В статье рассматриваются способы повышения производительности труда в банковской сфере Республики Саха (Якутия). Одной из ключевых задач, стоящих перед любым банком, является существенное повышение производительности труда относительно традиционно наблюдавшегося уровня, для достижения по данному показателю лидерских позиций среди компаний, действующих в финансово-банковской сфере. Производительность труда является одной из главных характеристик эффективности деятельности сотрудников банка.
В статье проведен анализ персонала предприятия, производительности и оплаты труда АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО.Целью анализа является выявление резервов рационального использования персонала организации, их рабочего времени и повышения производительности труда. Определены тенденции изменения показателей по труду и заработной плате, эффективности труда, влияние факторов на изменение размера фонда оплаты труда, влияние использования трудовых ресурсов на изменение объема деятельности и другое. А также выводы на основе анализа.
Ключевые слова: производительность труда, банковская сфера, инновации, технологические инновации
Производительность труда является одной из главных характеристик эффективности деятельности сотрудников банка. Банковская деятельность предполагает специфический подход к расчету экономической эффективности предприятия, прибыли, рентабельности и других экономических показателей.
Внедрение новых банковских продуктов и услуг выступает в качестве надежного средства обеспечения преимуществ перед конкурентами, установления выгодных цен и изменения доли рынка в свою пользу. Однако, технологические инновации, которые оказывают непосредственное воздействие на экономию издержек, способствуют повышению производительности труда персонала, привлечению клиентов за счет упрощения системы обслуживания и повышения ее эффективности. Сегодня, когда на рынке банки предоставляют в большинстве своем аналогичные услуги, методом увеличения конкурентных преимуществ может стать уникальная технология осуществления операций, постоянные инновации в области организации труда, обслуживания клиентов. [7]
Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. К ним относятся инновации в области организации труда работников и организации обслуживания клиентов. Система организации труда на современном предприятии представляет собой совокупность элементов, обеспечивающих функционирование трудового процесса: разделение и кооперация труда, содержание труда работников, технология осуществления операций и методы труда, нормирование и регламентация, дисциплина труда, условия труда, мотивация и стимулирование труда, оплата труда, подбор, расстановка, подготовка и развитие работников. [10]
Основными возможными инструментами повышения производительности труда могут быть:
– унификация и оптимизация процессов банка;
– внедрение современных информационных технологий, приводящее к повышению уровня автоматизации, скорости выполнения операций и снижению доли ручного труда;
– централизация операций и функций поддержки;
– повышение уровня специализации и разделения труда;
– повышение уровня квалификации сотрудников;
– снижение доли низкопродуктивных активностей и потерь среди затрат рабочего времени сотрудников;
– обмен лучшими практиками и внедрение корпоративной системы работы с инновациями. [4]
Повышение производительности труда предусматривает совершенствование существующей и формирование новой рабочей силы, повышение норм и зон обслуживания, уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы, предотвращение текучести кадров, упрощение структуры управления, механизацию учетных и вычислительных работ; изменение рабочего периода; повышение уровня специализации производства. Также призвана решать финансовые проблемы, проблемы своевременной оплаты труда и много других вопросов, направленных на удовлетворение потребностей предприятий, трудовых коллективов и их семей.
В Республике Саха (Якутия) в 2016 году действуют только два региональных банка. [9]
Акционерный коммерческий банк «Алмазэргиэнбанк» Акционерное общество является крупнейшим в республике. Банк отдает большое значение внедрению инноваций и считает это своей корпоративной ценностью: «Мы привержены инновационного стиля во всем, что касается освоения новых сегментов рынка, современных финансовых услуг, передовых банковских технологий, форм работы, новых контактов и предложений, поиска новых областей деятельности, новых форм взаимодействия с клиентами, восприятия новых идей и предложений».
Для достижения высокого уровня удовлетворенности сотрудников АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО была разработана и внедрена новая система оплаты труда, основанная на системе грейдов или объективной оценки относительной значимости каждой должности в общей иерархии должностей, а также формирования должностных окладов в соответствии с данными референтного рынка. Также в 2015 году банк начал реализацию крупных проектов, направленных на развитие сервисов для клиентов и повышение эффективности работы внутри банка: началась реализация первого этапа нового «Интернет-Банка», запущен проект перехода на электронное досье на базе решений IBM, внедрены система управления «Advanta» и система для проведения удаленных совещаний от компании «Microsoft».
Среднесписочная численность работников «Алмазэргиэнбанка» выросла за период 2013–2015 годы на 91 человек или приблизительно на 15 %. Такой рост связан с расширением территориальной сети Банка и открытием новых подразделений. Большинство работников Банка имеют высшее экономическое, либо юридическое образование.
Определим тенденции изменения показателей по труду и заработной плате и обратимся к данным представленным в таблице 1.
Таблица 1
Динамика основных показателей по труду изаработной плате вАКБ «Алмазэргиэнбанк» АО за 2013–2015гг. [2,6]
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
Среднесписочная численность работников (Ч), чел. |
607 |
622 |
698 |
Фонд оплаты труда (ФОТ), тыс. руб. |
405 102 |
444 794 |
508 647 |
Средняя выработка на одного работника (СВ), тыс. руб. |
3 159 |
3 608 |
3 948 |
Средняя заработная плата на одного работника (СЗП), тыс. руб. |
667 |
715 |
729 |
Фонд оплаты труда с 2013 по 2015 годы вырос на 103 545 тыс. руб., или на 25,6 %. Столь значительный рост связан как с увеличением численности персонала, так и с переходом в 2015 году на новую систему оплаты труда на основе системы грейдов.
