Взгляды Амира Темура на нравственное и интеллектуальное воспитание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 9547 раз

Библиографическое описание:

Султонов, Сирож. Взгляды Амира Темура на нравственное и интеллектуальное воспитание / Сирож Султонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 626-627. — URL: https://moluch.ru/archive/138/37640/ (дата обращения: 16.12.2024).



Взглянув на мысли о государстве и обществе Амира Темура, освоившего и внесшего большой вклад в развитие мудрости Востока, видим: он считал, что знание и ум должны преобладать в управлении государством и направлении социальной жизни в нужное русло.

Человек ‑ это сила, руководящая государством в обеспечении благосостояния жизни общества, поэтому мыслитель утверждал необходимым девятую часть государственных дел решать путем совета. Великий полководец, осознав интеллект науки и образования одним из преобладающих факторов в развитие человеческого общества, дал глубокое значение интеллекту и внутренним творческим способностям человека [1, 1969].

Его необыкновенно редкий интеллект был одним из его достоинств. Нам известно, что Ибн Арабшах, знав это, писал о нем: «Темур – нравственная, рассудительная личность, нету преград его уму». Уделять внимание умственным способностям человека – значит найти путь, ведущий к обладанию добрых качеств и лидерству в повседневной жизни и социальных событиях. Человек может преодолеть любые трудности с помощью памяти и интеллекта. Амир Темур считал, что ум и интеллект тесно связаны с умственными достижениями и являются результатом интеллекта. Напоминал о значении интеллекта в умственном развитии человека. Поэтому уделял внимание критичности решений, говоря: «Доверяй, но проверяй». Требовал всестороннего подхода и разумного решения, личного мнения, умения верного оценивания событий в жизни общества. Полководец обращал внимание не на анатомическую и физиологическую способность интеллекта, а на практические аспекты.

Исходя из своего опыта, он писал, что, анализируя все данные советы, выбирал самые добродетельные. Он ценил умение быстро решать задачи и его значение в достижении цели и для обладания такими способностями. Амир Темур: «Для правильного решения задачи нужно выслушать многих индивидов, так как интеллект ‑ это индивидуальная способность. Узнав мнение каждого, использовать наилучшие мысли из них, имея в виду значимость анализа синтеза, сравнивая обобщения абстракции выяснения и выполнения». Полководец осознавал победу и поражение в битве как дело судьбы, которое можно предвидеть при помощи умственных способностей человека. Для доказательства своих мыслей он говорил: «Мои предвидения совпадали с судьбой. Если человек будет принимать меры, основываясь на интуицию в осуществлении своих надежд и целей, то она будет служить как средство добрых деяний». Как ученый, он считал результатом ума освоение науки, отработки военной тактики, мирного управления государством, использования новых предложений и методов в жизненных вопросах и недопущения смятений. «То, что не может сделать 100 всадников, можно выполнить одним умным мероприятием», ‑ говорил он [3, 1992].

Он ставил выше одного разумного человека многочисленных, но не опытных людей: «Победа не в силе, а в уме». Здесь мы осознаем не физическую, а умственную способность, которая облегчает человеку жизнь. В «Уложениях Темура» он всегда уделял внимание интеллекту и умственной деятельности человека. Главнокомандующий, уверенный в возможности разумного и справедливого управления государством, изложил в своих трудах пути и методы облагораживания социальной жизни.

Амир Тимур[A1] придавал большое значение качеству обучения. Он требовал в процессе обучения молодежи разъяснять им смысл «Корана», значение изложенных в нем мыслей и вместе с ним разъяснять слушателям законы государства, шариата и соблюдения их в жизни, а в вопросе морали изучать и соблюдать созданный Мухаммедом Ибн Абдуллахом «Хадисам», соблюдая эти требования, добиваться совершенства человека. Амир Тимур[A2] для обучения мусульман религиозным вопросам, религиозному правоведению и хадисам в каждый город назначил ученых и учителей. Повелитель, наряду с обучением молодежи религиозным предметам, уделял большое внимание обучению и другим наукам, как писал академик И. Муминов, ‑ математике, геометрии, хандасе (инженерным наукам), архитектуре, астрономии, литературе, истории и музыке. А также Амир Темур был сторонником преподавания географических знаний молодежи. Он уделял внимание освоению знаний о странах, в которых не побывал [2, 1992].

Особенно он глубоко освоил картографию. Мы можем это видеть в его письме Аллахдаду и его поручении о создании карты Китая. Он наблюдал деятельность ученых в академии, которую он сам создал. Известно, что полководец имел понятие о педагогике. Он в своих совещаниях при встречах с учеными обменивался мнениями о внутреннем и внешнем состоянии государства, кроме религиозных и правовых задач, о духовно-образовательных задачах в государстве, а также о поведении и морали народа. Мы хорошо знаем это из беседы Амира Темура с арабскими учеными. Беседа велась путем свободных переговоров и с открытой душой. Он при беседе бросал запутывающие вопросы для правильного решения проблемы.

Каждый знаток права чувствовал себя сидящим как в медресе, каждый пытался показать себя, торопясь отвечать на вопросы. Этот метод Амира Темура широко использовался в школах и в медресе во время бесед со студентами и считался совершенным педагогическим опытом своего времени. Он хорошо осознавал значение наставничества ученых для развития государства и воспитания молодежи. Исходя из этого, создавал все возможности для преподавания местных и иностранных педагогов и мударрисов, обеспечивая их жильем и хорошей зарплатой. Для более эффективной реализации этого приказывал давать работу в государственных учреждениях ученым и ремесленникам. Ибн Арабшах писал: «Видя достоинства даже в простом ремесле, он высоко одобрял его» [4, 1994].

Разумеется, он выбирал для службы мудрых, глубоко знающих свое дело, увидевших мир людей. Он очень уважал людей находчивых и умных в каждом аспекте жизни. Амир Тимур[A3] считал научные труды, написанные ученым, основным орудием для развития знания и профессии, считал, что книга или написанный труд позволит людям научиться использовать и безошибочно жить долгие последующие периоды. Оценивая книгу, он считал, что она имеет огромное значение в обучении людей, повышении уровня сознания, воспитании, созидании и является основой знания и учителем. Амир Тимур[A4], считавший книгу основой знания, в столице Мовароуннахра – Самарканде, организовал знаменитую, привлекшую внимание многих государств и ученых большую библиотеку. В библиотеке собраны книги, рукописи, созданные на Востоке, ‑ Китае, Индии; на Западе ‑ России, Армении, Риме и других государствах. Например, когда Тимур[A5] завоевал Малую Азию, он нашел в древнем городе Бурсе богатую библиотеку. Все ценные книги, погрузив на гужевые повозки, перевез в Самарканд.

Литература

  1. Абдураззоқ Самарқандий. Матлаъи ус-саъдайн ва мажмаъи баҳрайн. Т., ‑ 1969.
  2. Аҳмедов Б. А.Ўзбекистон тарихи манбалари(Қадимги ва ўрта асрлар),Т., ‑ 1992.
  3. Ибн Арабшаҳ. Ажойиб ал-мақдур фи тарихи Таймур (Темур тарихида тақдир ажойиботлари). Т., ‑ 1992.
  4. Муҳаммаджонов А.Темур ва темурийлар салтанати, Т., ‑ 1994.

[A1]Есть и такое написание. Надо прийти в работе к единому написанию – или Темур, или Тимур

[A2]Прим. 1

[A3]Прим. 1

[A4]

[A5]Прим. 1

Основные термины (генерируются автоматически): государство, внимание, интеллект, Самарканд, социальная жизнь, умственная способность человека.


Задать вопрос