения и исключения фактов коррупции, выработки согласованных мер по снижению административных барьеров.
Вместе с тем, указанные мероприятия администрацией не исполнены.
Кроме того, Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 01.06.2016 органам местного самоуправления рекомендовано в планы противодействия коррупции внести изменения, направленные на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами.
Вместе с тем, администрацией Аскизского сельсовета данные мероприятия не проведены.
По результатам проверки 29.09.2016 прокуратурой района главе Аскизского сельсовета внесено обобщенное представление. По результатам рассмотрения представления, приняты меры к устранению нарушений, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой района в системном порядке осуществляются проверки в отношении должностных лиц ОМС, органов государственной власти, в том числе по вопросу соблюдения ими установленных антикоррупционным законодательством обязанностей запретов и ограничений.
Установлено, что органами местного самоуправления сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера размещены на сайтах.
Так, при проверке достоверности сведений выявлены факты их недостоверного предоставления (выявлено 16 нарушений, внесено 6 представления, 6 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности).
Таким образом, можно сделать вывод, что на пути становления в Российской Федерации правового государства и гражданского общества имеются препятствия коррупциогенного характера. Вместе с тем, органы прокуратуры во взаимодействии с другими правоохранительными органами и институтами гражданского общества, последовательно и методично их устраняют практически во всех социально значимых сферах общественной жизни. Поскольку снижение уровня коррупции несомненно ускорит в политическое, социально-экономическое, научно-образовательное, культурное и иное развитие России, ее дальнейшее становление как демократического, правового и социального государства.
Литература:
- Номоконов В.А. Антикоррупционная политика: проблемы формирования и реализации // Таможенная политика на Дальнем Востоке. - 2010. №4 (53). С. 41.
- Кабанов П.А. Коррупция и взяточничество в России: исторические, криминологические и уголовно-правовые аспекты / П.А. Кабанов. – Нижнекамск: Гюзель, 1995. – С. 7.
- Березина Е.В., Евдокимов К.Н. Актуальные вопросы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами прокуратуры // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2016. № 1 (30). С. 23-24.
- Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Государственно-правовые проблемы противодействия коррупции в Китайской Народной Республике // Юридическая Наука. – 2015. - № 4. С. 42-49.
- Юрковский А.В. Национальная и пенитенциарная безопасность в политических системах стран Северо-Восточной Азии (на примере Монголии, Республики Корея и КНДР) // В сборнике: Пенитенциарное право и пенитенциарная безопасность: теория и практика материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р.А. Ромашова. 2013. С. 378-384.
- Юрковский А.В. Национальная и пенитенциарная безопасность в политических системах стран Северо-Восточной Азии (на примере Японии и КНР) // В сборнике: Пенитенциарное право и пенитенциарная безопасность: теория и практика материалы III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Р.А. Ромашова. 2013. С. 374-378.
- Юрковский А.В., Кузьмин И.А. Конституционно-правовая ответственность в диалоге восточных культур: проблемы и перспективы // В сборнике: Кризис цивилизации как следствие кризиса верховенства права. Международный правовой форум: материалы. 2014. С. 183-187.
- Юрковский А.В., Куликов М.Ю. К вопросу конституционно-правового регулирования злоупотребления правом в России и странах Северо-Восточного азиатского региона. // Академический юридический журнал. 2014. № 4 (58). С. 50-54.
- Юрковский А.В. Органы прокуратуры в странах Северо-Восточной Азии: конституционно-правовой анализ // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2008. № 3-5. С. 49-55.
- Кузьмин И. А., Юрковский А. В. Отечественная система права и законодательства: взгляд сотрудников прокуратуры // Государственная служба. - 2016. № 3. – С. 111-114.
- Юрковский А.В., Евдокимов К.Н., Деревскова В.М. Правовые основы противодействия коррупции: учебное пособие. – Иркутск, 2012. – 199 с.