На сегодняшний день автопроизводитель готов предложить водителю транспортные средства, соответствующие его желаниям, манере езды, требованиям безопасности, комфорту и расходу топлива. Итак, рассмотрим какие коробки переключения передач существуют на сегодняшний день.
Автоматическая коробка переключения передач
Самым распространенным видом автоматической трансмиссии стала гидромеханическая передача (ГМП), существующая более ста лет, которую обычно называют «автоматической трансмиссией» или просто «автоматом». Но наибольшее распространение ГМП получила с середины прошлого столетия и широко применяется до настоящего времени. Современные «гидроавтоматы» имеют пять ступеней, что гораздо лучше с точки зрения согласования работы двигателя с условиями движения и влияния этого фактора на динамические характеристики автомобиля и ресурс силового агрегата. В настоящее время имеются конструкции с шестью-семью передачами. Гидромеханические АКПП прибавили и в «интеллекте» — научились работать в нескольких режимах: стандартном, спортивном, зимнем; приспосабливаться к стилю езды конкретного водителя; переходить с автоматического на ручное управление и наоборот. Наличие таких дополнений сказалось на стоимости машин. Технологиям свойственно со временем дешеветь, но пока АКПП по-прежнему остаются недешевой опцией. В настоящее время большое количество легковых автомобилей оборудуются гидромеханическими автоматическими коробками переключения передач. И детище каждого автопроизводителя имеет свою специфику. Тем не менее большинство гидромеханических АКПП имеют общую схему. Одним из основных узлов является гидротрансформатор, который служит для автоматического и бесступенчатого изменения крутящего момента двигателя. Второй основной узел ГМП — автоматическая механическая передача, состоящая из планетарного механизма, системы управления планетарным механизмом и системы гидравлического управления. Посредством включения и выключения в определенной последовательности фрикционного сцепления и тормозных лент происходит перераспределение крутящего момента двигателя в планетарном механизме. Однако от чего «гидроавтоматы» никогда не избавятся, так это от высоких внутренних потерь энергии в гидротрансформаторе. Из-за этого автомобиль с гидромеханической трансмиссией расходует на 0,5–1,5 л/100 км топлива больше, чем его аналог, оснащенный обычной механической коробкой, что и стало одной из причин, побудивших конструкторов искать классическому «автомату» альтернативу. Следует отметить, что, несмотря на бытующее мнение о недолговечности «автоматов, средний ресурс АКПП составляет 200–300 тыс. км или 10–15 лет, после чего коробка действительно начинает стареть.
Плюсы:
– устанавливается на автомобили, работающие на газе, дизельном топливе и бензине;
– плавное и комфортное движение за счет режимов sport, winter, standard;
– высокая динамика при наборе скорости;
– устойчивое поведение на любых скоростях.
Минусы:
– цена опции (разница в стоимости с МКПП на новых автомобилях от 500 до 1500 у.е.);
– увеличенное потребление топлива (в зависимости от объема двигателя составляет от 0,5 до 2,0 л).
Роботизированная коробка переключения передач
Роботизированная коробка передач — это совмещение автоматической и механической трансмиссий. Это «автомат», осуществляющий последовательный механизм переключения. Во время работы роботизированной коробки задействуется одна передача. При достижении оборотов двигателя точки включения следующей передачи нужная передача выбирается заранее, но ее сцепление остается разомкнутым. Сервомеханизм переключения передач одновременно размыкает сцепление включенной передачи и замыкает другое сцепление, обеспечивается непрерывный поток мощности. Эта конструкция избавлена от «задумчивости» классических АКП. Среднее потребление топлива равно, а в некоторых ситуациях и ниже, чем у авто с обычной «механикой», в зависимости от объема двигателя. «Роботы» кроме обычного режима «Drive» могут иметь «Sport», при включении которого КПП значительно «придерживает» включение повышенной передачи, чаще включая пониженные, а сам процесс переключения ускоряется. При движении коробку также можно переводить в ручной режим. Кроме большого КПД и возможности передавать высокий крутящий момент, роботизированная коробка позволяет разгоняться либо мягко и осторожно, например на скользкой дороге, либо по-спортивному, утопив педаль газа в пол.