Средняя выработка на одного работника выросла с 3 159 тыс. руб. в 2013 году до 3 948 тыс. руб. в 2015 году. Рост показателя связан с тем, что темпы роста выручки (процентного дохода) опережают темпы роста численности персонала.
Средняя заработная плата на одного работника за анализируемый период выросла на 62 тыс. руб. Рост показателя связан с тем, что темпы роста фонда оплаты труда опережают темпы роста численности персонала, а также с переходом на новую систему оплаты труда.
Размер фонда оплаты труда можно считать обоснованным, а использование средств целесообразным, т. к. темпы роста средней выработки на одного работника, хоть и незначительно, но опережают темпы роста средней заработной платы. В результате с 2013 по 2015 годы экономия ФОТ росла и в 2015 году составила 37 474 тыс. руб. В 2015 году такой же объем работ, как и в 2014 году выполнили с относительно большим количеством работников на 14 человек (в 2014 году в сравнении с 2013 годом с относительно меньшим количеством на 15 человек). Фонд оплаты труда за период с 2013 по 2015 годы вырос на 103 545 тыс. руб. или на 25,6 %, что обусловлено влиянием следующих факторов: среднесписочная численность работников в 2015 году увеличилась на 76 человек (на 15 человек в 2014 году), что привело к увеличению расходов на оплату труда на 54 340 тыс. руб. (на 10 005 тыс. руб. в 2014 году). Средняя заработная плата на одного работника повысилась на 1,9 % в 2015 году (на 7,2 % в 2014 году), что увеличило ФОТ на 9 772 тыс. руб. (на 29 856 тыс. руб. в 2014 году).
Выручка от реализации в сопоставимых ценах в 2015 году выросла на 21,7 % (на 11,8 % в 2014 году). При этом за счет роста численности работников на 76 человек в 2015 году выручка от реализации повысилась на 274 208 тыс. руб. (на 47 385 тыс. руб. при росте численности на 15 человек в 2014 году). Средняя выработка в 2015 году возросла на 9,4 %, что увеличило выручку на 237 320 тыс. руб. (на 279 278 тыс. руб. при росте выработки на 14,2 % в 2014 году) и составила 46,43 % в общем изменении объема деятельности (85,37 % в 2014 году).
Таким образом, рост выручки в значительной мере достигнут за счет влияния интенсивного качественного фактора, что оценивается положительно, хотя это влияние и снизилось к 2015 году.
Также повышение эффективности труда в 2015 году можно связать с переходом АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО на оплату труда на основе системы грейдов.
3 ноября 2015 года рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) повысило рейтинг кредитоспособности «Алмазэргиэнбанку» до уровня А+ «Очень высокий уровень кредитоспособности». Прогноз по рейтингу — «Стабильный», подуровень — третий. Ранее у Банка действовал рейтинг на уровне А «Высокий уровень кредитоспособности», первый подуровень со «стабильным» прогнозом. Отсюда следует, что АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО сохранил свою динамику, значит, внедренные инновации в области организации труда и обслуживания клиентов работают.
Литература:
- Бодрикова, О. А., Совершенствование системы распределения фонда оплаты труда на предприятии / О. А. Бодрикова, Н. М. Ильичева // Российское предпринимательство. — 2013. — № 18 (240). — С. 90–94.
- Годовой отчет АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО за 2015 год [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.albank.ru/ru/stockholder/2016/annual_report_2015.pdf — (дата обращения: 25.11.2016)
- Кузнецова, Н. Б., Оценка трудового вклада и эффективности труда работников / Н. Б. Кузнецова, А. Ш. Галимова // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 136–138.
- Линючев, В. Ф., Актуальные вопросы повышения производительности труда в банковской сфере России [Электронный ресурс] / В. Ф. Линючев // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. — Новосибирск: СибАК, 2011. — Режим доступа: https://sibac.info/conf/econom/i/52348 — (дата обращения: 15. 11. 2016).
- Отчет исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2015 год [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://old.sakha.gov.ru/node/297431 — (дата обращения: 25.11.2016)
- Официальный сайт Акционерного коммерческого банка «Алмазэргиэнбанк» Акционерное общество [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://albank.ru/ru/ — (дата обращения: 24.11.2016).
- Просвиркина, Е. Ю., Оценка производительности в российском банковском секторе / Е. Ю. Просвиркина // Российское предпринимательство. — 2014. — № 1 (247). — С. 70–77.
- Слинков, А. М., Мотивация трудовой деятельности: монография / А. М. Слинков. — Братск: БрГУ, 2010. — 171 с.
- Справочник по кредитным организациям Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.cbr.ru/credit/colist.asp?find=&how=name&bl=&pl=&cs=&rgn=71 — (дата обращения: 25.11.2016)
- Фукалова, Л. Л., Резервы роста производительности труда на основе применения инноваций / Л. Л. Фукалова// Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 326. — С. 162–164.