Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 26.01.2017

Статья просмотрена: 2251 раз

Библиографическое описание:

Степанова, А. А. Важность саморегуляции для профилактики эмоционального выгорания / А. А. Степанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 350-351. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38702/ (дата обращения: 19.10.2024).



Ключевые слова: cаморегуляция, эмоциональное выгорание

Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими.

Публий Сир (древнеримский поэт)

Что же такое эмоциональное выгорание? Определений существует множество, но все сходятся в одном истощение с моральной, умственной и физической стороны человека. Этот синдром опасен для тех людей, которые работают в сфере «человек-человек», педагоги, дефектологи, врачи, эти профессии наиболее энергоемкие, часто обусловлены эмоциональным напряжением специалиста.

При эмоциональном выгорании наблюдаются психологические проблемы: отсутствие уверенности в себе, нехватка «силы духа», неудовлетворенность межличностными отношениями, неадекватная самооценка. Так же проблемы возникают и с физиологической стороны организма это плохое самочувствие, частые боли, нарушение сна, проблемы с излишним весом. Во избежание, нарушений в психоэмоциональной деятельности, для сохранения психического здоровья, гармоничных отношений с собой и окружающими необходима способность к саморегуляции.

Саморегуляция — это управление психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Существуют разнообразные способы саморегуляции, которые способствуют восстановлению сил, нормализуют эмоциональный фон деятельности, и усиливают мобилизацию ресурсов организма.

Способы, связанные суправлением дыхания.

Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Существует медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации и частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способы, связанные суправлением тонусом мышц, движением

Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:

1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;

2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;

3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.

Можно работать со следующими группами мышц:

– лица (лоб, веки, губы, зубы);

– затылка, плеч;

– грудной клетки;

Способы, связанные своздействием слова это самоприказ, самопрограммирование, самоодобрение (самопоощрение).

Словесное воздействие непосредственное воздействует на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказ- это словосочетание, которое помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами

«Разговаривать спокойно!»,

«Молчать, молчать!»,

«Не поддаваться на провокацию!»

Самопрограммирование- сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», мысленно повторите его несколько раз.

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

Самоодобрение (самопоощрение)- находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

«Молодец!»,«Умница!»,«Здоровополучилось!»

Способы, связанные сиспользованием образов.

Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Эти образы будут для вас ресурсными, запоминать их лучше в трех модальностях: зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); ощущения втеле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Так же существуют естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;

– размышления о хорошем, приятном;

– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

– наблюдение за пейзажем за окном;

– рассматривание цветов в помещении, фотографий.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

– эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

– эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

– эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Таким образом, владение способами саморегуляции позволяет управлять своими познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности, регулировать свое психофизическое состояние, выбирая и оптимальные для себя методики и используя их для мобилизации своих возможностей или релаксации.

Литература:

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. — № 2, 2006, — с. 216–222.
  2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.
  3. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.
  4. Семенова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, нервно-психическая напряженность, образ, тонус мышц.


Ключевые слова

эмоциональное выгорание, cаморегуляция

Похожие статьи

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Методы саморегуляции психических состояний как способы борьбы со стрессом в современных условиях

В статье раскрывается необходимость саморегуляции психических состояний, рассматриваются основные методы психической саморегуляции.

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Полисенсорный подход в развитии пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Концепция аллостаза и ее значение в проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм

Похожие статьи

Влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников

В статье рассмотрена проблема формирования синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников. Изучено влияние способности к эмоциональной саморегуляции на формирование синдрома эмоционального выгорания.

Методы саморегуляции психических состояний как способы борьбы со стрессом в современных условиях

В статье раскрывается необходимость саморегуляции психических состояний, рассматриваются основные методы психической саморегуляции.

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Полисенсорный подход в развитии пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи

Концепция аллостаза и ее значение в проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых

Понятие стресса и приемы минимизирования его воздействия на организм

Задать вопрос