Плюсы:
– очень быстрое переключение при нахождении трансмиссии в режиме ожидания;
– нет потери мощности в связи с подключением сцепления вместо гидротрансформатора;
– экономичнее в потреблении топлива по сравнению с гидромеханическими АКПП.
Минусы:
– дороже в производстве по сравнению с МКПП и гидромеханической АКПП;
– более дорогая опция при покупке автомобиля и, как следствие, выше цена ремонта;
– сложность механизма может создать больше вероятностей к поломкам.
Вариатор
Еще одним из типов автоматической трансмиссии является вариатор — CVT — Continuously Variable Transmission, что можно перевести как «трансмиссия с непрерывно изменяемым передаточным числом». Суть происходящих внутри коробки процессов — два шкива, связанных ремнем, могут плавно менять свой диаметр, обеспечивая смену передаточного числа. Вариатор помогает двигателю работать в режиме наилучшей отдачи. Эти преимущества компенсируют небольшую эффективность, когда вариатор работает на минимальных нагрузках. Уровень комфорта высокий, а расход топлива сопоставим с механической коробкой передач. CVT более предпочтительна, чем обычная автоматическая трансмиссия, так как проще, экономичнее и совершеннее. Вариатор позволяет водителю не напрягаться при выборе передачи, как в обыкновенной автоматической коробке. Но вместо ее фиксированных передаточных чисел CVT самостоятельно выбирает передачу из бесконечного их количества в соответствии с условиями движения и режимом, выбранным водителем. При этом передаточное отношение вариатора изменяется плавно и так же плавно трансформируется «поток» крутящего момента к ведущим колесам. Мощность, отдаваемая двигателем, почти идеально согласуется с динамикой движения автомобиля. Это способствует снижению износа двигателя и агрегатов трансмиссии при одновременном улучшении топливной экономичности вследствие оптимальной работы мотора на большинстве эксплуатационных режимов и отсутствия разрыва «потока» крутящего момента, который случается при переключении передач, обеспечивая таким образом большой комфорт при езде.
Плюсы:
– плавность набора скорости и ее сброса;
– отсутствие фиксированных «скоростей» способствует повышению КПД двигателя;
– возможность экономии топлива по сравнению с обычными «автоматами».
Минусы:
– относительная недолговечность вариатора из-за его конструктивных особенностей — небольшого ресурса основного вариаторного узла — 150–200 тыс. км;
– более дорогая специальная трансмиссионная жидкость и более короткие, чем у обычных «автоматов», сроки ее замены;
– более сложные электронные настройки вариаторов.
Итак, давайте сделаем выводы. По техническим характеристикам, естественно, вариаторная трансмиссия опережает автоматическую. Имеется в виду динамика разгона, небольшой расход топлива, переключение передач без рывков. Однако она уступает АКПП в вопросах ремонта. Починить вариаторную коробку гораздо сложнее, однако если вы купите новую машину, то ее можно отремонтировать по гарантии. Поэтому при покупке подержанного автомобиля лучше отдать предпочтение коробке-автомат.
Если водитель любит активную езду и знает толк в скоростном управлении автомобиля — подойдет механическая трансмиссия или «робот». Традиционная АКПП — идеальный вариант для владельцев внедорожников, которые нуждаются в комфортном управлении автомобилем в условиях города и на бездорожье. «Робот» также подходит спокойным водителям, которые выбирают небольшие машины и для которых очень важна экономичность двигателя. Ну а вариаторная коробка хороша для тех автомобилистов, которые любят абсолютно плавную езду.
Литература:
- Что выбрать из «автоматов»? URL: http://www.rview.ru/akpp.html
- Вариативная трансмиссия или автоматическая коробка переключения передач — все «за» и «против» URL: http://rating-avto.ru/sravnenie/variator-ili-avtomat.html