Этические проблемы науки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 18574 раза

Библиографическое описание:

Кузняков, Е. В. Этические проблемы науки / Е. В. Кузняков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 716-717. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38542/ (дата обращения: 19.10.2024).



Термин «этика» с греческого переводится как характер, нрав, обычай. Этика как философская наука изучает нравственность. [5, с. 700]

Этика учёного является узким понятие, относительно этики науки, т. к. она охватывает peгулятивистские аспекты морали в науке, то, на что ссылаются ученые.

Основные направления этики науки:

– внешняя этика науки — это изучение этических проблем, зарождаемых взаимодействием общества и науки;

– внутренняя этика науки — особый раздел этики науки представляет проблемы, относящиеся к взаимодействиям в пределах научного сообщества.

В прошлом веке можно было считать, что этические проблемы науки затрагивают лишь отдельные отрасли, возникают только в индивидуальном порядке. Но в современном мире данная концепция безнадёжно устарела. В 21 веке каждый может убедиться в том, что благодаря научно-техническому прогрессу появляются все новые проблемы, связанные с этикой. Поэтому дискуссии о них ведутся постоянно.

Однако методология каждой отрасли имеет свои особенности. В одних областях науки эти проблемы значимей, чем в других, повседневной жизни человека. Но как и каждая, по изучению, отдельная наука, является самостоятельной областью знания, безусловно, есть смысл анализировать этические проблемы, которые затрагивают всю науку в целом.

Развитие технической культуры стало критичным на границах роста цивилизации во второй половине 20 века из-за кризисов и проблем во всём мире. Среди тех проблем, вызванных техногенной цивилизацией, можно выделить три главные, поставившие под угрозу безопасность человечества:

Проблема выживания в следствии постоянного совершенствования оружия массового поражения.

С развитием ядерного оружия появилась проблема возможного самоуничтожения, это негативная сторона научно-технического прогресса, открывшего возможности для военной техники.

–Проблема кризиса экологии.

Постоянно возрастающее число автомобилей, вырубка лесов, загрязнение водоёмов наносят отпечаток на биосферу и в современное время масштабы таковы, что биосфера начинает разрушаться как целостная экосистема. Возможная экологическая катастрофа требует от человечества принципиально новых идей для сохранения природы и здоровья людей. Необходимо отходить от потребительства и возвращаться к более скромному образу жизни даже в тех странах, где живут богато.

–Проблема сохранения личности человека.

Данную проблему обозначают как проблему выхода из современного антропологического кризиса. Совершенствуя мир, человек все чаще уже не контролирует силы и это не свойственного его природе. Последнее десятилетие отмечено чрезвычайно быстрым развитием нейробиологии, кроящее под собой антигуманное использование не в целях изменения психических расстройств, а в качестве средства контроля за человеком. Бурное развитие химии и медицины не до конца догадываются о последствиях и побочных эффектах. Научные исследования, на сегодняшний день, во всех, без исключения, крупных масштабах следуют в исследование наиболее различных методов влияния на человека и способностей самого человека. В особенности, свойственным формулированием и того и другого считаются множественные исследования, в которых индивид фигурирует в качестве подопытного. Любое, такого рода, исследование вызвано увеличением знания о свойствах этого, либо другого вещества, устройства, способа влияния на человека. Потребность его выполнения при этом бывает обусловлена потребностями формирования какого-либо конкретного раздела биологии или медицины или другой области знания. В случае если попробовать представить себе интегральную совокупность таких экспериментов, то окажется, что она дает нам некоторое познание о человеке. Можно констатировать: чем преимущественно наука претендует на то, что она служит заинтересованностям и благу человека, тем наиболее существенную значимость в ней обязаны играть исследования с участием человека. Однако содействие в подобных опытах постоянно связано с огромным, либо наименьшим риском для испытуемых. Подобным способом, настает ситуация инцидента заинтересованностей — с одной стороны, экспериментатор, устремляющийся к получению новейшего познания; с другой стороны, испытуемый. Для которого на первом месте — терапевтический результат, к примеру, лечение недуга, ради чего, непосредственно, он и дает согласие быть подопытным.

Таковы сложные и острые проблемы, стоящие перед этикой науки как формирующейся исследовательской областью. Мы видели, что они тесно связаны как с развитием самой науки, так и с ее взаимодействием с обществом. Та или иная трактовка науки в значительной степени определяет и характер постановки этических вопросов науки, и способы их изучения. Стержневой для этики науки, на наш взгляд, является проблема социальной ответственности ученого, оснований и механизмов этой ответственности. Мы пытались показать, что она ни в коей мере не навязывается науке извне, и имеет свои основанная в природе научной деятельности. Сама по себе социальная ответственность ученых— условие хотя и необходимое, но отнюдь не достаточное для того, чтобы полностью исключить возможности злоупотребления достижениями науки. Эта проблема может быть решена лишь всем ходом прогрессивного социального развития. Было бы в высшей степени неразумно преувеличивать возможности науки и ученых в гуманизации прогресса науки и техники. [4] Но еще более неразумным и, по сути дела, безответственным будет и игнорирование активной социально—этической гуманистической позиции научной общественности. Впереди — новые проблемы и новые дискуссии в этой новой, развивающейся сфере исследований, какой, несомненно, является этика науки. В ее орбиту во все большей степени будут втягиваться не только те конкретные науки, о которых шла речь выше, но и социально-психологические, общественные и поведенческие науки, педагогика и науки о культуре и человеке как личности, путях ее формирования и развития. Ведь этика науки как относительно самостоятельная социально-философская дисциплина может иметь перспективу только на основе исследования конкретных ситуаций, которые возникают во всем комплексе наук, рассмотрения их в тесной связи с развитием человеческой культуры в целом. А это значит, что будет не только возрастать комплекс новых проблем, по и увеличиваться трудности их научного разрешения. Наверное, это хорошая перспектива для философов: есть над чем напряженно работать и горячо, заинтересованно спорить.

Литература:

1. Поносов, Ф. Н. Современные философские проблемы техники и технических наук. — Ижевск.: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. — 262 с.

2. Лем, С. Этика технологии и технология этики. Модель культуры. — Пермь, 1993.

3. Этика и ответственность науки // Человек. — 2000. — № 5.

4. Фролов И. Т., Юдин Б. Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. — М.: Политиздат, 1986. — 399 с.

5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М., 2001. — 720 с.

Основные термины (генерируются автоматически): этика науки, проблема, наука, научно-технический прогресс, развитие, социальная ответственность.


Задать вопрос